Музыкальная грамотность

1. Закрепление представления о типических особенностях стиля русской музыки.

2. Осознание характерных черт стиля П. Чайковского. Определение его музыки на слух.

3. Определение на слух на основе накопленных слуховых впечатлений принадлежности музыки к определённому художественно-историческому стилю (барокко, классицизму); индивидуальному композиторскому стилю (И.С. Бах, В. Моцарт).

4. Расширение и углубление представления учащихся о жанре на разных иерархических уровнях этого понятия.

5. Обобщение знаний о жанре оперы, общее представление о жанрах оперы: опера seria, опера buff, зингшпиль.

6. Освоение принципов построения формы сонатного allegro.

7. Формирование представлений о симфонии как жанре, воплощающем идею реальной противоречивости событийного развития.

8. Знакомство с жанрами культовой музыки: мессой, реквиемом, пассионами, их содержанием, функциями и строением.

9. Знакомство с жанром барочного концерта и его разновидностями (concerto grossi).

10. Актуализация представлений учащихся о сюите. Общее представление об особенностях барочной сюиты.

11. Актуализация представлений учащихся о старинных танцах (менуэт, гавот, полонез), знакомство с другими старинными танцами, входящими в старинную танцевальную сюиту (аллеманда, сарабанда и т.д.).

12. Знакомство с жанрами стиля барокко: инвенция, фуга, прелюдия, токката, страсти. Общее представление о строении фуги.

13. Закрепление представлений об основных формообразующих принципах, актуализация знаний опорных схем трёхчастной формы, формы рондо, вариационной формы, умение определять форму в звучащих произведениях. Знакомство с формой сонатного allegro, освоение и понимание специфики симфонического цикла, способов симфонического развития.

14. Освоение понятия «музыкальный склад». Формирование умения определять на слух полифонический и гомофонно-гармонический склад, понимать специфику развёртывания голосов и организации музыкальной ткани внутри каждого склада.

15. Продолжение систематической работы по освоению основных выразительных средств музыки. Проведение тестов на определение лада, тембров инструментов симфонического оркестра, певческих голосов, хоров и т.д. Направленность всей работы в этой области на осознание взаимодействия выразительных средств в процессе создания музыкального образа, на неразрывность связей структурных элементов музыкальной формы и содержания.

16. Дальнейшее развитие ладового чувства, определение на слух ладофункциональных тяготений, связей. Умение найти и спеть тонику, трезвучие. Введение самых общих представлений о гармонических функциях (тоника – доминанта – субдоминанта), их взаимодействии, определение на слух в форме музыкально-дидактической игры.

17. Продолжение освоения тональностей до мажор – ля минор, соль мажор – ми минор, фа мажор- ре минор, ре мажор – си минор. Сольфеджирование и сольмизация в этих тональностях партитур разучиваемых песен, основных тем прослушиваемых произведений.

18. Актуализация и углубление знаний, умений, навыков в области метро-ритма.

19. Продолжение освоения нотной грамоты. Умение читать нотную запись, петь по партитуре, прослеживать по партитуре звучащее музыкальное произведение.

 

Певческая деятельность

 

Работать над выразительной, осмысленной интерпретацией песни, понимать смысл исполнительских выразительных средств, сознательно применять их в процессе исполнения.

Осваивать двухголосный и трехголосный строй, осваивать различные виды многоголосия. Особое внимание уделить полифоническому многоголосию.

Совершенствовать и развивать основные певческие навыки.

Развивать умение слышать и воплощать в качестве певческого звука стиль эпохи, особенно при разучивании и исполнении произведений И.С.Баха, В. Моцарта.

Петь в диапазоне:   сопрано I:     d1 – e2 - f2

                            сопрано II:     c1 –c–d2

                            альты:       a–h1

Реализовать в певческой деятельности личностные представления учащихся о стиле и содержании творчества композиторов, музыку которых они слушают в данный момент на уроке.

Вся певческая работа в 6-м классе подчинена тематизму программы. Для распевания используются темы произведений изучаемого автора; музыкально-дидактические упражнения для развития слуха тесно связаны с изучаемым музыкальным материалом, с эпохой, стилем. В связи с освоением особенностей гомофонно-гармонической фактуры вводится новое упражнение для развития гармонического слуха: определение на слух в сравнении интервалов и аккордов. Определение основных гармонических функций: тоники, субдоминанты, доминанты происходит в процессе игры, где учащиеся условными знаками показывают гармонические функции (T, D, S), а музыкальным материалом служат разучиваемые произведения, например, хор из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта.

 

Певческие упражнения

 

Распевание А. Яковлева №№2 – 6 (повторение), №8, 9, 12.

Стабильные распевания на основе нисходящих отрезков звукоряда на различные слоги и разными штрихами.

Гаммы с названием нот, и вокализом.

    А. Анцев «Соловушко» - повторение.

Каноны:

      Немецкая народная песня «Музыканты»

    К. Херинг «Кофе».

    В. Моцарт «Dona nobis pacem».

Исполнение тем прослушиваемых произведений вокализом и с текстом (см. программу).

Упражнения для развития гармонического слуха:

- нижний звук из двух,     

- средний и нижний звук из трёх

- пение кадансов из разучиваемых песен

-игра «Интервал – аккорд»

Исполнение вокализом тем, фрагментов сочинений разучиваемых или прослушиваемых на уроке (см. программу).

 

Импровизация

Новой формой певческой деятельности является гармоническая импровизация, основанная на умении учащихся вслушиваться в звучании гармонии, аккордов, интервалов. Материалом для этой увлекательной работы являются прежде всего русские народные песни «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина» и т.д.

Импровизация подголосков в разучиваемых песнях.

Подстраивание верхней и нижней вторы.

 

Содержание работы

 

Если в пятом классе в центре внимания находился жанр оперы, то в шестом классе на первый план выходит симфония и другие жанры инструментальной музыки. В течение всего учебного года учитель готовит учащихся к пониманию особенностей симфонического развития, симфонической формы. Кульминацией этой работы является подробное ознакомление учащихся с жанром симфонии, способами симфонического развития (по Л. Бернстайну), строением (в самом общем виде) сонатного allegro в связи с изучением особенностей стиля венского классицизма и погружением в симфоническое творчество В. Моцарта.

Первая тема учебного года «Творчество П. Чайковского» продолжает и завершает тему «Стиль русской музыки» на временном отрезке XIX века. Музыка П. Чайковского сопровождала учащихся с первого класса. Начинается изучение темы с повторения, актуализации знаний музыки П.Чайковского. В форме концерта-загадки или викторины предлагаются детям фрагменты знакомых произведений П. Чайковского: пьесы из фортепианных циклов «Детский альбом» и «Времена года», фрагменты балетов: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», фрагменты второй и четвертой частей IV симфонии, I симфонии, первого концерта для фортепиано с оркестром.

Войти в мир музыки П. Чайковского поможет вальс.

Вальсовость – одно из ведущих жанровых начал в музыке П. Чайковского. Многие страницы его музыки рождены вальсовыми ритмами, являя нам музыкальные образы подчас очень разные по содержанию. Посредством вальсовости выявляются связи музыки П.Чайковского с традицией городской русской музыкальной культуры, городской народной песней, городским романсом, а также с традицией поэтизации жанра вальса в русской музыке, заложенной М. Глинкой в его гениальном «Вальсе – фантазии», повторение которого предваряет знакомство с творчеством П. Чайковского. Повторяются знакомые вальсы П.Чайковского, затем учащиеся слушают упоительный вальс из «Серенады для струнного оркестра».

Настроиться на эмоциональный мир П. Чайковского подросткам поможет стихотворение В. Иванова «Льются звуки» и стихотворение Я. Полонского «Музыка», посвященное П.Чайковскому (см. приложение).

 В центре внимания в шестом классе – симфоническое творчество композитора. Главной задачей является осознание учащимися содержания творчества композитора: красоты и интенсивности переживаний, нравственных исканий и страданий человеческой души, а также попытка в процессе восприятия музыки подняться до высоты сопереживания, сострадания лирическому герою композитора. Ключевыми в этом смысле являются слова Ф. Достоевского «Сострадание есть важнейший, если не единственный закон бытия человечества», которые становятся эпиграфом к уроку, написанным на доске. Основной материал – шестая симфония композитора, его лебединая песня, гениальная кульминация его творчества.

Темы жизни и смерти, смысла бытия чрезвычайно созвучны современным подросткам. Интонационный анализ позволяет выявить интонацию вопроса-размышления во вступлении, вопроса-развития в главной партии и диалектичность содержания гениальной и прекрасной побочной партии. Именно с нее начинается вхождение в трагический и прекрасный мир шестой симфонии. Какой непростой музыкальный образ, особенно для шестиклассников. Мнения подростков расходятся: одни считают ее светлой, прекрасной, счастливой, безмятежной, другие слышат в ней драматизм, трагедию несостоявшихся надежд, несбывшихся желаний, кто-то понимает, что эта тема двойственна по содержанию, в ней есть и свет, и счастье, и отчаяние, говорят учащиеся, постигая в процессе анализа содержание этой великой темы П. Чайковского, воплощающей мечту о счастье и трагическое понимание его невозможности. Далее происходит знакомство с темами вступления и главной партии, прослушивание экспозиции, и лишь на третьем уроке учащиеся слушают I часть симфонии, переживают ее содержание, пытаются его осмыслить. На последующих уроках происходит прослушивание остальных частей симфонии или их фрагментов, осмысление содержания всего симфонического цикла.

Вторая задача – выявить характерные стилистические черты индивидуального композиторского почерка П. Чайковского, доступные учащимся VI класса. Прежде всего, важно показать интонационные связи многих лирических тем композитора, как бы «выливающихся из вершины» (тема лебедей из балета «Лебединое озеро», тема II части IV симфонии, тема последней арии Ленского, тема из письма Татьяны «Кто ты, мой ангел ли хранитель» из оперы «Евгений Онегин», побочная партия увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и т.д.), генетическую связь интонационного языка с городской русской народной песней, с бытовым романсом.

Важной чертой стиля является эмоциональная откровенность и особая напряженность лирического высказывания. Необходимо также показать и своеобразие тембрового мышления П. Чайковского («зловещая медь», струнно-смычковые звучащие в кульминационных моментах). Кроме симфонии №6, важно обратиться на уроках к I части симфонии №4, а в тестах познакомить детей с фрагментами симфонии №5, фрагментами увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» и др.

 В шестом классе появляются многоуровневые тесты, заключающие в себе два задания, два уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень сложности и таким образом может получить отличную отметку.

Интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие современных шестиклассников обуславливает возможность обратиться к европейской музыкальной истории. К сожалению, мизерный объем учебных часов (один час в неделю) серьезно ограничивает возможный объем изучаемого материала

Обращаясь к эпохе барокко, демонстрируем учащимся характерные черты этого художественно-исторического стиля: драматическую экспрессию, внутреннюю напряженность, противоречивость, эмоционально приподнятый тон, патетику, опираясь при этом на параллели в изобразительном искусстве, скульптуре и. особенно, архитектуре. Характерное для барокко стремление к синтезу искусств проявилось и в расцвете оперного жанра, и в культовой музыке (духовные оратория и кантата, пассионы). Интенсивное развитие инструментальной музыки привело к созданию и развитию циклических форм: concerto grosso, сюиты, ансамблевой и сольной сонаты.

Как всякое великое явление в искусстве, творчество И.С.Баха не укладывается в рамки стиля барокко, оно шире и многогранней, тем не менее характерные черты стиля барокко проявляются достаточно ярко: и в воплощении теории аффектов, и в аллегоричности творчества, и в ораторском, проповедническом пафосе, и в широком использовании музыкальных риторических фигур, и в полифоническом мастерстве И.С. Баха, и в единстве полифонического и гомофонно-гармонического мышления. Высокая трагедийность творчества И.С. Баха, напряженность драматургического развития проявляется в характерных для барокко жанрах духовной музыки, особенно в пассионах, мессе си минор, а также в органных сочинениях, которые свидетельствуют о блестящем мастерстве виртуоза-органиста, а также в создании гениальных сочинений в сфере инструментальной музыки, как клавирной, так и оркестровой.

Ключом, содержащим удивительные по глубине характеристики музыки И.С.Баха, является стихотворение О. Мандельштама «Бах». (см. приложение). Опыт показывает, что в начале изучения темы важно познакомить учащихся с этим стихотворением, а затем на протяжении изучения всей темы возвращаться к замечательно точным, обобщающим строкам стихотворения: «рассудительнейший Бах», «гневный собеседник», «несговорчивый старик», и особенно выделить следующие строки:

 

Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа в самом деле

Ты в доказательстве искал?

 

Подростки с удовольствием сами находят наиболее важные определения музыки И. С. Баха, содержащиеся в стихотворении, и запоминают их.

Обращаясь к изучению творчества И.С. Баха, необходимо накапливать музыкальный материал, прежде чем ввести термин «барокко» и определить соответствующие черты стиля, проводя аналогии с произведениями изобразительного искусства и архитектуры.

Важнейшей стилистической чертой творчества И.С. Баха является полифоническое мышление, которое воплощается в полифоническом складе, таким образом возникает необходимость введения понятия о складе как гомофонно-гармоническом, так и полифоническом. Вначале на материале творчества П. Чайковского вводится понятие гомофонно-гармонический склад (мелодия, аккорды). Понятие «полифонический склад» выступает как обобщение музыкально-слуховых представлений учащихся о каноне, накопленных в певческой деятельности.

Главное в этой работе – осознание различных принципов развертывания музыкальной ткани.

В этом контексте полифонический склад рассматривается как многоголосие, складывающееся из параллельно развивающихся горизонтальных линий, мелодически и функционально равноправных, а гомофонно-гармонический склад рассматривается как многоголосие, обусловленное вертикальным мышлением, аккордовыми комплексами. Движение голосов подчинено логике смены гармоний (аккордов), выделением функции главного голоса (мелодии), отражающего процесс ладофункционального развития.

На основании вышеизложенного предлагаются учащимся две схемы для определения склада:

полифонический склад, гомофонно-гармонический склад.

Естественно, необходимо объяснить все термины: мелодия, аккорд, гармония, гомофония, полифония; понять и усвоить содержание этих основных понятий и научить учащихся ими пользоваться.

Следующим этапом в освоении принципов создания полифонической фактуры является освоение фуги – основной формы и основного жанра полифонической музыки.

Показывая экспозицию фуги, предлагается учащимся авторское рифмованное объяснение, которое они легко запоминают:

 

Тему предлагаем,

Друг за другом вступаем,

Друг друга догоняем,

С полуслова понимаем,

Серьезно рассуждаем,

Истину находим,

К единодушию приходим.

 

Важно, чтобы учащиеся поняли суть фуги как развитие и рассмотрение одного явления с разных сторон, рассуждение,размышление на одну, определенную тему. Это постоянное рассуждение, напряженное развитие мысли - одна из основных черт стилистики И.С. Баха.

Освоение различных полифонических приемов И.С. Баха происходит сначала на материале инструментальных сочинений, при этом учащиеся знакомятся с различными жанрами органной и клавирной музыки: прелюдией, токкатой, инвенцией.

По мнению многочисленных исследователей творчества И.С. Баха, он наиболее велик в своем вокально-хоровом творчестве: в кантатах, мессе, страстях.

Восприятие духовной музыки И.С. Баха требует серьезной подготовки. Опираясь на знания современными школьниками некоторых сюжетов Библии, в частности, Нового Завета, необходимо дать общее представление о мессе как центральном обряде католического культа, о страстях как своеобразном театрализованном религиозном действе в рамках протестантского обряда. Восприятие образов духовной музыки И.С. Баха обогатят, конкретизируют и облегчат репродукции картин западно-европейских художников на евангельские сюжеты.

Месса h-moll – своеобразная кульминация в процессе освоения творчества И.С. Баха. Именно месса дает возможность раскрыть нравственные идеалы И.С. Баха, трагедийный пафос, глубину осмысления им проблем бытия, суть его музыкального мышления.

Знакомство с мессой начинается с гениального «Kyrie». Учитель исполняет тему на фортепиано, учащиеся слушают, проводится интонационный анализ (напряженное преодоление, устремленность ввысь – мучительный ряд восходящих полутоновых интонаций создает неповторимый облик этой темы), пропевается с текстом начало темы, затем звучит фрагмент первой фуги. Латинские названия всех частей пишутся на доске и обязательно переводятся. Кроме «Kyrie» важно познакомить учащихся с частями «Crycifixus» и «Et ressurexit» (фрагмент), которые должны звучать подряд, без перерыва, демонстрируя типичный барочный контраст. Тема хора «Crycifixus» также анализируется, вычленяется основная интонация – нисходящий полутон, а затем обязательно пропевается.

О жанре страстей подростки получают лишь самое общее представление. Прослушивая №44-48 из «Страстей по Матфею», связанных сюжетно с отречением Петра, где звучит знаменитая ария альта (№47). Перед прослушиванием важно познакомить учащихся с соответствующим эпизодом Евангелия.

По мере освоения особенностей полифонического и гомофонно-гармонического склада необходимо вводить и те произведения И.С. Баха, где сочетаются гомофонно-гармонический и полифонический склад: это некоторые клавирные прелюдии, фрагменты хоралов, фрагменты сюиты си минор, фрагменты Бранденбургских концертов. Важно выявить особенности оркестрового письма И.С. Баха, своеобразие состава и звучания барочного оркестра. Особое внимание уделить жанру хорала, показать примеры хоралов и хоральности, известные детям («Утренняя молитва» и «Легенда» П. Чайковского), петь обработки хоралов И.С. Баха, и, конечно, послушать две – три хоральные прелюдии, хоралы из страстей (заключительный хорал из «Страстей по Иоанну»).

Эффективность усвоения полифонического склада обеспечивается накоплением слухового опыта в специальных упражнениях – тестах. Такие тесты проводятся на каждом уроке, пока все ученики не научатся различать на слух гомофонно-гармонический и полифонический склад. В тесты полезно включать также полифоническую музыку других композиторов эпохи барокко: Д. Скарлатти, А. Вивальди, А. Корелли, Г. Генделя.

Сопоставление особенностей гомофонно-гармонического и полифонического склада, как двух различных способов музыкального мышления позволяет выявить некоторые типические черты стилей барокко и классицизма, на примере сравнения характерных черт музыки И. С. Баха и В. Моцарта. Сопоставляются и архитектурные памятники классицизма и барокко, а также произведения изобразительного искусства.

Большой интерес представляет сопоставление полифонической музыки И.С. Баха и В. Моцарта, в котором путеводной нитью служит интонационное проникновение в стилистику композитора. По итогам изуечения темы интонационные особенности музыки И.С. Баха на слуху у учащихся. А музыкальные произведения В. Моцарта много раз звучали в начальной школе, в тестах на определение стиля русской музыки, в связи с изучением творчества П.Чайковского, для которого музыка Моцарта была «высшей точкой, до которой красота досягала в сфере музыки» (П. Чайковский).

Изучение творчества В. Моцарта начинается со знакомства с его операми, т.к. музыкальный театр был его особой страстью, а театральность пронизывает всю его музыку. В контексте этой работы необходимо повторить все, что учащиеся знают об оперном жанре, о певческих голосах. Необходимо очень кратко остановиться на новаторском подходе В. Моцарта к жанру оперы, появлению в его творчестве нового оперного героя. В процессе знакомства с оперным творчеством В. Моцарта полезно обратиться к вопросам интерпретации его музыки разными исполнителями. В этом возрасте подростки прекрасно понимают, исходя из собственного опыта исполнения музыки, важность исполнителя музыки в триаде: композитор – исполнитель – слушатель. Рассмотрение различных вариантов исполнения вызывает живой интерес подростков, позволяет им найти близкое к своему пониманию музыкального образа исполнение, попытаться обосновать свой выбор. В процессе такой работы выявляется важность личности слушателя, определяющей инвариантность восприятия, возможность актуализации подростком в этом процессе своих личностных доминант. В результате этой работы учащиеся делают вывод о важности сотворчества в процессе восприятия музыки: «сколько нас – столько вариантов», например, первой части симфонии № 40. Слушатель – тоже соавтор!

В. Моцарт – гений и загадка, как всякий гений. Его творчество подобно айсбергу: часто светлое и, на первый взгляд, простое и ясное, оно всегда таит в себе глубины мироздания, непознанные бездны, трагические коллизии. Это хорошо услышал А. Чичерин, это слышит любой внимательный слушатель (в этом отношении показательна вторая часть симфонии № 41). Диалектическое, всеобъемлющее, гармоническое воплощение В. Моцартом разнообразных образов окружающего миропорядка аналогично античному мировосприятию, воплощенному в образе двуликого Януса. Подростки, живущие в Петербурге, знают эту скульптуру, стоящую в Летнем саду, и прекрасно понимают смысл этого образа, воплощающего вечное единство противоположностей: веселое – грустное, комическое – трагическое, прекрасное – безобразное и т.д. – подобные антитезы воплощают диалектическое единство различных явлений.

Завершает учебный год рассмотрение особенностей симфонического творчества В. Моцарта. Как известно, моцартовские симфонии – первая вершина классицисткой симфонии. Симфония – жанр, рожденный стилем великого классицизма, отражает идею событийного развития. Симфония – музыкальный роман XVIII века. Рассмотрение особенностей симфонического жанра на материале симфоний В. Моцарта №40, 41 достойно завершает учебный год. Учащиеся знакомятся по опорной схеме со строением сонатного allegro (с объяснением всех терминов). План работы таков:

1. Целостное прослушивание экспозиции.

2. Интонационное освоение тем, пропевание их, анализ их эмоционально-образного содержания.

3. Прослушивание экспозиции и прослеживание по опорной схеме (см. приложение № 2) вслед за указкой учителя экспозиции.

4. Объяснение и демонстрация способов симфонического развития (по Л. Бернстайну): вариант, секвенция, полифония, разрушение.

5. Прослушивание разработки, прослеживание способов развития.

6. Прослушивание экспозиции, разработки, репризы.

7. Выяснение особенностей звучания репризы по сравнению с экспозицией с точки зрения чисто музыкальной и содержательно-смысловой.

8. Целостное прослушивание – сотворение всей первой части.

 

Очень важно не потерять в процессе предложенной работы эмоциональность восприятия музыки, глубинность проникновения в смысл музыкального образа. В этом контексте путеводной нитью является интонационное своеобразие музыкального языка В. Моцарта, коренящееся в его оперном творчестве. Близость к декламационным, речитативным и кантиленным оперным интонациям во многом облегчает освоение интонационного словаря композитора, его смысла, образности. Так главная тема первой части симфонии № 40 близка к арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро», образная и интонационная сфера заключительной партии Первой части симфонии № 41 к интонационной образной сфере оперы buff и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: