Музыкальная грамотность

 

 

    - продолжение работы, начатой в пятом и шестом классе и решение поставленных ранее задач;

    - определение на слух в тестах произведений, относящихся к стилям классицизм, романтизм, барокко;

    - актуализация понятий «жанр», «жанровость, жанровое начало»;

    - обобщение знаний о жанре симфонии; знание структуры сонатного allegro и классицистского симфонического цикла в целом;

    - знакомство с жанром сонаты;

    - освоение понятия «камерная музыка». Знакомство с жанром квартета и квинтета;

    - освоение особенностей циклической формы;

    - освоение понятия: «программная музыка»;

    - закрепление представления о принципах построения и развития музыки, об известных музыкальных формах. Расширять и углублять понимание формы сонатного allegro, рассматривать содержание симфонического цикла с точки зрения романтического искусства;

    - знакомство с жанрами музыки эпохи романтизма: баллада, экспромт, рапсодия, ноктюрн, баркарола, музыкальный момент и т.д.;

    - закрепление представления о гомофонно-гармоническом и полифоническом складе, определение склада на слух;

    - продолжение систематической работы по освоению выразительных средств музыки. Рассмотрение музыкального образа как единства содержания и формы, как комплекса выразительных средств;

    - формирование представлений о принципах музыкальной драматургии;

    - дальнейшее развитие ладового чувства: умение ориентироваться в системе ладовых тяготений, определение на слух лада и гармонических функций (T-D-S);

    - освоение тональностей, необходимых для практического музицирования;

    - развитие и совершенствование метроритмического чувства; актуализация знаний, умений и навыков в этой области;

    - освоение нотной грамоты на уровне, необходимом для практического музицирования;

    - понимание проблем интерпретации музыки на базе овладения исполнительскими выразительными средствами и освоение специфики их использования соответственно стилю и творческой индивидуальности автора.

 

Певческая деятельность

 

Задачи певческой деятельности остаются в основе своей прежними, усложняется музыкальный материал, как его тематика, так и музыкальный язык.

По-прежнему, важнейшей задачей является задача выразительного исполнения, осознание содержания и донесения его до слушателя.

Вся певческая работа тесно связана с тематизмом программы либо по музыкальному языку, либо по содержанию. Распевание, в основном, строится на вокализах, знакомых учащимся инструментальных сочинениях, фрагментах вокальных сочинений.

Произведения исполняются и унисонные, и двухголосные, и трехголосные. Седьмой класс – время начала мутации у мальчиков и у девочек, поэтому учителю надо быть предельно внимательным, и не предлагать произведения, в которых певческие голоса должны звучать на пределе возможностей. Хор девочек обычно теперь делится на две партии, мальчики, сохраняющие свои певческие возможности, поют обычно с хором девочек, а для мутирующих мальчиков создается специальная «третья партия», диапазон этой партии: e-f – c1. Очень много подобных переложений можно найти у Ю. Алиева, мастера работы с подобными классными хоровыми коллективами.

 

Певческие упражнения

 

- распевание А. Яковлева №№ 2 – 6,8,9,12,13;

- исполнение стабильных распеваний на основе движения по отрезкам звукоряда и арпеджио на разные слоги;

- гаммы с названием нот и вокализом;

    - исполнение гамм на два голоса;

    - пение кадансов.

    Каноны:

В. Моцарт «Dona nobis pacem»

Л. Бетховен «Мы рады жизни»

Л. Бетховен «Солдат идёт обратно в бой»

Немецкая народная песня «Вечер»

Ф. Шуберт «На полях»

 

- исполнение вокализом тем, фрагментов сочинений, разучиваемых или прослушиваемых на уроке (см. программу).

 

Импровизация

 

- гармоническая хоровая импровизация

- сочинение своего голоса на основе звучащей гармонии

- сочинение подголосков в песнях

- подстраивание верхней и нижней вторы и сочинение своей партии на этой основе.

 

Содержание работы

Седьмой класс начинается с изучения индивидуального композиторского стиля Л. Бетховена, творчество которого венчает стиль венского классицизма и открывает дорогу романтизму. Основное внимание в течение учебного года уделяется знакомству с разнообразными явлениями романтического искусства Европы XIX века.

В седьмом классе перед нами старшие подростки; они чувствуют себя увереннее, личностно проявляются ярче, их мнения, суждения носят достаточно категорический характер, с другой стороны некоторые, иногда и очень умные, сильные ученики, отказываются публично демонстрировать свои эмоции, переживания, связанные с процессом восприятия музыки, а предпочитают письменную, конфиденциальную, исповедальную форму общения с педагогом. Условия изменились, необходимо менять тон, корректировать стиль общения с подростками (равный с равным), повышать уровень сложности поднимаемых проблем, демонстрируя подросткам высокий уровень эрудиции, интеллекта, качества, личности учителя, которые они особенно ценят в этом возрасте.

Творчество Людвига ван Бетховена вполне соответствует созданию атмосферы напряженного, страстного, интеллектуального познания мира сквозь призму гениальной личности своего творца.

Музыка Бетховена, наполненная дыханием революции 1789 года, активно рассматривает пути развития человеческой Личности в контексте развития общественных процессов, движения огромных человеческих масс. Поэтому именно марш, маршевость, маршевые ритмоинтонации становятся её жанровой основой. Л. Бетховен – вождь и трибун, он властно и сильно, мощно и всепобедительно ведет слушателя за собой, овладевая его сердцем, твердо демонстрируя железную волю и необыкновенную нежность и страсть. Потрясающее внутреннее напряжение, непрерывное развитие, плакатная яркость,  строгость, лаконичность основных интонаций, тем, напоминающих сигналы, призывающие к непрерывной борьбе, преодолению конфликтов, достижению победы, счастья, радости – качества музыки Л. Бетховена, которые очень импонируют современным семиклассникам. Классицистская идея, поставившая на первое место среди достоинств Личности чувство долга, чрезвычайно ярко прочитывается на героических страницах творений композитора: в симфониях № 3 и № 5, увертюрах «Эгмонт», «Кориолан», опере «Фиделио». Это очень интересная тема для подростков, для которых одной из важных проблем является проблема взаимоотношений человека и общества. Войти в мир образов и стилистику классицизма подросткам помогают картины Ж. Давида, в частности «Клятва Горациев», где тема долга и любви раскрыта предельно ярко, ясно, лаконично, конкретно.

Для того чтобы показать истинный масштаб и многогранность творчества Л. Бетховена, ввести в круг его музыкальных образов, оптимально начинать учебный год с величайшего его творения, симфонии № 9. Стихотворение Н. Заболоцкого «Бетховен» создает необходимую эмоциональную атмосферу, подготавливает к постижению смысла и значения музыкальных образов, масштаба содержания симфонии № 9. Ощущение созидания музыкальной Вселенной ассоциируется с библейским сотворением Мира.

Слушание экспозиции первой части симфонии № 9 предворяется чтением фрагментов библейского повествования о втором, четвертом и шестом днях творения и сопровождается показом слайдов с репродукциями фресок Сикстинской капеллы Микеланджело («Отделение земли от воды», «Сотворение солнца и луны», «Сотворение Адама»). Затем звучит экспозиция первой части симфонии. Звучание симфонии сопровождается видеорядом – показом фресок Микеланджело (к трем названным фрагментам росписи потолка добавляется фреска «Всемирный потоп»). Взаимодействие двух искусств, двух великих произведений искусства, диалог двух гениальных творцов создает эмоциональное поле огромного напряжения, которое вовлекает подростков в процесс сопереживания и сотворчества и рождает яркое, глубокое, незабываемое художественное переживание.

На следующих уроках надо обязательно побеседовать с подростками о творческой личности Микеланджело, об истории создания фресок Сикстинской капеллы (1508-1512), о титаническом труде художника (500 квадратных метров потолка, расписанных мастером практически в одиночку), и показать общий план росписи, а также фигуры пророков Иеремии, Захарии, Иезекииля, Эретрийской и Дельфийской сивилл.

Чрезвычайно яркое впечатление производят фрагменты росписи Микеланджело алтарной стены Сикстинской капеллы («Страшный суд»), особенно центральные фигуры фрески Иисуса Христа и Мадонны.

Опыт показывает, что особый интерес учащихся вызывает вторая часть «Скерцо», которая поражает и захватывает своей фантастической мощью, неожиданными контрастами, и, конечно, тема-гимн финала симфонии. Тему подростки выучивают вокализом, поют, а затем поют сочиненное автором приветствие на мелодию этой темы и уроки, посвященные Л. Бетховену, начинаются с нее (см. главу № 2).

О пятой симфонии написано очень много, это, пожалуй, самая популярная симфония Л. Бетховена, и это облегчает задачу учителя. Степень глубины анализа, величина и количество фрагментов симфонии вариативны.

В качестве эпиграфа к уроку, посвященному симфонии № 5, можно выбрать знаменитое изречение Л. Бетховена: «Через страдания – к радости, через борьбу – к победе!».

Представляя учащимся симфонию № 5 именно как симфонический цикл, важно проследить сквозное развитие основного образа от героико- трагического в первой части до триумфального в финале. Устремленность развития усиливается ладотональный направленностью от минора к мажору, мотивно-тематическими связями, напряженным созиданием мажора в переходе от скерцо к финалу. Этот потрясающий предыкт реализует идею, воплощенную в антитезе: от тьмы – к свету.

Интонационное развитие судьбы («Так судьба стучится в дверь» Л. Бетховен)  является основой всего драматургического развития симфонии, претерпевая важные преобразования в разных частях симфонии и воплощая диалектику бетховенского симфонического мышления. Уже в главной партии первой части воплощен принцип взаимодействия конфликтных начал. Важно понять, услышать, что в сонатном allegro первой части симфонии господствует принцип производного контраста, контраста полученного в процессе развития. Именно это напряженное развитие музыкальной мысли всегда хорошо ощущают слушатели-подростки, образно ассоциируя свои музыкальные переживания с борьбой, преодолением преград, трудностей, препятствий.

Фресковая монументальность, драматическая напряженность, психологическая многогранность образов; лаконичный, рельефный тематизм, маршевые ритмы, обусловленные тесной связью с героическими массовыми жанрами французской революции 1789 года; обогащение тембровой палитры симфонического оркестра, увеличение его состава; особая напряженность эмоционального тонуса – все это новаторские черты бетховенского симфонизма, его стиля, воплощенные в его симфониях.

Разумеется, выводы, обобщающие характерные особенности стиля Л. Бетховена рождаются в диалоге педагога и учащихся, основываются на самостоятельных суждениях и рассуждениях учащихся в процессе анализа и стимулируются постоянным обращениям к звучащим (различным по объему) фрагментам музыки, причем одни и те же фрагменты при необходимости могут звучать неоднократно и в различных тембровых вариантах (симфонический оркестр, фортепиано, хоровое исполнение и т.д.).

Расширение, углубление, а затем обобщение представлений об индивидуальном композиторском стиле Л. Бетховена происходит в процессе реализации методики стиле – слухового анализа. Тесты на определение стиля позволяют познакомить учащихся с фрагментами из симфоний (№3, №7, №8) и увертюр Л. Бетховена («Кориолан», «Леонора» №3).

Сопоставление в тестах произведений Л. Бетховена и В. Моцарта, Л. Бетховена и Й. Гайдна позволяет выявить в музыке этих композиторов типичные черты проявления венского классического стиля и подчеркнуть индивидуальное своеобразие творческого облика каждого из них.

Творческий портрет Л. Бетховена невозможно представить без его фортепианных сонат – «творческой лаборатории» великого мастера. Л. Бетховен – лирик, интеллектуал и философ, предстает перед нами на страницах своих сонат. Б. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились здесь в музыкально – философском плане»[24]. Именно сонаты Л. Бетховена создают прекрасные и увлекательные возможности в освоение жанра фортепианной сонаты.

Подготавливая целостное восприятие сонаты №14, знакомим учащихся с особенностями жанра фортепианной сонаты, актуализируем знания о строении сонатного allegro, слушаем фрагменты сонат №1, №5, №6, №7, №8, таким образом, подводим учащихся к слышанию, пониманию характерных черт стиля композитора, проявившихся в фортепианных сонатах.

Знакомство с сонатой №14 проходит в форме урока-концерта открывающегося беседой – диалогом с показом основных тем и кратким анализом – обсуждением всех частей сонаты и характера основных музыкальных образов.

Очень полезно показать различные интерпретации первой части на следующем уроке, а далее, в процессе обсуждения, выявить, какая из них ярче донесла до слушателя главную идею, смысл произведения.

Возросший интеллектуальный уровень учащихся позволяет широко использовать на уроках музыки литературные произведения. Рассказывая о жизни и личности Л. Бетховена, стоит обратиться Р. Роллана, цитируя некоторые его высказывания. Литературные эпиграфы к уроку, написанные на доске, позволяют сконцентрировать внимание учащихся на самых важных и значительных идеях, мыслях, связанных со звучащей музыкой.

Примеры эпиграфов к урокам, посвященным творчеству Л. Бетховена:

 

«Никогда еще самое высокое искусство не создавало ничего более безыскусственного, чем этот напев». (Р.Вагнер о теме финала симфонии № 9)

«Музыка Бетховена и поныне остается самым большим, самым лучшим другом всех, кто страдает и борется». (Р.Роллан)

 

Знакомство с увертюрой к трагедии И. Гете «Эгмонт» проходит в форме самостоятельной работы по опорной схеме строения увертюры. Этапы работы:

- знакомство с основными темами, интонационный анализ, оосознание смыслообразующего характера реализации принципа производного контраста;

- целостное прослушивание и прослеживание по опорной схеме, написанной на доске.

- повторное прослушивание, вербализация основных тем, образов, их взаимодействий

- обобщающее прослушивание и уяснение смысла симфоническогоразвития в форме высказывания, рассуждения, краткого сочинения.

В своих самостоятельных работах, посвященных симфонии № 5, увертюре к трагедии В. Гете «Эгмонт», подростки обычно проявляют высокую творческую активность: сочиняют стихи, пишут интересные сочинения.

Романтизм широко и ярко представлен целой плеядой великих композиторов, ярких творческих индивидуальностей, представителей различных национальных музыкальных школ, творчество которых обусловлено интересом к фольклору, народному творчеству, национальному колориту. В процессе изучения стилистических особенностей романтизма полезно обратиться к проявлению характерных особенностей романтизма в творчестве Э. Грига, в творчестве русских композиторов, включая знакомую подросткам музыку в тесты, сопоставляя, сравнивая близкие по тематике или по жанру произведения, например, фортепианные вальсы Ф. Шопена и П.  Чайковского, фантастические сказочные образы, воплощенные в музыке Э. Грига и А. Лядова, М. Мусоргского и Р. Шумана.

Значительно обогащает уроки постоянное обращение к живописи эпохи романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), литературным произведениям этой эпохи, знакомым учащимся. Современные подростки очень мало читают, поэтому приходится использовать даже поверхностные представления о сюжете и героях литературных произведений, которые они получили в результате просмотра телепередач, кинофильмов, например, представление о романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери» подростки имеют благодаря популярности одноименного мюзикла. Вместе с тем коллизии и сюжет романа желательно использовать в беседе о стиле романтизма, т.к. романтические антитезы романа позволяют легче понять особенности стиля.

Обобщающая лекция о стиле романтизма в музыке, сопровождающаяся написанием краткого опорного конспекта, проводится ближе к концу учебного года, когда будет накоплен достаточный объем музыкальных впечатлений.

Изучение темы начинается со знакомства с творчеством Ф. Шуберта.

Эпиграфом к уроку, посвященному творчеству Ф. Шуберта стала надпись на его надгробии: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Л. Бетховен и Ф. Шуберт. Удивительно, как в одно время, в одном городе могли творить такие разные художники, представляющие различные мировоззрения, стили.

При сравнении тематики творчества, круга образов, интонационных и жанровых истоков музыки, занимающих центральное место в творчестве, ясно проявляется своеобразие творческой личности каждого.

Ф. Шуберт – сложная, гениальная, трагическая личность в истории музыкального искусства. В творчестве Ф. Шуберта, особенно в симфониях, сонатах, еще достаточно ясно проявляются черты классицизма, однако он, безусловно, композитор-романтик. Вселенскому, всечеловеческому масштабу бетховенского творчества Ф. Шуберт противопоставляет углубленное исследование внутреннего мира человека, тем самым побуждая семиклассников заглянуть в свою душу, подумать: «А я какой? Что и как я чувствую? Как живет моя душа?».

Песни и танцы, фортепианные миниатюры – с этого начинается вхождение в мир Ф. Шуберта. Поиск недостижимого идеала, счастья, трагические мотивы одиночества и бесприютности (песня «Приют»), красота, неисчерпаемое мелодическое богатство и эмоциональная наполненность, контрасты света и тени (мажор и минор), радости и страдания – некоторые грани творчества Ф. Шуберта. Своеобразие и демократизм музыки Ф. Шуберта проявились в опоре на жанры песни и танца, в использовании простых песенных и танцевальных форм, песенных интонаций, в песенном характере тематизма. Тематика творчества определила интерес к миниатюре и способствовали появлению новых жанров фортепианной миниатюры: экспромтов, музыкальных моментов, носящих характер сиюминутной импровизационности. Замечательно вводит в мир Ф. Шуберта стихотворение «Шуберт Франц» Д. Самойлова (см. приложение).

Ф. Шуберт создал жанр романтической вокальной баллады. Гениальная баллада «Лесной царь» на стихи И. Гете открывает для учащихся романтический мир образов Ф. Шуберта. Подробный анализ развития музыкального образа баллады предполагает прослеживание интонационного развития, исследование контрастов: лада, фактуры, жанровости, динамики, соотношения вокальной партии и аккомпанемента. Более подробно на анализе баллады останавливаться мы не будем, так как подробный анализ баллады предложен в программе Д. Кабалевского, к тому же каждый год в разных классах возникает свой вариант работы.

Есть другой путь, позволяющий раскрыть в ходе целостного восприятия музыкальный образ баллады, понять и оценить его, а затем детально проанализировать. Романтизм выдвинул на первый план профессию музыканта-исполнителя, появилась блестящая плеяда виртуозов (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, А. Рубинштейн, Г. Бюлов), искусство которых вошло в легенду. Вопросы интерпретации музыки становятся чрезвычайно важными в XIX веке, а следовательно в процессе изучения романтического искусства на уроках музыки в седьмом классе. После предварительного прочтения текста баллады И. Гете в переводе В. Жуковского, учащимся предлагается два исполнения баллады «Лесной царь»: на немецком языке – Д. Фишер-Дискау, на русском – Б. Гмыря. Сравнение позволяет ярче выявить смысл музыкального образа, характеры действующих лиц этой трагической истории.

На протяжении всего учебного года как показывает опыт важно демонстрировать различные исполнения одних и тех же сочинений и знакомить с творчеством великих исполнителей XX века. При сравннении двух баллад: «Лесной царь» Ф. Шуберта и «Ночной смотр» М. Глинки, можно выявить специфику музыкального языка композиторов, а также общность в использовании жанровых признаков баллады.

Ф. Шуберт – создатель нескольких вокальных циклов. Циклическая форма всегда привлекала романтиков, позволяя им в рамках цикла выразить все оттенки чувств, переживаний, афористично излагая основную мысль, ярко и лаконично раскрывая музыкальный образ каждой из миниатюр. Подросткам знакомы фортепианные циклы Р. Шумана, П. Чайковского, М. Мусоргского С. Прокофьева, Д. Шостаковича, необходимо актуализировать эти знания и на новом уровне обратиться к пониманию содержательного смысла циклической формы. Познакомив учащихся в самом общем виде с содержанием вокального цикла «Прекрасная мельничиха» на стихи В. Мюллера, предлагается для слушания шесть-восемь частей цикла (№1, 2, 6, 7, 14, 15, 16, 19) на немецком языке. Слушание каждой части предваряется кратким изложением содержания, с точки зрения развития музыкальной драматургии цикла. Разнообразие методических приемов позволяет эффективно подготовить и организовать восприятие циклической формы. В №1 «В путь» и №2 «Куда?» слушание сопровождается прослеживанием вокальной партии по партитурам, а перед прослушиванием №15 «Ревность и гордость» и №16 «Любимый цвет» целесообразно сосредоточить внимание учащихся на важнейших, с точки зрения понимания смысла музыкального образа, особенностях музыкального языка. Постижение содержания №19 «Мельник и ручей» и №20 «Колыбельная ручью» происходит в ходе анализа в форме свободной дискуссии учащихся по итогам прослушивания.

 Вслушивание в фортепианные и вокальные миниатюры, знакомство с вокальным циклом «Прекрасная мельничиха» подготавливает восприятие симфонии № 8 «Неоконченной». Важно остановиться на двухчастности симфонического цикла, объяснить название. Симфония № 8 – образец лирико-психологического симфонизма эпохи романтизма. Смысл романтического образа I части определяют интонации вопроса, томления, лирического размышления во вступлении; лирического высказывания, задушевности, элегической жалобы в теме главной партии; жанровые начала песни и вальса, неожиданные трагические контрасты (гармонические, фактурные, динамические, тембровые) в побочной партии и напряженная, драматическая с трагическими всплесками разработка, реприза, не вносящая успокоения, и кода, возвращающая к скорбной сосредоточенности вечного вопроса вступления. Предварительный показ, интонационный анализ тем, обращение к особенностям тембрового мышления Ф. Шуберта позволяет учащимся, следя по опорной схеме сонатного allegro, написанной на доске, достаточно свободно рассуждать о теме и содержании музыкального образа I части симфонии. Опыт показывает, что целесообразно провести параллели с I частью 6-й симфонии П. Чайковского, находя в них общее и разное. Темы вступления двух симфоний объединяет декламационность, интонации вопроса, ожидания, атмосфера глубокого философского размышления; тема главной партии I части симфонии Ф. Шуберта интонационно перекликается с «темой лебедей» из балета «Лебединое озеро», воплощая определенную сферу романтических лирических образов; соотносится лирический пафос симфоний, и, как нам представляется, тема обеих симфоний общая – вопрос смысла бытия человеческой души, только раскрыта разными художниками, в разном стиле, в разных аспектах, различными средствами и, в итоге, имеет разный смысл.

Творчество великого польского композитора, поэта фортепиано, Ф. Шопена должно быть представлено достаточно широко. Необходимо остановиться на проявлении романтических тенденций в его творчестве (темы, образы, любовь к миниатюре, циклические формы), и выявить национальный характер его музыки. Биография Ф. Шопена – типичная судьба художника в эпоху романтизма, поэтому важно познакомить учащихся с важнейшими моментами его жизни.

Музыка Ф. Шопена – лирическая исповедь композитора, сдержанная и благородная, практически всегда, даже в самых светлых произведениях, прикрыта флером элегичности, легкой печали. Изысканность, поэтичность, классицистская ясность формы, тщательная отделка деталей, полнота и красота фортепианной фактуры, новые приемы пианизма, введенные композитором – все это черты стиля, рассматриваемые на уроках. Специфика национальных истоков обусловила жанровое своеобразие творчества Ф. Шопена, в его наследие входят вальсы, мазурки, полонезы. Ритмы народных польских танцев, славянский мелос народных песен определяют интонационо-ритмический язык Ф. Шопена, своеобразие интонационного языка Ф. Шопена, особенно проявляющееся при сравнении с интонационным содержанием русской музыки, становится путеводной нитью при атрибуции его музыки.

Ф. Шопен – великий пианист XIX века, поэтому важно, чтобы в классе звучало живое исполнение учителя. Лирические образы Ф. Шопена доступны (в определенной степени) семиклассникам, поэтому полезно проводить самостоятельные работы по сравнительной характеристике прелюдий: №7 и №20; вальсов: №6 и №7; мазурок №5, №6 и №14, №47, с последующим обсуждением и анализом, расширяющим представления подростков о содержании музыкального образа.

В пределах этой темы интересной формой работы на уроке могут стать небольшие концерты, включающие несколько прелюдий, или мазурок, фрагментов из крупных сочинений мастера: концертов, полонезов. Подобные концерты не предполагают последующего анализа сочинений.

Как всегда, стилистические особенности творчества выявляются в процессе работы над различными тестами. В тесты активно включаются произведения Р.Шумана, некоторые его произведения прослушиваются по желанию учащихся на уроках. Сравнение образной сферы и музыкального языка этих великих романтиков предоставляет возможности для более глубокого восприятия творчества каждого из них. Высказывания Р.Шумана о музыке вообще, и о музыке Ф. Шопена в частности становятся эпиграфами к урокам.

«Шляпы долой, господа, перед вами – гений» Р. Шуман

«Если бы сейчас жил Моцарт, он написал бы концерты Шопена»                                                                                                                                        Р.Шуман.

«Мазурки Шопена – пушки, прикрытые цветами». Р.Шуман

Подобное параллельное рассмотрение творчества двух композиторов позволяет воссоздать музыкальную атмосферу Европы первой половины XIX века.

Творчество Ф. Листа обогащает и расширяет палитру романтизма. Творчество Ф. Листа, гражданина мира, в целом в гораздо меньшей степени обусловлено его национальными корнями. Мы остановимся на его венгерских рапсодиях – эпических, импровизационных сказаниях, напоминающих нам древнегреческие эпические сказания. Своеобразие ритмического, гармонического и интонационного языка рапсодий, яркость и оптимистичность содержания, захватывающая стихия танцевальности привлекают учащихся, дают возможность учителю провести творческую работу, в ходе которой  учащимися сочиняются интересные сказания с радостным и ярким концом.

Ф. Лист – величайший пианист-виртуоз, поэтому необходимо познакомить учащихся с его фортепианными пьесами. В нашем опыте это ноктюрн «Грезы любви» и «Мефисто-вальс».

«Мефисто-вальс» учащиеся слушают с удовольствием. Прослушивание сопровождается активным обсуждением, интересными высказываниями. Примером творческого отклика на услышанное может служить стихотворение М. Гречухина, сочинённое на уроке. Привожу его без редактуры:

В полуночном лесе, при полной луне,

В лесах непролазных на жарком огне,

Готовились яства, рояль заиграл,

И нечисть всю на шабаш созвал.

 

На высокой скале сидел сатана,

Костёр их пылал, и сверкала луна.

Но вдруг один бес-Мефистофель встал,

И прекрасный вальс на рояле заиграл.

 

Мефистофель-бес разный,

То тихий, то властный,

То скромный, то страстный,

То мягкий, то опасный.

 

Музыка сквозь лес несётся,

Долетает до луны,

И ни бес не шелохнётся –

Вальсом все поражены.

 

Мефистофель пуще взвился,

Бьёт по клавишам как слон,

Но вот утих, угомонился

Вот какой хамелеон!

Вся нечесть в небо взвилась,

И там пустилась в пляс:

«Плясать мы будем до утра

Сегодня праздник наш!»

 

Но вот восходит солнце

Закончился шабаш.

Но в сердцах чертей остался

Мефисто-вальс.

                                                   Апрель, 1999.

 

 

«Мефисто-вальс» связывает творчество Ф. Листа с темами великой европейской литературы. «Фауст» И. Гете привлекал многих композиторов-романтиков, поэтому интересно сравнение музыкальных образов Мефистофеля, созданных Ф. Листом и Ш. Гуно, а затем возможно обращение к фантастическим образам «Шабаша» Г. Берлиоза, а также сравнение с музыкальной картиной М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».

Г. Берлиоз представлен своей гениальной «Фантастической симфонией». В связи с творчеством Г.Берлиоза необходимо поднять вопрос о программности в музыке как характерной черте романтического стиля. Напоминая учащимся названия программных произведений Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Листа, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, на обобщающем уровне вводим понятие программная музыка, объясняя своеобразие различных форм программности.

Г. Берлиоз – новатор в области симфонической формы, гармонии, обогативший тембровую палитру симфонического оркестра. Своеобразен интонационый язык Г. Берлиоза, способы интонационного развития. С этой точки зрения характерна «тема любви» из первой части симфонии, поэтому необходима демонстрация темы и прослеживание вариантов ее развития, вплоть до части «Шабаш». В соответствии с возможностями класса предлагается учащимся различный объем фрагментов I, II и V частей симфонии, степень глубины анализа также варьируется.

В конце учебного года необходимо подвести итог, обобщить знания учащихся о стилистических чертах романтизма как художественно-исторического стиля, выявить степень усвоения индивидуального стиля Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа. Обобщения проводятся в форме тестов как на определение художественно-исторического стиля (классицизм, романтизм, барокко), так и на определение индивидуального стиля композиторов-классиков и романтиков.

В заключение важно подчеркнуть, что вопросы стиля в музыкальном искусстве – самые сложные. Все великие композиторы так или иначе выходят за рамки стиля, поэтому работа в этом направлении деликатна, не прямолинейна. Надо всегда помнить, что мы, чаще всего, говорим о чертах того или иного стиля, наиболее ярко проявившихся в творчестве данного автораизбегая категоричности и сомнительных штампов.

 

Венский классицизм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: