Характеристика и условия работы горного оборудования

Характеристика горных машин. 

Машиной называется механизм или размещенное на одном основании сочетание нескольких механизмов, предназначенных для преобразования подвезенной энергии в полезную работу.

Машины, служащие для выполнения работ, связанных с добычей горного сырья, принято называть горными машинами. Группу машин, предназначенных для выполнения последовательных операций одного и того же технологического процесса, называют комплексом. Известны комплексы машин для крепления горных выработок, закладки выработанного пространства, заряжания взрывных скважин на карьерах и другие.

Часть машины, выполняющая определенную функцию и при изготовлении обычно собираемая отдельно, называется узлом. В составе узла может быть один или несколько подузлов, объединенных между собой общей станиной, каркасом, рамой и т. п. Подузлы состоят из деталей. Современные горные машины весьма сложны. Некоторые узлы по своей сложности и составу могут быть приравнены к самостоятельным машинам. К ним относятся различные двигатели (пневматические, электрические, внутреннего сгорания и пр.). Такие узлы машин иногда называют агрегатами. Агрегаты, узлы, подузлы и детали в общем случае называют элементами машины.

Соприкасаемые детали машины называют парными, а соприкасаемые поверхности этих деталей — сопрягаемыми. Сопрягаемые поверхности деталей воспринимают нагрузки. В них возникают различного рода напряжения, а в ряде случаев они подвергаются интенсивному трению и износу. Поэтому помимо точности формы к этим поверхностям предъявляются жесткие требования по степени шероховатости и размерам. Эти требования стандартизированы в виде классификаций чистоты поверхности и посадок.

Каждая деталь машины должна быть простой по форме, нетрудоемкой в изготовлении и иметь достаточную жесткость, т. е. способность сопротивляться изменению формы под действием сил.

Прочность детали должна соответствовать действующим нагрузкам, а точность размеров и чистота обработки — условиям, в которых она работает.

Технологический процесс изготовления машины обычно весьма сложен. Он состоит из заготовительных операций, операций по изготовлению деталей и сборочных. Изготовление машины заканчивается наладкой, заводскими испытаниями и покраской.

Условия работы горных машин. 

После изготовления и до начала эксплуатации машина может некоторое время храниться на складах, транспортироваться или перегоняться к месту работы. На каждой из этих стадий она находится в условиях, которые в той или иной мере оказывают влияние на ее состояние.

При хранении машины в ее элементах под воздействием внешней среды (пыли, солнечных лучей, осадков, температурных изменений и т. п.), а также под действием собственной массы деталей происходит разрушение изоляции электропроводки, ухудшение состояния резиновых или кожаных уплотнительных элементов, корродирование недостаточно защищенных деталей, прогиб консольных частей и т. д. При длительном хранении некоторые элементы машины (например, кожаные изделия, полированные детали высокой чистоты и пр.) могут полностью выйти из строя.

При транспортировании машины по железной дороге изменение состояния элементов происходит главным образом за счет действия внешней среды. Во время перегонов машин своим ходом усилия в некоторых элементах ходовых устройств резко меняются и часто превышают рабочие значения, что приводит к быстрому износу. Большой наклон машин, неизбежный при подъемах и спусках, приводит к стеканию масла с некоторых участков картера, из-за чего ухудшается режим смазки и ускоряется износ.

В процессе работы машин изменения в этих элементах возникают под воздействием как технологических нагрузок, так и внешней среды. На износ горных машин большое влияние оказывают условия их работы, специфичные для горных предприятий:

− наличие больших динамических и особенно знакопеременных нагрузок, вызывающих резкое чтение условий трения сопрягаемых поверхностей;

− высокая агрессивность окружающем среды в связи с избытками влаги, пыли и вредных газов;

− более тяжелые условия труда рабочих, что отрицательно сказывается на качестве ухода за оборудованием.

Условия работы машин и механизмов в шахте значительно тяжелее, чем на поверхности. Шахтная вода обычно имеет в своем составе кислоты и щелочи, способствующие развитию коррозионного износа, а наличие пыли в рудничном воздухе повышает механический износ трущихся поверхностей. Влага и пыль ускоряют износ изоляции, электрических контактов и аппаратуры. Особенно опасно попадание их в закрытые узлы, периодический осмотр которых затруднен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: