Ремонтные базы горных предприятий

На шахтах, как правило, имеются участковые и общешахтные (подземные и поверхностные) ремонтные мастерские.

Мастерские участка могут выполнять слесарные, сварочные и электрослесарные работы.

Дежурный персонал, а также машинисты комбайнов, буровых установок и других горных машин обеспечиваются набором наиболее необходимых инструментов. Набор включает слесарный молоток, зубило, бородок, отвертки, универсальные клещи, ключи гаечные, метр металлический, штангенциркуль и др.

Приходя на работу, рабочий получает свой набор инструментов, а в конце смены сдает его в кладовую. Кладовая обязана ежедневно производить проверку набора, а неисправный инструмент заменять.

Для выполнения некоторых ремонтных работ рабочему иногда недостаточно имеющегося в наборе инструмента. По этому на штреке, недалеко от очистных забоев, оборудуют рабочие места слесаря (электрослесаря), в которых имеются слесарные верстаки, тиски, крупный инструмент, различные приспособления и мелкие запасные части. На участках организуют участковые кладовые.

Шахтную подземную ремонтную мастерскую обычно располагают в околоствольном дворе. Ее снабжают небольшими токарным, вертикально-сверлильным и заточным станками, тисками, шкафом для инструментов и смазочными материалами. Рядом устраивают яму для осмотра и ремонта электровозов. Оборудование и инструмент для таких мастерских выбирают с таким расчетом, чтобы можно было выполнить сборочно-разборочные работы, рубку, резку, опиловку, нарезку резьб, чистку, промывку, смазку и окраску механизмов, сверление отверстий, холодную клепку, контрольные измерения и т. п. В подземных мастерских могут выполняться текущие планово-предупредительные и аварийные ремонты машин с пригонкой деталей. Для этого оборудуют передвижную ремонтную мастерскую-вагонетку, которую посылают на тот или другой участок по графику или по вызову.

Поверхностные мастерские шахты выполняют как текущий, так и капитальный ремонт оборудования. В мастерских предусматривают слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, инструментальное и электроремонтное отделения, а также отделение ремонта забойных механизмов, кладовые запасных частей и материалов. Здесь же может быть бурозаправочное отделение и отделение для ремонта и вулканизации конвейерных лент, кабелей, гуммирования деталей машин, ремонта аккумуляторов и прочее. Для перемещения оборудования в мастерских устанавливают кран-балки, тали или мостовые краны грузоподъемностью 3—5 т, а также прокладывают рельсовые пути.

Мастерские шахтоуправлений, кроме мелкого оборудования должны иметь специальные станки и кузнечно-прессовое оборудование (зуборезные станки, ковочные молоты, прессы и др.), позволяющие производить ремонт и изготовление крупных, деталей. Для более полной загрузки ремонтных средств эти мастерские обычно объединяют с мастерскими для ремонта железнодорожного тягового и подвижного состава.

Ремонтные мастерские на открытых горных разработках бывают стационарные и передвижные.

Участковые стационарные мастерские размещают вблизи карьера (разреза). Они состоят обычно из слесарно-механического и электроремонтного отделений, кладовой и бытовых помещений.

Передвижные ремонтные мастерские оборудуют на базе автомобилей, автомобильных прицепов или железнодорожных вагонов и снабжают заточным станком, электродрелью и слесарным верстаком, оборудованием для газовой сварки и резки и электросварочным аппаратом. При необходимости устанавливают токарный станок и переносной кузнечный горн, который для работы выносят из мастерской. Мастерские снабжают также необходимыми грузоподъемными устройствами: домкратами, талями, ручной лебедкой и пр. Если в карьере (разрезе) нет электрических сетей, то для освещения места работы и питания потребителей ремонтного оборудования на автомобильных прицепах устанавливают дизель-электрический генератор постоянного тока мощностью 6—8 кВт.

 

Ремонтные предприятия

Наиболее эффективной формой организации ремонтов является централизованная. Она предусматривает выполнение всех видов ремонтов специализированными ремонтными предприятиями. При этой системе ремонтов ремонтную ведомость (ведомость дефектов) подлежащего капитальному ремонту оборудования составляют механик и энергетик эксплуатационного участка горного предприятия совместно с бригадиром (старшим машинистом) эксплуатирующей машину бригады и представителем ремонтного предприятия и утверждают главный механик горного предприятия и главный инженер ремонтной организации. При составлении ведомости дефектов оборудования, подготавливаемого к текущему ремонту, присутствие представителя ремонтного предприятия не обязательно. В этом случае достаточно согласование ведомости с его представителем и утверждения.

Имеется два типа ремонтных предприятий: центральные электромеханические мастерские (ЦЭММ) и рудоремонтные заводы. В последние годы в нашей стране создаются специализированные тресты и промышленные объединения, предназначенные для выполнения ремонтов оборудования многих горных предприятий. Они обычно объединяют несколько ремонтных заводов с предметной специализацией и подчиняются непосредственно министерству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: