Развитие социальной психологии в братских социалистических странах Европы

 

Возникновение и развитие социально-психологической мысли в каждой из социалистических стран Европы имеет свои традиции и специфические особенности. В настоящем кратком обзоре мы сосредоточили свое внимание на состоянии социальной психологии в этих странах лишь в современный период, точнее за последние 15—20 лет. Прежде всего следует отметить, что возникновение интереса к социальной психологии здесь было вызвано не только самой логикой развития психологической науки. Необходимость разработки социально-психологической проблематики была продиктована также актуальными задачами строительства социализма, воспитания нового человека.

В Болгарии еще в 30-е годы в трудах марксистов-философов и социологов Т. Павлова и И. Хаджийского было положено начало разработке основных методологических вопросов социальной психологии, выяснению ее предмета.

Первым опытом обобщения современного состояния социальной психологии как науки была монография М. Драганова[40]. В этой работе рассматривается процесс формирования социально-психологических знаний в Болгарии в самостоятельную научную дисциплину. Приводится также и периодизация развития в Болгарии социальной психологии как науки.

Для современного этапа развития социальной психологии в Болгарии наиболее характерны работы в следующих направлениях.

Прежде всего отметим исследования, посвященные методологическим проблемам марксистской социальной психологии (Ж. Ошавков, М. Драганов).

К числу первых социально-психологических работ, сочетающих как теоретическое, так и эмпирическое познание, относятся исследования религиозной психологии (Ж. Ошавков, К. Василев, Н. Мизов). Внимание к этой проблеме была обусловлено практическими задачами антирелигиозной пропаганды в Болгарии. Одной из наиболее крупных является работа М. Драганова[41].

Ряд исследователей активно занимается изучением социально-психологических проблем коллектива и личности, таких как мотивация и регуляция человеческого поведения(В.Вячев), психологические аспекты реализации нравственных норм (В. Момов), формирование личности (А. Петков). Проблемы личности и воинского коллектива рассматривает Г, Йолов. Он является автором ряда работ, посвященных психологии личности новобранца и офицера, психологии воина в современной войне, деятельности командира в бою. Большой интерес представляет его монография, в которой обязательно анализируются явления массовой психологии в исключительных ситуациях[42].

Давние традиции имеются у болгарских психологов, разрабатывающих социально-психологические проблемы образования и воспитания. Это направление возглавляется старейшим болгарским психологом Г. Пирьовым, первые работы которого в области детской и педагогической психологии относятся еще к 20-м годам. Взаимоотношениям в классном коллективе посвящены исследования М. Андреева и Л. Десева. Социально-психологические проблемы современной болгарской молодежи изучают И. Попов и М. Семов.

В последнее время знания, накопленные социальной психологией, все активнее используются с целью оптимизации управления трудовыми коллективами (Ф. Генов, Т. Трифонов, С. Симеонов, В. Михайлова, П. Василев, В. Аврамов и другие). Исследуются такие проблемы, как социально-психологические особенности деятельности руководителя, качества его личности, взаимоотношения между руководителем и подчиненными, настроения работников, их совместимость в коллективе и т. д.[43]

Необходимо отметить также особое внимание, уделяемое сейчас в Болгарии изучению социально-психологического климата в различных коллективах: производственных, педагогических, школьных, студенческих, научно-исследовательских, спортивных и других. Первым итогом исследований в этом направлении является сборник статей, рассматривающих как теоретические проблемы социально-психологического климата, так и результаты эмпирических исследований[44].

Успешно развиваются также исследования социально-психологических проблем спорта (Ф. Генов, Б. Първанов).

Ряд крупных обобщающих работ по социально-психологи-ческой проблематике появился за последние годы в Венгрии. Среди них можно назвать прежде всего «Социальную психологию» под редакцией Д. Хуньяди[45], «Социально-психологические исследования в Венгрии» под редакцией Д. Хуньяди и Ф. Патаки[46], «Общественную психологию и общественную реальность» Ф. Патаки[47]. В этих книгах подведены некоторые итоги развития социальной психологии в Венгрии.

Исследования венгерских социальных психологов охватывают широкий круг проблем. В сборнике под редакцией Д. Хуньяди и Ф. Патаки эти исследования сгруппированы по следующим пяти разделам:

1.      Общественное мнение и социальные установки (Т. Сечкё, Р. Ангелус, Э. Мольнар, Б. Буда, Д. Хуньяди, Л. Халас, Б. Тот, М. Рохански);

2.      Социальная психология труда (Л. Хорват, Т. Энглендер, Ю. Эрдейи, Ш. Эрдёши, И. Мольнар, П. Рокушфалви,Я. Чирска, Л. Барта).

3.      Психология малых групп (Ф. Патаки, И. Фехер, З. Ваштаг).

4.      Социально-психологические вопросы клинической психологии (Ф. Сакач, М. Сегеди).

5.      Социально-психологический аспект социализации (Л. Гараи, И. Варине-Силади, П. Геллери, Ш. Комлоши).

Кроме указанных направлений исследований можно выделить также социально-психологические работы в области спорта (П. Рокушфалви) и военной деятельности (И. Чепе).

Среди наиболее заметных монографий последних лет необходимо также назвать книгу Ф. Патаки «Пути и перепутья современной социальной психологии»[48], в которой рассматривается современное состояние социальной психологии в США и Европе.

Социально-психологические исследования в ГДР осуществляются широким фронтом и в разнообразных направлениях. Важной вехой на пути развития социальной психологии здесь явился Первый международный симпозиум социальных психологов-марксистов, состоявшийся в 1964 г. в Иене. Доклады симпозиума, посвященного общественным задачам социальной психологии социализма, были вскоре опубликованы[49].

Первой работой, имеющей обобщающий характер, была монография Г. Гибша и М. Форверга «Введение в марксистскую социальную психологию»[50], которая неоднократно переиздавалась. Затем вышли книги Г. Гибша «Социально-психологические основы формирования личности»[51]и М. Форверга «Социально-психологический анализ структуры коллектива»[52].

Одной из основных проблем, разрабатываемых социальными психологами ГДР и нашедших отражение во многих работах Г. Гибша, М. Форверга и других ученых (В. Альтдорф, М. Винтген, Л. Ланге, К. Лёшнер, Д. Мейер, Г. Форнерг, У. Эссер), является проблема кооперации. «Кооперация людей — основополагающий исходный пункт социально-психологического исследования, и объект этого исследования — социальное взаимодействие»[53],— подчеркивают Г. Гибш и М. Форверг.

Другим важным направлением работ является изучение социально-психологических проблем личности главным образом в процессе ее социализации в связи с задачами воспитания (Г. Коссаковский, Г. Розенфельд, В. Фридрих, Г. Гибш, Л. Виски).

Большое внимание уделяется разработке методов социальной психологии (В. Фридрих, М. Форверг, Г. Форверг, В. Хенниг, П. Фёрстер, Л. Виски, Г. Бём, Л. Ланге, Б. Шмидт). Материалы семинара по данной проблематике (Иена, 1974) представлены в недавно вышедшем сборнике под редакцией М. Форверга[54].

Важно отметить практическую направленность ряда социально-психологических работ, изданных в ГДР, особенно в области трудовой деятельности. Например, представляет большой интерес вышедшее под редакцией К. Ладензака пособие для руководителей предприятий[55]. Прикладные исследования социальных психологов ГДР осуществляются также в педагогической, медицинской, юридической, спортивной и военной сферах деятельности.

В Польше социальная психология стала разрабатываться раньше, чем в других социалистических странах. Так, еще в 1959 г. была опубликована книга С. Балея «Введение всоциальную психологию»[56], представлявшая собой материалы лекций автора, которые он читал в Варшавском университете. В это же время начинают проводиться и первые эмпирические исследования, среди которых можно отметить работы С. Мики.

В начале 60-х годов достойный упоминания вклад в развитие теоретических основ социальной психологии в Польше внес социолог А. Малевский[57].

В настоящий период в Польше проводятся исследования в различных областях социальной психологии. Так, вопросы социальной психологии личности изучаются исследовательскими коллективами под руководством Я. Рейковского[58] и К. Обуховского[59]. Социально-психологические проблемы воcпитания молодежи разрабатывают И. Волошинова, А. Гурыцка, М. Жебровска, С. Ковальский, С. Мика, Г. Мушиньский, 3. Заборовский, А. Яновский. Различные социально-психологические аспекты трудовой деятельности изучают В. Енджицкий, С. Ковалевска, А. Сарапата. Большая исследовательская работа ведется в области методики и техники социально-психологического исследования (Я. Щепаньский, С. Новак, С.Герстман).

Заметным событием в развитии социальной психологии в Польше было опубликование учебника С. Мики «Введение в социальную психологию»[60] для студентов-психологов. В последние годы вышли также содержательные монографии, посвященные механизмам межличностных отношений (Е. Карыловский, З. Заборовский), психологии политической пропаганды (Л. Войтасик), стремлений учащихся средних школ (А. Яновский), телевидению как средству распространения культуры и формирования отношений между людьми (А. Кумор), культурному развитию рабочей молодежи (З. Бокшаньский), теории мотивации применительно к управлению организациями (Я. Рейковский) и ряд других.

Интенсивное развитие социальной психологии в Румынии начинается после 1963 г. Уже несколько лет спустя публикуется ряд книг по социально-психологической проблематике. Среди них следует отметить прежде всего монографию М. Раля и Т. Херсени«Введение в социальную психологию»[61]. Позже выходит книга А. Миху, в которой критически, с марксистских позиций, рассматривается социометрия[62], а Также работы Т. Херсени[63], В. Попеску[64] и Г. Дан-Спыною[65], посвященные социально-психологическим вопросам индустриального труда. В этой области работает и ряд других исследователей (М. Злате, Л. Влэсчану, А. Табакиу, Е. Крау).

Одной из наиболее активно разрабатываемых является проблема групповой деятельности. Интересные экспериментальные данные получили здесь А. Рошка и А. Пержу-Л ничему. Следует отметить также исследования межличностного взаимодействия (К. Мамали), восприятия и понимания произведений искусства (А. Катина, С. Маркус), социальной психологии автодорожного движения (В. Фрунзе), антиобщественного поведения (В. Драгомиреску).

Первые итоги развития социальной психологии в Румынии за десятилетний период были обобщены в книге П. Голу[66]. В этой монографии рассматриваются методологические проблемы социальной психологии, ее основные сферы (межличностные взаимоотношения, психология малых и больших групп, массовые явления), а также методы социально-психологического исследования.

Социальная психология в Чехословакии начала развиваться в начале 60-х годов. Был предпринят ряд попыток определения предмета социальной психологии, рассматривалась ее роль в познании явлений общественной жизни и их регулировании. Заметным явлением в развитии социальной психологии в Чехословакии стала книга Я. Яноушека «Социальная коммуникация»[67].

В эти же годы начинают проводиться прикладные социально-психологические исследования, которые достигли особенно большого размаха в сфере научной организации труда и управления предприятиями. Выходят коллективные труды под редакцией Я.Когоута, рассматривающие различные стороны социальной психологии труда.

В настоящее время можно отметить следующие наиболее характерные направления социально-психологической проблематики, разрабатываемые в Чехословакии. Это социально-психологические вопросы социализации молодежи (З. Гелус, Я. Грац, Ю. Марко, Л. Махачек, И. Сухи, И. Таксова), социальной психологии личности (З. Гелус, О. Кондаш, В. Бокорова, Я. Фишерова), коммуникативного общения (Я. Яноушек, Л. Кубична), обучения (Й. Лингарт), преступности (Т. Пардел).

Большой отряд исследователей разрабатывает социально-психологические проблемы социального планирования и управления, психологического климата, взаимоотношений в трудовых коллективах, подготовки кадров (Я. Когоут, Й. Кхол, Ф. Гиглик, Я. Коларж, Я. Кучера, И. Шипош, Т. Коларик, И. Ружичка, З. Буреш, Я. Кршивоглавы, Е. Бидлова, Я. Майвалдова, К. Ригел). Данные этих исследований приводятся в ряде крупных работ последнего десятилетия[68].

Для социальной психологии труда и управления представляют большой интерес опубликованные недавно на русском языке две книги — монография Й. Кхола[69] и совместный труд советских и чехословацких ученых под руководством Г. Н. Черкасова и Я. Когоута[70].

Завершая этот краткий обзор развития социальной психологии в социалистических странах Европы, необходимо отметить тенденцию роста взаимосвязей между исследователями этих стран, работающими в одних и тех же направлениях. В соответствии с программой интеграции стран — членов СЭВ, их взаимное сотрудничество охватывает и область социальной психологии, что проявляется в постоянном расширении обмена научной информацией между ними, проведении конференций и симпозиумов социалистических стран, организации совместных международных исследований.


 


Глава II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: