Законы социальной психологии

 

Социальная психология призвана не только описать явления, но и раскрыть законы, которые лежат в их основе. Законы социальной психологии выражают устойчивую и необходимую связь, повторяемость явлений на уровне личности, малых групп и более широких общностей. Так, социально-психологическое явление внушения широко распространено; в общественной жизни[90]. Как показали наши опыты со студентами различных курсов исторического и философского факультетов, в рабочих аудиториях (1961—1964 гг.) внушаемость значительно возрастает по мере увеличения групп. Эта особенность повышения внушаемости в группах отмечают так же психиатры[91]. Можно утверждать, что существенный сдвиг' внушаемости в зависимости от увеличения числа людей в группе, очевидно, выражает закономерность, т. е. устойчивую связь между ростом внушаемости и объемом группы.

Далее, конформизм — широко распространенное явление, которое выражается в давлении группового мнения на личность. Однако в экспериментальных ситуациях проявления конформизма выражение зависят от количества участников, их возраста, пола и профессии (А. П. Сопиков[92] и др.). Это уже существенные закономерные особенности проявления конформизма.

Восприятие и понимание людьми друг друга— достаточно подробно изученное социально-психологическое явление. Зависимость восприятия человека человеком от возраста, профессии, образования, от отношений между ними перерастает в закономерность (А. А. Бодалев[93] и др.). Инерция первого впечатления, влияние халло-эффекта (репутации) на восприятие — это устойчивые зависимости, или законы.

Общественное настроение, его необыкновенная подвижность, заразительность носят закономерный характер[94].

Во взаимоотношениях людей, в явлениях социальной психологии могут проявляться особенности и законы общепсихологического порядка. Так, особенности темперамента, подвижность или инертность нервной системы сказываются на особенности общительности. У подвижных наблюдается более широкий круг общения, большая активность и выразительность в процессе общения, легкость в установлении знакомств и т. п. У инертных наблюдаются противоположные особенности общения[95].

Известно, что все психические процессы, состояния и свойства имеют закономерные изменения в зависимости от того, работает ли человек в изолированных условиях или в условиях группы. Особенно заметны изменения в эмоционально-волевой сфере.

С другой стороны, общественные явления и установления существенно определяют социально-психологические особенности. Так, например, нормы морального кодекса строителя коммунизма становятся ведущими чертами облика личности Нефедовых советских людей, проявляются в их общении друг с другом. Замена старых обрядов новыми (например, венчание — торжественной регистрацией брака) из сферы идеологической работы перемещается в социально-психологические обычаи многих советских людей[96]. Вообще всякая господствующая общественная и идеологическая система закрепляется и в сфере социально-психологических особенностей людей н и формах их непосредственного общения, т. е. опосредуется через микросреду.

Социально-психологические явления и законы обнаруживаются в историческом и онтогенетическом развитии человека, в процессах его труда, общения и познания.

Историческое и онтогенетическое действие явлений и законов социальной психологии имеет много общего и обладает своей спецификой. Общее в историческом и онтогенетическом действии явлений и законов социальной психологии заключается в решающей и определяющей роли макроусловий, общественно-трудовой деятельности людей. Как в истории, так и в онтогенезе непосредственный процесс общения между людьми предопределен многими опосредующими факторами: всей системой общественно-экономической и идеологической, жизни страны, уровнем развития культуры и науки, развитием средств массовой коммуникации. Как в истории, так и в онтогенезе действуют в основном одни и те же социально-психологические формы, способы и средства общения: речи различные выразительные движения, подражание, внушение убеждение. Эти социально-психологические формы изменяются в истории и в онтогенезе по степени, по своему, содержанию и по их роли и месту в процессе общения.

Так, например, установлено, что на первых ступенях социоантропогенеза и онтогенеза подражание в процессе общения играет значительно более заметную роль, чем в последующей истории и в более зрелом возрасте. Не вызывает сомнения значительно большее влияние внушения и авторитетов в ранние исторические периоды развития человечества и в более молодом возрасте. Не случайно представители многих, древних религий пользовались внушением как средством усиления религиозного фанатизма. В средние века отмечены массовые психические эпидемии истероидного характера, которые были вызваны благодаря внушаемости различных аудитора и исключительной силе и заразительности массовых психических вспышек, которые вряд ли возможны среди современных цивилизованных рационально мыслящих людей.

Психиатры и психологи единодушны в признании большей внушаемости детей и подростков по сравнению со взрослыми людьми.

Примерно общий характер имеет процесс освоения обычаев, обрядов, нравов, привычек и законов в социально-психологическом смысле в истории и в онтогенезе. Все они требуют длительного воздействия и усваиваются в готовом, отработанном другими виде, характеризуются разным уровнем группового давления. Переходя от обычаев к нравам и законам, мы испытываем все большее групповое воздействие, которое может опираться на авторитет родителей, старших учителей или представителей власти. Последствия нарушения обычаев, нравов и законов являются средством своеобразной обратной связи, которая закрепляет соответствующие социально-психологические нормы в истории и в онтогенезе.

Хотя и в истории, и в онтогенезе макроусловия определяют собой характер непосредственного общения и все те нор мы, взгляды, установки, которые складываются у личности, однако это воздействие само собой, самотеком, стихийно никогда не происходило. Уже в самый ранний период детства человек попадает в сложившуюся и привычную систему обучения и воспитания в широком смысле слова. Поэтому для социальной психологии всегда важно подчеркивать, что макроусловия, опосредованные отношения прорываются в сознание индивида и в его непосредственное общение только через посредство других людей: родителей, родственников, старших товарищей, учителей, воспитателей, идеологов. Ни речевого уровня общения, ни выразительных движений, ни определенных привычек, нравов, обычаев, социальных установок ни у кого из нас не может быть выработано без посредства и помощи других людей. Дело не изменяется и от того, что человек может индивидуально прикасаться к произведениям искусства, к созданиям науки и т. д., т. е. вступать без посредников в глубокие опосредованные связи. Однако в подобные связи и отношения может вступить только общественный, подготовленный, сформированный человек, который овладел речью, другими способами и средствами общения, уже имеет определенные социальные установки. Словом, как писал К. Маркс, «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни,— является проявлением и утверждением общественной жизни»[97].

При всей общности функционирования социально-психологических явлений и законов в истории и отногенезе существуют и важные различия. Так, если в истории основой и источником всего является в конечном счете общественно-трудовая деятельность, в которую первоначально вплетены и познание, и общение, и учебная деятельность, и элементы игры, как это доказал Б. Г. Ананьев, то в ходе онтогенетического развития последовательность и значимость видов деятельности изменяется. В детстве ведущее значение имеет игра, затем учение, которое завершается переходом к труду. В игре ребенок готовится к учению и труду, осваивает через игровую форму способы и средства общения и познания. Причем труд в этом процессе может играть какую-либо роль (ребенка приучают к домашнему труду), либо косвенно отражаться в характере игры (строят домики, шьют одежду куклам и т. д.), либо совсем отсутствовать (излишняя и порочная опека детей в семье). Весьма существенно в процессе игры не только расширять формы общения детей, но и углублять их знания. Основные стороны человеческой деятельности: труд, познание и общение должны органически переплетаться не только в процессе игры, но и в процессе учения и самой трудовой деятельности.

Социально-психологические явления и законы замыкаются в непосредственном кругу друзей и товарищей, родственников, в первичных группах, в которых чаще всего закладываются фундаментальные основы личности, ее нормы, ценности и установки. Разумеется, и в данном случае система общества, макроусловия оказывают свое влияние через перечисленных посредников. Другую картину мы наблюдаем в плане исторического развития общества. Здесь макроусловия, опосредованные связи, глубокие общественные отношения материального и идеологического характера целиком и полностью определяют и непосредственные связи, и отношения. Понятно, конечно, что эти различия относительны. Вместе с тем эти различия существуют, поэтому следует всегда видеть единство и различие в историческом и онтогенетическом функционировании социально-психологических явлений и законов. Следовательно, социально-психологические законы имеют и свою специфику и зависят от социологических, исторических и общепсихологических законов.

В функционировании социально-психологических явлении и законов следует различать процессы реального общения, способы, формы коммуникаций и познания людьми друг друга от того оптимального научного уровня, который может быть результатом научного исследования или итогом многовекового опыта общения между людьми.

С одной стороны, многовековый опыт человека, его речь и язык, различные формы искусства, непосредственный контакта с людьми — все это обучает психологии и социальной психологии на уровне «здравого смысла», позволяет понять человека с полуслова, по его физическому облику, внешнему оформлению, по выразительным движениям и поступкам. В этом смысле хороший психолог здравого смысла может иногда значительно эффективнее понимать людей и общаться с ними. Вероятно, в повседневной, житейской практике таким «бытовым» уровнем социальной психологии и может ограничиться. Тем более, что через всю систему обучения воспитания и через практику общения до нас стихийно доходят социально-психологические требования и нормы.

Однако, когда перед нами встают такие важнейшие проблемы, как подбор групп для оптимального решения тех или иных задач, повышение эффективности работы с группами и коллективами на производстве, в учебных заведениях, подлинная гуманизация и нормализация человеческих отношений во всех сферах жизни, повышение эффективности средств массовой коммуникации и многие другие — во всех этих случаях здравого смысла недостаточно. В этих условиях требуется всемерное и всестороннее развертывание социально психологических исследований.

Социальная психология находится на стыке психологии и социологии. Одной группой изучаемых явлений социальная психология тяготеет к общей психологии: коммуникативная особенность речи, выразительные средства общения, восприятие и понимание людьми друг друга. Но другая группа социально-психологических особенностей тяготеет к социологическим явлениям: классовый и национальный типы сознания кривы, обычаи, роль, ценности и установки личности. Наконец, есть группы социально-психологических явлений вполне своеобразных: оценочные суждения в группе, структура и динамика групп, конформизм и др. Таким образом, круг явлений и законов, изучаемых социальной психологией, вырисовывается довольно определенно. Это те явления и законы, которые возникают из связи человека и его сознания с обществом, преломленные через непосредственное общение человека с человеком. Эти закономерности проявляются на уровне личности, малых групп и коллективов, в массовидных процессах. Они имеют свою специфичность и существенно зависят от общесоциологических и общепсихологических законов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: