Связь социальной психологиис другими психологическими науками

 

Социальная психология исторически возникла из общей психологии, является результатом ее многовекового развития. Начиная с В. Вундта, многие ученые считали, что психология как система может быть создана на путях объединения индивидуальной и коллективной психологии. Другое дело, что это объединение было эклектическим и происходило на идеалистической основе. Сама же тенденция построения системы психологии с охватом сложных психических явлений, которые возникают на основе контактов между людьми, совершенно правильна и не вызывает сомнений. Социальная психология может рассматриваться как одна из областей, ветвей системы психологических наук. Многие методы и приемы социально-психологического исследования позаимствованы из общей психологии, правда, в несколько измененном виде (наблюдение, эксперимент, опросы и др.). Некоторые социально-психологические явления будут глубже поняты на основе общепсихологических законов. Так, например, общепсихологическими ассоциативными законами смежности и контрастности можно объяснить некоторые явления в массовой коммуникации, рекламе, моде. Особенностями характера человека можно объяснить его затруднения в общении. Сдвиги в психических процессах человека в условиях непосредственного контакта и взаимодействия людей могут быть поняты только в соответствии с показателями и данными из области общей психологии (пороги чувствительности, объем и устойчивость восприятия и внимания, особенности решения мыслительных задач и многое другое). Социальная психология опирается на психологию также, как последняя — на физиологию.

Отличие социальной психологии от общей заключается в том, что ее основу составляют психологические явления, которые возникают лишь в общении и через общение людей психологии основное внимание сосредоточено на законах внутренней, отражательной деятельности субъекта. Это различие весьма относительно и не может быть абсолютизировано. Дело в том, что в советской общей психологии давно и убедительно доказано, что все психические явления от самых элементарных (ощущения) до самых сложных (например, характер) социально обусловлены. Психика человека социальна в том общечеловеческом смысле, что ни ощущения, ни восприятия, ни любые другие психические явления не могут быть поняты и объяснены без анализа социально-исторической, общественно-трудовой обусловленности всех психических процессов и свойств человека. К. Маркс отмечал, что пять органов чувств человека являются продуктом истории, что человеческий глаз и ухо определены, обусловлены в своей сущности историей развития их предмета[98] (орудия труда, живопись, музыка). На этом основании некоторые теоретики сделали неправильный вывод: раз наша общая психология учитывает социальность человеческой психики, то зачем специальная дисциплина — социальная психология? Однако дифференциация социальной психологии от общей необходима по ряду соображений.

Общая психология имеет дело с отношением человека и объекта в самом общем виде. Под объектом подразумеваются природа, вещи, созданные рукой человека, сам человек и все его творения. В общей психологии изучается, как человек познает и преобразует мир, насколько сложен внутренний; механизм приема, переработки и выдачи информации. Многие из этих законов раскрыты, особенно на уровне чувственного отражения. Большинство из них носит родовой, общечеловеческий характер.

Социальная же психология является итогом развития определенной стороны общей психологии, в которой фиксируются прежде всего результаты общения людей друг с другом. В свое время В. А. Артемов[99], понимая трудности в установлении сходства и различия между психологией и социальной психологией, писал, что у нас будет единая социальная психология индивида и коллектива, т. е. общая и социальная психология. Верно, что и явления общей психологии, и явления социальной психологии социально обусловлены, исторически детерминированы. Однако социальная обусловленность социально-психологических явлений носит более конкретный, более явственный и более сложный характер, так как они зависят от микросреды, от непосредственного контакта между людьми и на них существенно влияет макросреда (все элементы социальной структуры общества).

При анализе законов общей психологии мы рассматриваем отношения внутренних элементов психики. При этом анализ природы физического, химического или социального раздражителей, которые вызывают психические процессы, имеет лишь второстепенный характер. Природа же социально-психологических явлений и законов может быть раскрыта только через обращение к социальному контакту, к общению человека с человеком и характеру этого общения. Так, например, сдвиги в психологических процессах в группах зависят от количества участников (объем группы), от уровня общения. В тесно сплоченных группах явления конформизма более резко выражены, чем в конфликтующих группах. Следовательно, в социально-психологических исследованиях имеет значение не только природа психических явлений (конформизм, групповое мнение), но и социальные условия общения.

В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения, по своей внутренней структуре. В социальной психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-историческим содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как операции, но и как мир положений, отношений конкретно-исторического человека, носителя специфических социально-исторических качеств.

Социальная психология — это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом. Сам термин «социальная психология», образованный из двух терминов, отражает смысл науки — связь психологии человека с обществом. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий. Как в психических процессах (ощущения, восприятия) природа раздражителей отражается в субъективных образах, особенности которых и изучает психология, так и в социально-психологических явлениях социальные условия преломляются сквозь особенности микросреды, групповых мнений, норм и т. д. Социальных психологов интересуют не сами по себе социальные условия, как психологов не интересует сама по себе физическая природа раздражителя, а то, как все это преломляется через своеобразие психики и групповых явлений. Так, например, переход к работе на один общий наряд в производственных бригадах (социальные условия) способствует сплачиванию людей, развитию общественных навыков в работе, сближает неформальные группировки с официальной структурой, но, с другой стороны, при наличии в бригадах группировок или индивидов с отсталыми настроениями эти же самые социальные изменения могут породить иждивенческий настроения, желание поживиться за чужой счет. Следовательно, социальные условия действуют не прямо и не все собой’ определяют, а преломляются через данные социально-психологические особенности группы и личности. Однако понятно, что основной причиной всех социально-психологических изменений являются в конечном счете социальные условия.

Связь социальной психологии с общей психологией двухсторонняя. Не только общепсихологические законы и явления отражаются в социально-психологических процессах, но и обратно, социально-психологические явления и законы углубляют наши знания об общепсихологических процессах. Индивидуальные особенности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и свойств (темперамента характера) наиболее полно и адекватно раскрываются лишь в условиях групповой, коллективной деятельности. Эти сдвиги и изменения психических процессов и свойств в условиях групповой деятельности экспериментально доказаны (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, В. Мёде, Ф. Д. Горбов и др.). Так что явления и законы социальной психологии являются как бы необходимым завершением системы психологической науки.

Социальная психология связана в разной степени с другими областями психологии. Как мы видели, самая прочная, исторически первая и двухсторонняя связь у социальной психологии с общей психологией.

Весьма продолжительная связь существует между социальной психологией и зоопсихологией. Правда, социал-дарвинисты, биологизаторы различных направлений значительно подорвали престиж и значимость зоопсихологии для социальной психологии. Это отнюдь не означает, что изучение стадной жизни животных, сложной иерархии взаимоотношении в мире животных, наличие своеобразных биологических форм коммуникаций бесполезно для социальных психологов. Наоборот, как филогенез отражательной, познавательной деятельности животных подготовил биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания, так филогенез стадной жизни животных подготовил биологические предпосылки для возникновения человеческих форм общения, для возникновения социально-психологических явлений. Кроме того, на уровне человеческого общения не перестают действовать многие психобиологические законы и силы, хотя и в преобразованном виде (инстинкты, механизмы подражания, внушения, многие выразительные движения, скрытые биологические формы коммуникации и т. п.). Поэтому, если мы хотим глубоко овладеть всеми факторами и условиями общения между людьми, мы самым серьезным образом должны изучать филогенетические предпосылки подлинно человеческого общения.

Самая тесная и двухсторонняя связь у социальных психологов с детской, педагогической и возрастной психологией. Проблемы социализации, овладение основным орудием коммуникации— речью, теснейшая связь вопросов общения, нотация и труда в онтогенетическом плане — вот тот круг исследований, который так сближает эти дисциплины.

Значительное развитие в последнее время в области социальной психологии получила проблематика, связывающая ее теснейшим образом с психологией труда и инженерной психологией. В настоящее время доказано, что подлинная научная организация труда, решение проблем социального планирования на промышленных предприятиях невозможны без создания нормальной психологической атмосферы во взаимоотношениях между людьми по горизонтали и по вертикали, по официальным и неофициальным каналам.

В последние годы сформировались плодотворные связи социальной психологии с медицинской, космической, военной, спортивной психологией. Эти связи взаимно усиливают позиции социальной и других областей психологии.

Групповая психотерапия, место и роль конфликтных ситуаций общения в клинике неврозов, различного рода фрустрации как следствие плохой адаптации и социомобильности — пот проблемы, связывающие медицинскую психологию с социальной.

Известно, что современные достижения в космосе, в военном деле, в спорте немыслимы без четких согласованных действий различных по своему составу, уровню и задачам групп. Поэтому вряд ли возможны значительные успехи в перечисленных областях психологии без развертывания всесторонних исследований социальной психологии малых групп и коллективов. В итоге можно сказать, что как развитие исследований по собственной проблематике социальной психологии, так и смежные, стыковые области с другими психологическими дисциплинами составляют плодотворную основу развития нашей социально-психологической науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: