Тема 1. Теоретические основы суд эконом экспертизы

1. Понятие суд экспертизы 

2. Классификация суд экспертиз 

3. Правовая основа суд эконом экспертизы 

4. Предмет и объект СЭЭ

 

В1. 

Экспертиза - это исследование какого либо вопроса, требующего спец знаний с предоставлением мотивированного заключения.

Суд экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует спец знаний в области науки, техники, искусства и ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органам дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Сущность суд экспертизы - анализ по заданию следователя, суда предоставляемых в его распоряжение мат объектов экспертизы (вещ доказательств).

Цель суд экспертизы - установление фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. 

Признаки:

1. Использование спец знаний - экспертиза может проводиться только для решения вопросов, кот требуют спец знаний, вопросы не требующие спец знаний не могут ставиться перед экспертом и решаться им, в противном случае, заключение в этой части не будет иметь доказательного значения. Потребность в спец знаниях для разрешения имеющих значения для дела вопросов явл ед основанием для назначения экспертизы.

2. Проведение исследований и дача заключений - обстоятельства, имеющие значение для дела и требующие спец знаний могут устанавливаться экспертом только на основе проведенного исследования, если какие то вопросы не требуют для своего разрешения выполнение исследований - экпертища не проводиться. 

3. Спец субъект экспертизы - экспертиза может проводиться только лицом, назначенным для её производства и удовлетворяющий определенным требованиям. Эксперт имеет опред процессуальный статус, отличающийся от всех других субъектов процесса, наделен правами и обязанностями. 

 

В2.

Суд экспертизы классифицируются по:

   1. В зависимости от повторяемости экспертных действий (по орг признакам):

- первичная, 

- дополнительные - при недостаточной ясности или полноте ранее данного заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследовательских обстоятельств УД, может быть поручено тому же или другому эксперту (ст 207 ч 1 УПК РФ)

- повторные - назначаются по тому же делу и тем же вопросам в случаях сомнений правильности или обоснованности ранее данного заключения эксперта или наличие противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам, производство назначается другому эксперту (ст 207 ч2 УПК РФ)

   2. По процессуальным признакам:

- однопредметные - для исследования вопроса одного вида, данные экспертизы на:

● экспертизы, проводимые одним экспертом 

● комиссионные - не менее чем 2 экспертами одной специальности. Определяется следователем (судом) либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство суд экспертизы. Если по результатам исследований мнения экспертов совпадают, то ими выдается ед заключение. В случае разногласий - каждый из экспертов даёт отдельное заключение по вопросам вызвавшие разногласия.

- многопредметные (комплексные) - для исследований вопросов, которые содержаться в одном УД и явл предметом разных экспертиз. Принимают участие специалисты различных отраслей. В заключении указываются какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований и несёт за неё ответственность (201 УПК РФ)

   3. По видам отраслей:

- криминалистические 

- товароведческие

- технические 

- медицинские 

- экономические 

С точки зрения минюста, суд эконом экспертизы подразделяются на:

1. Суд бух экспертиза - изучает отраженные в бухучете факты хоз жизни, содержащие информацию о состоянии, движении, наличии или отсутствии мат ценностей и их источников, свидетельствующие о нарушениях (отсутствие нарушений) ведения бух и налогового учета 

2. Суд фин-эконом экспертиза - сведения о фин операциях и фин показателях деятельности, проверяемого лица, а также фактические данные

характеризующие образование, распределение и использование на предприятии доходов, д/с, а также негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели фин деятельности или способствующие совершению преступлений, связанных с несоблюдением фин дисциплины.

В соответ классификацией МВД РФ выделяют след виды эконом экспертиз:

1. Суд бух экспертиза - исследований содержания записей бух учёта

2. Суд налоговая экспертиза - разрешает вопросы исследования исполнения н/п обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов 

3. Суд фин- аналит экспертиза - исследуется общее изменение фин состояния эконом субъекта и оценивается влияние на это изменение конкретным эконом факторов 

4. Суд фин-кредитная экспертиза - назначается при расследовании преступлений, связанных с незаконным получением кредита.

 

В3.

Правовая база: 

   1. Фед законодательство:

- Конституция 

- УК РФ 

- УПК

- ГПК

- АПК

- НК

- Фз “О гос суд экспертной деятельности в РФ” от 31.05.2001 г. #73 

2. Подзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальный порядок организации и производство суд эконом экспертизы и утвержденные соответ министерствам:

- Инструкции по организации производства суд экспертиз, суд экспертных учреждений системы минюста РФ (приказ 20.12.2002 #347)

- Метод рекомендации по производству суд экспертиз в гос суд учреждениях системы минюста РФ (приказ 20.12.2002 #346)

- Приказ 27.12.2012 #237 “ Об утверждении перечня видов суд экспертиз …” 

- Приказ МВД 29.06.2005 #511 “Вопросы организации производства суд экспертиз…”

 

В4. 

Предмет СЭЭ - составляют отраженные в документах факты хоз жизни, связанные с хоздеятельностью эконом субъекта, пределы которых определяются вопросами поставленные следователем или судом

Объекты исследования: при любой экспертизе явл вещественные доказательства документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится экспертиза. Объекты исследования СЭЭ - документальная информация, содержащаяся в материалах уголовного, гражданского и арбитражного дела и относящаяся к предмету данного вида экспертизы. Включают в себя:

- первичные учетные документы (с-ф, накладные, акт приема передачи ОС, договор купли-продажи, ПКО, РКО

- Регистры бух и налогового учета (журналы ордена, главная книга)

- Бух отчетность 

- Налоговые декларации 

- Иные материалы уголовного, гражданского и арбитражного дела - материальные носители информации, закономерности формирования которой не входят в спец знания эксперта - экономиста, эта информация вводиться в экспертную задачу следователя в качестве исходных данных. В состав специф видов исследования при условии выполнения надлежащих условий: черные записи протоколы допросов, заключение экспертов других специальностей. В рамках СЭЭ исследуется фин-хоз деятельность эконом субъектов и её отражение в различных системах учета, а не действие специалистов по её изучению. Акты проверок, ревизий и иные аналогичные документы не могут является не могут явл объектами исследования СЭЭ.

Процессуальное значение - объекты суд экспертизы делятся на:

- вещественные доказательства 

- образцы для сравнительного исследования: свободные - до начала производства по делу; экспертные образцы - непосредственно в ходе следственного действия; условно-свободные - возникли после возбуждения УД, но не связи с подготовкой материала на экспертизу. 

- материала дела, содержащие сведения относящееся к предмету экспертизы.

 

 

​Тема 2. СУБЪЕКТЫ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ  СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ  

2.1. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Процессуальный статус и компетенция эксперта-экономиста.  

2.2. Порядок назначения судебной экономической экспертизы в уголовном судопроизводстве, в гражданском и арбитражном процессах.  

2.3. Особенности содержания экспертных задач, поставленных перед экспертом-экономистом.  

 

   2.1. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Процессуальный статус и компетенция эксперта-экономиста  

 

Деятельность, в ходе которой осуществляется назначение и производство судебной экспертизы, называется ​ судебно-экспертной деятельностью.  

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы (ст.1 №73-ФЗ).

Общей задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла

Государственная судебно-экспертная деятельность (ГСЭД) ​основывается на следующих ​ основных принципах (ст.4 № 73-ФЗ):  

1. Законность (ст.5 № 73-ФЗ).  

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица. ​ГСЭД осуществляется в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50)(ст.6 № 73-ФЗ). 

3. Независимость эксперта. Отсутствие его зависимости от Sта, назначившего судебную экспертизу по уголовному, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Эксперт независим от суда, следователя, дознавателя, прокурора, лица или органа, рассматривающих дело, сторон и их представителей и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Принцип независимости эксперта в данном его толковании подкрепляется возможностью отвода эксперта в случаях, когда установлена его пристрастность и заинтересованность и исходе дела (ст.7 № 73-ФЗ). 

4. Объективность, всесторонность и полнота исследований: обязывает судебного эксперта давать объективное заключение, основываясь на результатах проведенных всесторонних и полных исследований в соответствии со своими специальными знаниями с использованием современных достижений науки и техники. Объективность эксперта и соответственно объективность его заключения возможна только при условии его процессуальной и личностной независимости. Что касается всесторонности и полноты исследований, то они связаны, во-первых, с необходимостью разрешения всех вопросов, вынесенных эксперту; во-вторых, с исследованием всех объектов, представленных на экспертизу; в-третьих, с использованием всех существующих на данный момент апробированных и рекомендованных для практического применения методик экспертного исследования вещественных доказательств (ст.8 № 73-ФЗ).

5. Использование современных достижений науки и техники: требует от судебного эксперта при производстве исследований максимально полно использовать современные технико-криминалистические средства и методы.

Государственные судебно-экспертные учреждения – специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст.11 №73-ФЗ). 

Государственный судебный эксперт – аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст.12 №73-ФЗ).

Субъектами судебно-экспертной деятельности ​ являются: 

1) органы и лица, назначившие экспертизу по поставленным на разрешение перед экспертом вопросам: – суд, судья, органы дознания, следователь. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознания или следователя; 

2) судебно-экспертные учреждения в лице их руководителя, организующие производство судебных экспертиз; 

3) судебные эксперты, которые занимаются    исследованием предоставленных материалов и дачей заключения по поставленным перед ними вопросам. 

Для руководителей государственных судебно-экспертных учреждений действующим законодательством установлен ряд его обязанностей: 

Руководитель обязан:

- по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

- разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

- по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

- по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

- обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель ​ обязан обеспечить условия ​, необходимые для проведения исследований: 

- наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

- соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; - сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

- истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

- самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

- давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Наряду с обязанностями, закон о государственной судебно-экспертной деятельности устанавливает права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. 

Руководитель ​ вправе ​: 

- возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

- ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

- организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

- передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

- требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Деятельность эксперта-экономиста регламентируется процессуальным законодательством. При нарушении процессуальных условий назначения и проведения судебной экономической экспертизы она утрачивает характер процессуального способа собирания доказательств. 

Работа эксперта-экономиста состоит из двух частей: 

1) исследования документов и других материалов дела, представленных следователем или судом; 

2) составления заключения, которое является результатом исследования и передается следователю или суду. 

Судебным экспертом-экономистом является лицо, обладающее специальными знаниями в экономической области и проводящее судебную экспертизу по назначению суда, следствия, органа дознания. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» основными профессиональными и квалификационными ​ требованиями ​, предъявляемыми к государственным судебным экспертам, являются: 

– гражданство РФ; 

– наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности в​порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, или среднего профессионального образования в области судебной экспертизы; 

– подготовка по соответствующей экспертной специальности и получение аттестата работника государственного судебно-экспертного учреждения. 

Компетенция эксперта – ​это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены процессуальными кодексами и КоАП. Кроме того, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида.

Эксперт обязан ​:

- принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе ​:

- принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

- осуществлять судебно-экспертную деятельность в     качестве

негосударственного эксперта;

- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

- уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.

Эксперт вправе ​:

- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

 

2.2.Порядок назначения судебной экономической экспертизы в уголовном судопроизводстве, в гражданском и арбитражном процессах 

 

Основанием назначения судебной экономической экспертизы является необходимость использования специальных экономических познаний для установления обстоятельств расследуемого дела. При этом судебная экспертиза может быть назначена и произведена как до возбуждения уголовного дела, так и после. 

Признав необходимым производство судебной экономической экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, судья, лицо, производящее дознание, и следователь составляют постановление, а суд выносит ​ определение о назначении соответствующего вида экспертизы ​. Данные документы содержат следующие сведения: 

1) ​во вводной части ​: 

– дата и место вынесения постановления или определения; 

– дата назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу; 

– должность, звание, фамилия и инициалы следователя, назначающего экспертизу; 

– наименование суда; 

– состав суда;  

– наименование сторон по рассматриваемому делу; 

– предмет спора и факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; 

2) ​в описательной, или содержательной, части ​: 

– обстоятельства рассматриваемого дела;

– основания для назначения экспертизы; 3) ​в резолютивной части ​: 

– решение о назначении экспертизы; 

– вид назначаемой экспертизы; 

– фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; 

– перечень вопросов, поставленных перед экспертом; 

– перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и документы для сравнительного исследования, а также особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; 

– наименование стороны, которая производит оплату экспертизы. 

Кроме того, в определении суда и постановлении следователя о назначении экспертизы содержится уведомление эксперта об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. 

Следователь обязан ознакомить подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего и его представителя с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить им права, о чем составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением. 

При назначении и производстве судебной экспертизы в соответствии со ст. 198 УПК РФ ​ подозреваемый, обвиняемый и его защитник, потерпевший и его представитель ​ имеют ​ право ​: 

1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; 2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; 

3) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; 

4) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; 

5) присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту; 

6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта. 

В случае удовлетворения ходатайства подозреваемого, обвиняемого следователь изменяет или дополняет постановление о назначении экспертизы. В случае отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит постановление, которое объявляется подозреваемому или обвиняемому под расписку. 

В обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения после получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы входит поручение ее производства конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения. Данные сотрудники должны обладать специальными познаниями, соответствующими виду назначаемой экспертизы в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы. 

При производстве экспертизы вне экспертного учреждения следователь вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности, компетентности, устанавливает его отношение к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, проверяет, нет ли оснований к отводу. Затем он вручает лицу постановление о назначении экспертизы, разъясняет ему права и обязанности эксперта, предупреждает об ответственности по ст. 307 УК РФ. О выполнении этих действий следователь делает отметку на постановлении, которая удостоверяется подписью эксперта. 

Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы (ст. 197 УПК РФ). 

После представления экспертом заключения в соответствии со ст. 205 УПК РФ следователь вправе по собственной инициативе или по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или его защитника допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Протокол допроса эксперта предъявляется следователем потерпевшему, его представителю, подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, которым разъясняется при этом право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы. Протокол допроса оформляется в соответствии с требованиями ст. 166,167 УПК РФ. 

 

    2.3. Особенности содержания экспертных задач, поставленных перед экспертом-экономистом  

 

Экспертная задача – это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалов дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного, гражданского и арбитражного дела.

Экспертные задачи ​ делятся на:

1) идентификационные направлены на отождествление объекта по его отображениям (например, по следам)​. ​Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление предприятия-изготовителя); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним лицом; 

2) диагностические ​состоят в выявлении механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинной связи между ними, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию (например, каков механизм возникновения пожара; состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от изготовленного в соответствии с утвержденными ТУ); 

3) классификационные ​направлены на установление характеристик объекта с целью отнесения его к общепринятому классу (судебно-баллистическая экспертиза, судебная металловедческая экспертиза); 

4) задачи, связанные с экспертной профилактикой – выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений (правонарушений) и разработке мер по их устранению (например, выработка на основании анализа экспертной практики рекомендаций по защите от подделки ценных бумаг или денежных билетов). 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: