Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанности возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусмотрено специальным международным договором (абсолютная ответственность). Международно-правовая ответственность вытекает из принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.
Международно-правовая ответственность может наступить как за совершение противоправных действий (вторжение, нападение, применение оружия), так и за противоправное бездействие (непринятие мер по пресечению нарушения законов и обычаев войны).
Ответственность возникает, когда налицо:
- факт нарушения принципов и норм международного права;
- наличие вреда и
- наличие непосредственной причинной связи между противоправным деянием и вредом.
|
|
В общей системе международно-правовой ответственности ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права (права войны) занимает особое место и имеет присущие только ему характерные черты. Если при нарушении норм международного права возникает ответственность государств, то при нарушении норм международного гуманитарного права центр тяжести переносится на ответственность индивида. При этом, если в прошлом индивид мог быть привлечен к ответственности только по национальному праву, то со времени Нюрнбергского процесса он может быть судим непосредственно на основе международного права. Приговор Нюрнбергского трибунала определил, что индивиды несут международные обязанности, превышающие национальные обязательства повиновения. Тот, кто нарушает законы войны, не может рассчитывать на иммунитет, действуя с разрешения государства, если государство при этом выходит за рамки своей компетенции по международному праву. Такая позиция была совершенно необходимым шагом в направлении обеспечения норм международного гуманитарного права. Тем не менее международная процедура носит дополнительный характер по отношению к национальной. Она предназначена для особых случаев. Основную массу военных преступлений в состоянии охватить только национальная система.
Обычно, когда речь заходит об обеспечении уважения права, взоры людей обращаются к правоохранительным органам. Последним действительно принадлежит важная, но вовсе не решающая роль в обеспечении уважения закона. Главное в воспитании, в привитии уважения к человеку, его правам и интересам. Одна из причин подъема преступности в России и в других странах СНГ видится в том, что в советский, да и в настоящий переходный период общество не было воспитано в духе уважения к человеческой личности. С легкостью убивающий, грабящий своих сограждан, будет еще более жесток в ходе вооруженного конфликта. Чеченский опыт тому свидетельство. Напомним и о жестокости конфликта в бывшей Югославии.
|
|
Женевские конвенции и первый Дополнительный протокол к ним квалифицируют ряд серьезных нарушений содержащихся в них норм как военные преступления.
В отношении таких преступлений установлена универсальная юрисдикция. Любое государство, во власти которого окажется обвиняемый, обязано организовать уголовное преследование либо выдать лицо другому государству. При менее серьезных нарушениях государствам следует предпринимать меры как уголовного, так и дисциплинарного характера. Конвенции обязали участников принять соответствующие законы.
В Российской Федерации такие законы приняты. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть специальная глава (34) -Преступления против мира и безопасности человечества (см. Приложение № 2).
В процессе становления и развития международного гуманитарного права постоянно осуществляется сотрудничество государств.
Рамки взаимоотношений государств в борьбе с преступностью постепенно расширяются, охватывая новые сферы сотрудничества и обретая универсальный характер по числу участвующих субъектов международного права. Вместе с тем происходили и сегодня происходят перемены в функциях и методах сотрудничества. Если в прошлом преобладали фрагментарные совместные акции в связи с конкретными ситуациями и событиями, случаи индивидуализированных решений по вопросам оказания правовой помощи, то в последние десятилетия получает распространение комплексный подход к проблеме, воплощением которого становятся, во-первых, разработка многосторонних конвенций, ориентированных на регламентацию возникающих в практике межгосударственного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, имеющих международную общественную опасность, и обеспечения неотвратимости наказания; во-вторых, совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала как универсальных международных организаций и органов системы ООН, так и специальных учреждений, начиная с Интерпола; в-третьих, сочетание универсальных и локальных (более всего двусторонних) средств сотрудничества; в-четвертых, согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.