Содержание понятия ответственности

Международно-правовая ответственность - обязанность субъ­екта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанности возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нару­шающих нормы международного права, если такое возмещение пре­дусмотрено специальным международным договором (абсолютная ответственность). Международно-правовая ответственность вытекает из принципа добросовестного соблюдения международных обяза­тельств.

Международно-правовая ответственность может наступить как за совершение противоправных действий (вторжение, нападение, применение оружия), так и за противоправное бездействие (неприня­тие мер по пресечению нарушения законов и обычаев войны).

Ответственность возникает, когда налицо:

- факт нарушения принципов и норм международного права;

- наличие вреда и

- наличие непосредственной причинной связи между противо­правным деянием и вредом.

В общей системе международно-правовой ответственности от­ветственность за нарушение норм международного гуманитарного права (права войны) занимает особое место и имеет присущие только ему характерные черты. Если при нарушении норм международного права возникает ответственность государств, то при нарушении норм международного гуманитарного права центр тяжести переносится на ответственность индивида. При этом, если в прошлом индивид мог быть привлечен к ответственности только по национальному праву, то со времени Нюрнбергского процесса он может быть судим непо­средственно на основе международного права. Приговор Нюрнберг­ского трибунала определил, что индивиды несут международные обязанности, превышающие национальные обязательства повинове­ния. Тот, кто нарушает законы войны, не может рассчитывать на им­мунитет, действуя с разрешения государства, если государство при этом выходит за рамки своей компетенции по международному пра­ву. Такая позиция была совершенно необходимым шагом в направ­лении обеспечения норм международного гуманитарного права. Тем не менее международная процедура носит дополнительный характер по отношению к национальной. Она предназначена для особых слу­чаев. Основную массу военных преступлений в состоянии охватить только национальная система.

Обычно, когда речь заходит об обеспечении уважения права, взоры людей обращаются к правоохранительным органам. Послед­ним действительно принадлежит важная, но вовсе не решающая роль в обеспечении уважения закона. Главное в воспитании, в привитии уважения к человеку, его правам и интересам. Одна из причин подъ­ема преступности в России и в других странах СНГ видится в том, что в советский, да и в настоящий переходный период общество не было воспитано в духе уважения к человеческой личности. С легкостью убивающий, грабящий своих сограждан, будет еще более жесток в ходе вооруженного конфликта. Чеченский опыт тому свидетельство. Напомним и о жестокости кон­фликта в бывшей Югославии.

Женевские конвенции и первый Дополнительный протокол к ним квалифицируют ряд серьезных нарушений содержащихся в них норм как военные преступления.

В отношении таких преступлений установлена универсальная юрисдикция. Любое государство, во власти которого окажется обви­няемый, обязано организовать уголовное преследование либо выдать лицо другому государству. При менее серьезных нарушениях госу­дарствам следует предпринимать меры как уголовного, так и дисци­плинарного характера. Конвенции обязали участников принять соот­ветствующие законы.

В Российской Федерации такие законы приняты. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть специальная глава (34) -Преступления против мира и безопасности человечества (см. Прило­жение № 2).

В процессе становления и развития международного гумани­тарного права постоянно осуществляется сотрудничество государств.

Рамки взаимоотношений государств в борьбе с преступностью постепенно расширяются, охватывая новые сферы сотрудничества и обретая универсальный характер по числу участвующих субъектов международного права. Вместе с тем происходили и сегодня проис­ходят перемены в функциях и методах сотрудничества. Если в про­шлом преобладали фрагментарные совместные акции в связи с кон­кретными ситуациями и событиями, случаи индивидуализированных решений по вопросам оказания правовой помощи, то в последние де­сятилетия получает распространение комплексный подход к пробле­ме, воплощением которого становятся, во-первых, разработка много­сторонних конвенций, ориентированных на регламентацию возни­кающих в практике межгосударственного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, имеющих международную общественную опасность, и обеспечения неотвратимости наказания; во-вторых, совмещение договорных и институционных форм межгосударствен­ного сотрудничества с использованием потенциала как универсаль­ных международных организаций и органов системы ООН, так и специальных учреждений, начиная с Интерпола; в-третьих, сочета­ние универсальных и локальных (более всего двусторонних) средств сотрудничества; в-четвертых, согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уго­ловно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничест­ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: