Ответственность государств за совершенный в международных отношениях государством или его органами (вооруженными силами) деликт может быть политическая и материальная.
Ответственность политическая - один из видов ответственности международно-правовой. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны.
Существует также и такая форма политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.п.) Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От репрессалий следует отличать реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр., отзыв посла в ответ на недружественное заявление). От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционировании коммуникаций -транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил необходимых для поддержания или восстановления52
международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и др. операции вооруженных сил членов ООН). Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида). Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы и др.). В 1993 г. Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии. Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление. Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.
Ответственность материальная - один из видов ответственности международно-правовой. Выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализоваться в форме реституции (восстановления материального положения, существовавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). В период, когда война считалась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции - взимание победителем с побежденного своих военных издержек.
Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Исключительно на основании договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная (или объективная) ответственность. Речь в данном случае идет об ответственности, возникающей вне зависимости от наличия вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в том числе и в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь наличие непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и ущербом. Существует понятие договорного ограничения абсолютной материальной ответственности по сумме, подлежащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предельная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения предусмотрена по Конвенции о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (в результате падения воздушного судна). В этих случаях пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превышающей установленный предел, даже если фактический ущерб превышает эту сумму. Вместе с тем максимально предельная сумма выплачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на получение только ее. Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, способной причинить колоссальный ущерб, но тем не менее необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба. Договорное установление абсолютной ответственности гарантирует возмещение ущерба пострадавшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права.
Правовое регулирование ответственности государств за нарушение правил обращения к вооруженной силе началось лишь в XX веке. В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. записано, что «воюющая сторона, которая нарушит постановление указанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».
Традиционная система пресечения нарушений права войны изначально была внутренней или государственной системой. Только в XIX веке на основе внутригосударственных законодательств начала складываться действительно международная система. Впрочем, это не было системой, тем более международной, в полном смысле этого слова; отсутствовала международная классификация нарушений, совершившие нарушения лица не подлежали уголовной ответственности, к ним не применялись уголовные санкции. И более того, она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели.
Нарушения права войны оставались безнаказанными, так как не было признано положение о том, что государства несут уголовную ответственность за военные преступления или другие нарушения международного права, равно как и то, что отдельные лица несут ответственность в соответствии с международным правом. Добрая воля была тем единственным, что обеспечивало соблюдение законов и обычаев войны на международном уровне.
Для разрешения этой ситуации, а также потому, что по разным причинам было невозможно подвергнуть судебному преследованию государство, были сделаны решительные шаги по признанию отдельного лица объектом уголовного преследования в соответствии с международным правом для того, чтобы ему можно было предъявить обвинения в соответствии с этим правом.