Ответственность государства за совершенный деликт

Ответственность государств за совершенный в международных отношениях государством или его органами (вооруженными силами) деликт может быть политическая и материальная.

Ответственность политическая - один из видов ответст­венности международно-правовой. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, на­казание конкретных виновников правонарушения, иные формы мо­рального удовлетворения потерпевшей стороны.

Существует также и такая форма политической ответственно­сти, как ответные насильственные действия, осуществляемые по­страдавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (напри­мер, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, нало­жение ареста на имущество или его конфискация и т.п.) Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. От репрессалий следует отличать реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонаруше­ния (напр., отзыв посла в ответ на недружественное заявление). От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отноше­нии государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функциони­ровании коммуникаций -транспорта и связи, в разрыве дипломатиче­ских отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении воору­женной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и су­хопутных сил необходимых для поддержания или восстановления52

международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и др. операции вооруженных сил членов ООН). Известны резолюции Со­вета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида). Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ог­раничение права иметь вооруженные силы и др.). В 1993 г. Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международ­ный трибунал для суда над лицами, совершившими военные престу­пления на территории бывшей Югославии. Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление. Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к поня­тию санкций не относится.

Ответственность материальная - один из видов ответст­венности международно-правовой. Выражается в обязанности воз­местить материальный ущерб, что может реализоваться в форме реституции (восстановления материального положения, существо­вавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). В период, когда война счита­лась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции - взимание победителем с побежденного своих военных издержек.

Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Исключительно на основании договоров возникает такая разновид­ность материальной ответственности, как абсолютная (или объек­тивная) ответственность. Речь в данном случае идет об ответствен­ности, возникающей вне зависимости от наличия вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в том числе и в процессе право­мерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь наличие непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и ущербом. Существует понятие договорного ограни­чения абсолютной материальной ответственности по сумме, подле­жащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предель­ная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате постра­давшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения преду­смотрена по Конвенции о возмещении вреда, причиненного ино­странным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (в результате падения воздушного судна). В этих случаях пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превы­шающей установленный предел, даже если фактический ущерб пре­вышает эту сумму. Вместе с тем максимально предельная сумма вы­плачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на по­лучение только ее. Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, способной причинить колоссальный ущерб, но тем не ме­нее необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба. Договорное установление абсо­лютной ответственности гарантирует возмещение ущерба постра­давшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права.

Правовое регулирование ответственности государств за нару­шение правил обращения к вооруженной силе началось лишь в XX веке. В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. записано, что «воюющая сторона, которая нарушит постанов­ление указанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания. Она будет ответственна за все действия, со­вершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».

Традиционная система пресечения нарушений права войны из­начально была внутренней или государственной системой. Только в XIX веке на основе внутригосударственных законодательств начала складываться действительно международная система. Впрочем, это не было системой, тем более международной, в полном смысле этого слова; отсутствовала международная классификация нарушений, со­вершившие нарушения лица не подлежали уголовной ответственно­сти, к ним не применялись уголовные санкции. И более того, она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели.

Нарушения права войны оставались безнаказанными, так как не было признано положение о том, что государства несут уголовную ответственность за военные преступления или другие нарушения международного права, равно как и то, что отдельные лица несут от­ветственность в соответствии с международным правом. Добрая воля была тем единственным, что обеспечивало соблюдение законов и обычаев войны на международном уровне.

Для разрешения этой ситуации, а также потому, что по разным причинам было невозможно подвергнуть судебному преследованию государство, были сделаны решительные шаги по признанию от­дельного лица объектом уголовного преследования в соответствии с международным правом для того, чтобы ему можно было предъявить обвинения в соответствии с этим правом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: