Методические рекомендации

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Литература

   1. Викторов, В. В. Культурология: Учебник / В. В. Викторов. - М.: Вузовский учебник,     ИНФРА-М, 2010. – 411 с.

   2. Горлова, И. И. Культурология: Учебное пособие / И. И. Горлова. - М.: Дашков и К, Наука-Спектр, 2011. – 304 с.

3. Кармин, А. С., Гусева, Е. А. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов / А. С. Кармин, Е. А. Гусева. -  СПб.: Питер, 2009.    – 176 с.

4. Комиссарова, Т. С. Культура стран Европы: Учебное пособие / Т. С. Комиссарова. -  СПб.: СПбГУТ, 2012. – 79 с.

5. Комиссарова, Т. С., Молчанова, Т. В., Овчинникова, Е. Г. Культурология: Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы / Т. С. Комиссарова, Т. В. Молчанова, Е. Г. Овчинникова. -  СПб.: СПбГУТ, 2014. – 44 с.

  6. Маркова, А. Н. Культурология в схемах и определениях: Учебное пособие / А. Н. Маркова. - М.: Проспект, 2012. – 455 с.

  7. Силичев,  Д. А. Культурология: Конспект лекций / Д. А. Силичев. -                   М.: Приор, 2012.  –  144  с.

 8.  Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Культурология: Краткий курс лекций /  Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. – 167 с.  

Тема 5. Первобытный тип культуры

 

1. Проблема возникновения (генезиса) культуры.

2. Синкретизм первобытной культуры.

3. Архаический миф. Древнейшие верования.

4. Зарождение искусства.

Методические рекомендации

Жизнедеятельность современного человека во многом регулируется опытом, приобретенным в древнейшие времена. Чаще всего этот опыт не осознается, он присутствует скрыто, влияя на поведение людей на уровне инстинкта. Изучение культуры первобытного общества позволяет человеку более глубоко разобраться в мотивах своих поступков, познать себя.

1. Рассмотрите разные точки зрения на вопрос о времени возникновения такого феномена, как культура. Возникает ли культура одновременно с появлением на Земле первобытных стад древнейших людей (архантропов), или говорить о культуре можно только применительно к коллективам людей вида «homo sapiens» (неоантропов)? Какие факторы повлияли на зарождение культуры: целенаправленный труд? способность к игре и смеху? способность оперировать знаками и символами? эволюция человека как биологического вида – или несколько факторов одновременно? При помощи каких методов ученые постигают первобытную культуру, отстоящую от нас на десятки тысяч лет?

2.Слово «синкретизм» означает «слитность, нерасчлененность». В древнейшие времена человек еще не выделял себя из природы, основные формы общественной жизни и культуры не были дифференцированы. Найдите в учебной литературе описание проявлений первобытного синкретизма. В какой мере это качество способствовало развитию первобытной культуры, а в какой – ограничивало ее возможности?

3.Уясните для себя значение мифа как формы сознания, способа постижения мира, исторически первой культурной картины мира. Для этого надо отказаться от привычного представления о мифе как о сюжетном повествовании отвлеченного содержания – литературном мифе, который является значительно более поздним культурным феноменом, чем архаический миф. Выясните, какие мифы называются космогоническими, космологическими, эсхатологическими. Согласитесь, что мифическое мышление и в наше время не вытеснено до конца логическим, приведите примеры мифотворчества в современную эпоху.

Покажите связь мифологического мышления с такими верованиями, как тотемизм, анимизм, фетишизм. Покажите значимость этих форм сознания для развития первобытного коллектива. Попробуйте привести примеры и проанализировать причины распространенности различного рода фетишей в современном цивилизованном обществе.

4.В рамках культуры («второй природы») искусство создает «другую реальность». Покажите, что в первобытном обществе искусство играло роль универсального средства познания окружающего мира и овладения им, будучи неразрывно связано с производством, бытом, духовной жизнью. Приведите примеры, подтверждающие зарождение в недрах первобытного общества большинства современных видов искусств, как статичных, так и динамических.

Тема 6. Культура Древнего Египта

1. Культура земледелия в долине Нила.

1. Древнеегипетский заупокойный культ.

2. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте.

3. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств.

Методические рекомендации

1. Древнеегипетскую цивилизацию не случайно определяют как «дар Нила». Найдите в литературе сведения о достижениях египтян в области ирригационного земледелия: строительстве дамб, осушении дельты Нила, создании искусственных водохранилищ. Расскажите о сезонном цикле сельскохозяйственных работ в Древнем Египте, разработанном египтянами солнечном календаре, о культурных смыслах практиковавшегося в Древнем Египте культа бога Ра.

2. Покажите, как развивался заупокойный культ, в котором синтезировались не только представления египтян о преодолении смерти и о «ином мире», но также их астрономические, инженерные знания, титанический труд многих поколений египтян, вложенный в сооружение заупокойных храмов и комплексов. Укажите на связь осирических мистерий (важнейшие египетские мистерии были связаны с культом Осириса), проводившихся египетскими жрецами, с основной отраслью египетской экономики – земледелием.

3. Какие социальные слои в Древнем Египте выступали в качестве носителей теоретического знания? Какие факторы стимулировали накопление и развитие рационального знания? Приведите примеры о познаниях египтян в математике, астрономии, минералогии, биологии, медицине.

4.Какие из культовых сооружений конца III – конца II  тысячелетия до н. э. сохранились в Египте до наших дней? Что Вам известно об особенностях архитектуры Древнего Египта: планы храмов, архитектурные формы, декор колонн и пилонов имели сакральный смысл – как он раскрывает специфику древнеегипетской культуры? Как в этот период развивалась монументальная и камерная пластика, каковы основные особенности египетского рельефа, фрески?

  Остановитесь отдельно на характеристике египетского искусства амарнского периода (середина XIV в. до н. э., эпоха фараона Эхнатона).    Сделайте вывод о значимости вклада древних египтян в развитие мировой художественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: