Методические рекомендации

1. Изложите известные Вам представления древних римлян о возникновении Вечного города, об этнических связях римлян, об образовании в Риме республики. Что Вам известно о главном персонаже поэмы Вергилия «Энеида»? Мифология Древнего Рима достаточно рано испытала влияние греческой мифологии благодаря общению с городами Великой Греции (юг Апеннинского полуострова). Тем не менее, верования римлян имели выраженную специфику. Укажите на нее.

2. Древнеримская архитектура широко использовала достижения этрусского зодчества, прежде всего такие элементы, как свод и арка. Вместе с тем римляне переняли у греков основные ордеры стоечно-балочной архитектуры. Современный Рим сохранил значительное количество памятников античной архитектуры. Расскажите о наиболее известных из них.

3. Становление литературной традиции началось в Риме достаточно поздно, в конце III в. до н. э., и протекало под прямым влиянием греческой художественной литературы. После завоевания греческих государств во II в. до н. э. Рим подвергся эллинизации. Греческое влияние прослеживается и в становлении изобразительного искусства Рима. Тем не менее, римляне внесли свой особый вклад в сокровищницу мирового искусства, создав скульптурный реалистический портрет. Представление об античной живописи мы имеем благодаря сохранившимся фрескам римской античности. В заключение укажите на значение культурного наследия Древнего Рима.

4.Религиозная идеология Рима в I в. до н. э. находилась в кризисном состоянии. Официальный религиозный культ не удовлетворял духовные запросы населения и не отвечал потребностям развития централизованного государства. Кризис не был преодолен и в I – II вв. новой эры. Рассмотрев идейно-религиозную ситуацию в Риме на рубеже I–II вв. н. э., постарайтесь объяснить, почему новая религия – христианство – так быстро проникла в Римское общество, каковы были истоки христианства. Остановитесь на споре двух школ – исторической и легендарной – о личности Иисуса Христа.

 

Тема 12. Западноевропейская средневековая культура

1. Культурная картина мира в средневековой Европе.

2. Романский и готический стили в архитектуре.

3. Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура.

Методические рекомендации

1. Мир средневековой культуры – яркий и пестрый. Западноевропейская культура стала порождением сложившейся в древнем мире христианской традиции, с одной стороны, и самобытной культуры варварских народов Европы – с другой. Вместе с тем через все средневековье пролегает след не забытой великой античной культуры, которая оказалась особенно востребованной на позднем этапе - в XIV–XV вв., заменив культурную парадигму средневековья ренессансной. Постарайтесь раскрыть специфику средневековой культурной картины мира: объясните, что такое теоцентризм, раскройте значение этикетной стороны культуры, покажите возросшее значение восприятия текста и книжности, укажите на мифологический элемент общественного сознания, роль символов в средневековой культуре.

2. Остановитесь на характеристике архитектуры средневековья, вобравшей в себя многие приметы времени. Архитектура, и особенно храмовое зодчество, моделирует устройство мира в соответствии с представлениями эпохи. Раскройте символику христианского храма, проследите развитие ее воплощения в разных архитектурных стилях. Вместе с тем укажите на конструктивные особенности зданий, сооружавшихся в романском и готическом стиле. Приведите примеры наиболее прославленных архитектурных памятников соответствующих стилей.

3. Дайте краткую характеристику основных направлений средневековой западноевропейской культуры, обратив внимание на условия развития литературы, музыки, образования и науки, устного народного творчества. При характеристике клерикальной культуры сделайте акцент на конфессиональных особенностях католичества, составьте представление об образах наиболее почитаемых в католичестве святых, дайте характеристику теософии Фомы Аквинского и укажите на значение томизма для развития западноевропейской теоретической мысли.

Характеризуя рыцарскую культуру, объясните предназначение строгой регламентации и кодификации поведения рыцарей – феодалов, обратите внимание на иерархичность рыцарской культуры, экзальтированность ее носителей, дайте оценку культурного значения таких явлений, как рыцарский роман, поэзия трубадуров.

Оцените вклад бюргерской культуры в развитие образованности, в создание предпосылок «нового благочестия», подготовившего победное шествие протестантской морали.

Обратите внимание на карнавальный характер народной крестьянской культуры, объясните роль смеховой культуры в повседневной жизни средневекового общества.

Тема 13. Культура средневековой Японии

1. Синтоизм – основа духовной культуры населения Японских островов.

2. Культуроообразующая роль дзен-буддизма.

3. Бусидо – путь самурая.

Методические рекомендации

1. Найдите сведения о развитии синтоизма как одной из анимистических религий. Обратите внимание на социальную сторону синтоизма, его этнический характер. Объясните устойчивость синтоистских верований.

2. Проследите историю проникновения в Японию (из Китая) медитационного буддизма, связанного с традицией йоги – чань- (дзен-) буддизма. Дайте общую характеристику философии дзен. Покажите, каким образом дзен-буддизм повлиял на развитие таких форм японской культуры, как «чайная церемония», икэбана, «сады камней», поэзия хайку.

3. Покажите своеобразие культуры военного сословия в средневековой Японии, отметьте общие черты культуры самураев и культуры европейских рыцарей. Каким образом жизнь самураев отражена в японском изобразительном искусстве, в художественной литературе? Каким образом наследие средневековой культуры присутствует в современной культуре Японии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: