Противомикробные средства

1. Теоретические вопросы

1.1. Сульфаниламидные препараты. Классификация. Особенности фармакокинетики. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты, меры профилактики и лечения. Сравнительная характеристика препаратов. Понятие о комбинированных сульфаниламидных препаратах. 

1.2. Производные нитрофурана. Особенности фармакокинетики. Механизм и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

1.3. Производные хинолона (нафтиридина). Классификация. Механизм и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов.

1.4. Производные оксазолидинона (линезолид). Механизм и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

1.5. Производные 8-оксихинолина (нитроксолин). Механизм и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

1.6. Производные хиноксалина (диоксидин). Механизм и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

 

2. Практические умения

2.1. Выпишите рецепты на следующие ЛС в рациональной лекарственной форме. Укажите фармакологическую группу и показание к применению.

· Сульфацетамид (Сульфацил натрия)

· Фуразолидон

· Ципрофлоксацин

 

2.2. Используя рис.1, опишите механизм действия сульфаниламидов и комбинированных сульфаниламидных препаратов. Объясните различия в механизме действия сульфаниламидов и триметоприма. Объясните целесообразность их комбинирования.

 

 

 

Рис. 1. Механизм действия сульфаниламидных

препаратов

 

2.3. Дайте сравнительную характеристику производных хинолона.

Фармакологическая группа ЛС Механизм действия Особенности спектра действия Показания к применению
Нефторированные  хинолоны Кислота налидиксовая      
Фторхинолоны I поколения Ципрофлоксацин

 

   

Фторхинолоны II поколения

Левофлоксацин    
Моксифло-ксацин    

 

2.4. Дайте сравнительную характеристику сульфаниламидов и комбинированных сульфаниламидных препаратов.

ЛС Фармакологическая группа Особенности фармакокинетики Механизм действия Показания к применению
Сульфацетамид (Сульфацил натрия)

 

 

 

 
Сульфадиметоксин    
Фталилсульфатиазол  (Фталазол)    
Сульфасалазин        
Ко-тримоксазол        

2.5. Дайте сравнительную характеристику синтетических антибактериальных средств.

Фармакологическая группа ЛС Механизм действия Спектр действия Показания к применению Побочные эффекты
Нитрофураны          
Производные оксазолидинона          
Производные 8-оксихинолина          
Производные хиноксалина          

 

2.6. Укажите основные показания к применению для следующих ЛС:

Фуразолидон

 

Нокардиоз
Налидиксовая кислота Внебольничная пневмония
Левофлоксацин Цистит
Линезолид Инфекции, вызванные MRSA (метициллинрезистентным S. Aureus)
Ко-тримоксазол Шигеллез

 

3. Профессиональные навыки

3.1. Решите ситуационные задачи.

3.1.1.К врачу-урологу обратилась больная с диагнозом: «Острый цистит». Бактериологическое исследование мочи выявило наличие кишечной палочки, устойчивой к антибиотикам. Какие синтетические антибактериальные средства можно использовать для лечения данного заболевания?

3.1.2. Больной, 45 лет, находился на амбулаторном лечении с диагнозом «Острый бронхит». В течение 5 дней принимал антибиотики, однако положительной динамики не наблюдалось. Было назначено бактериологическое исследование мокроты, которое выявило наличие Micoplasma pneumonia, устойчивой к антибиотикам из группы макролидов и тетрациклинов. Какие синтетические антибактериальные средства можно использовать для лечения данного заболевания?

3.1.3. Больной, 30 лет, для лечения острого синусита принимал синтетическое антибактериальное средство. Во время лечения отмечал незначительную болезненность по ходу сухожилий. Через неделю после выздоровления, выполняя привычную физическую нагрузку, почувствовал резкую боль в ноге. По скорой помощи доставлен в травматологическое отделение, где был поставлен диагноз: «Разрыв ахиллова сухожилия». Какой препарат из группы синтетических антибактериальных средств мог вызвать описанное осложнение?

3.1.4. У больного через три дня приема сульфадиметоксина возникли явления почечной недостаточности: олигурия, кислая реакция мочи, азотемия. Какое осложнение развилось у больной, какова причина его возникновения? Какие меры помощи следует предпринять? Каковы меры профилактики описанного осложнения?

3.1.5. Женщина, 26 лет, после переохлаждения почувствовала резкую боль в горле при глотании, повышение температуры до 38,5. При осмотре горла с помощью зеркала обнаружила гнойный налет на миндалинах. По совету знакомой самостоятельно начала принимать препарат «Ко-тримоксазол». На 3-й день лечения появилась желтушность склер и кожных покровов, после чего больная обратилась к врачу. Из анамнеза известно, что у пациентки ранее выявлен дефицит фермента глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы. При обследовании обнаружены признаки гемолитической анемии. Мог ли прием Ко-тримоксазола привести к развитию гемолиза? Объясните механизм развития анемии у больной.

3.1.6. *Больному с острой дизентерией  планируется назначить в качестве антибактериального средства ципрофлоксацин, Ко-тримаксозол или препарат из группы нитрофуранов (фуразолидон, нифуроксозид). Из анамнеза известно, что пациент перенес операцию протезирования митрального клапана, по поводу чего в настоящее время принимает варфарин. Выберите препарат для лечения острой дизентерии с учетом анамнеза пациента.

 

3.2. Оцените взаимодействие ЛС:

· Триметоприм + Сульфаметоксазол

· Фуразолидон + Этанол



ТЕМА 4. АНТИБИОТИКИ

1. Теоретические вопросы

 

1.1. Понятие об антибиотиках. Основные этапы создания и внедрения антибиотиков в клиническую практику. Требования, предъявляемые к антибиотикам.

1.2. Классификации антибиотиков по химическому строению, спектру и механизму действия.

1.3. Типовые механизмы действия антибиотиков. Принципы рациональной антибиотикотерапии.

1.4. Антибиотики группы пенициллина. Классификация. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов. Комбинированные препа­раты пенициллинов, содержащие ингибиторы β-лактамаз: особенности спектра действия, показания к применению.

1.5. Антибиотики группы цефалоспоринов. Классификация. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов.

1.6. Антибиотики групп монобактамов и карбапенемов. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

1.7. Антибиотики группы аминогликозидов. Классификация. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов.

1.8. Антибиотики группы макролидов. Классификация. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов.

1.9. Антибиотики группы линкозамидов. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. 1.10. Антибиотики группы тетрациклина. Классификация. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Сравнительная характеристика препаратов.      

1.11. Антибиотики группы амфениколов. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

1.12. Антибиотики группы гликопептидов. Особенности фармакокинетики препаратов. Механизм, тип и спектр антимикробного действия. Показания к применению. Побочные эффекты.    

1.13. Осложнения антибиотикотерапии, их классификация, примеры. Сравнительная характеристика антибиотиков по токсичности. Профилактика осложнений антибиотикотерапии.

 

2. Практические умения

2.1. Выпишите рецепты на следующие ЛС в рациональной лекарственной форме. Укажите фармакологическую группу и показание к применению.

· Амоксициллин

· Цефтриаксон

· Доксициклин

· Азитромицин

2.2. Используя рис. 2, опишите типовые механизмы действия антибиотиков.

Рис. 2. Механизмы действия антибиотиков

2.2. Укажите, какие антибиотики высокоактивны в отношении следующих микроорганизмов.

Микроорганизм Антибиотики
Enterobacteriaceae (E. Coli, Shigella, Salmonella, P. mirabilis)  
Анаэробы  
Менингококки  
Mетициллинрезистентный S. aureus (MRSA)  
H. influenzae  
H. Pylori  

 

2.3. Дайте сравнительную характеристику пенициллинов:

 

ЛС Спектр действия Устойчивость к бета-лактамазам Путь введения Длительность  действия /ритм введения
Бензилпенициллин        
Оксациллин        
Амоксициллин        
Амоксиклав (амоксициллин + клавулановая кислота)        

 

2.4. Дайте сравнительную характеристику цефалоспоринов:

 

ЛС Поколение Спектр действия Путь  введения Способ применения (доза и ритм введения)
Цефазолин        
Цефуроксим        
Цефтриаксон        
Цефоперазон        
Цефиксим        
Цефепим        

 

 


2.5. Определите, для каких групп антибиотиков характерны следующие побочные эффекты:

Группа антибиотиков Побочные эффекты
  Ототоксичность, вестибулотоксичность, нефротоксичность, ухудшение нервно-мышечной передачи
  Нарушение формирования костной и зубной ткани,  диспепсия,гепатотоксичность, фотодерматит, панкреатит, нефротоксичность, катаболическое действие, аллергические реакции, дисбиоз и суперинфекция
  Анемия, тромбоцитопения,диспептические расстройства, неврит зрительного нерва, у новорожденных «синдром серого младенца», аллергические реакции
  Нефротоксичность, ототоксичность, флебиты,нейтропения, тромбоцитопения, лихорадка, аллергические реакции, синдром Стивена-Джонсона,синдром Лайелла
  Диспепсические расстройства, гепатотоксичность(повышение активности АЛТ, АСТ), аллергические реакции

Примечание: полужирным шрифтом выделены побочные эффекты, наиболее характерные для группы антибиотиков.

 

2.6. *Укажите основные показания к применению для следующих ЛС:

ЛС

 

Показание к применению
Ванкомицин Профилактика ревматизма
Имипенем/циластатин (Тиенам) Инфекции, вызванные метициллинрезистентным стафилококком (MRSA)
Эритромицин Легионеллез
Тетрациклин Внутрибольничная пневмония
Бициллин-5 Эрадикация H. Pylori

3. Профессиональные навыки

3.1. Решите ситуационные задачи.

    3.1.1. У больного пневмонией при бактериологическом исследовании мокроты была выделена синегнойная палочка. Предложите варианты химиотерапии.

    3.1.2. Кормящая женщина, 20 лет, по совету знакомой для лечения кишечной инфекции принимала левомицетин. На вторые сутки приема ребенок (1 месяц) стал отказываться от груди, возникла тошнота, рвота. К вечеру кожные покровы стали серыми, появилась одышка. По скорой помощи ребенок был доставлен в стационар. При обследовании – артериальное давление снижено, выявлена гепатомегалия. Через 2 недели в анализе крови выявлена апластическая анемия. Как называется описанное осложнение? Какова его причина?

    3.1.3. Ребенок 1 года поступил в инфекционное отделение с жалобами на насморк, повышение температуры, слабый кашель. В анамнезе – контакт с больным коклюшем. После проведения лабораторных исследований был выявлен возбудитель коклюша. Предложите варианты химиотерапии.

    3.1.4. Ребенок 2 лет поступил в инфекционное отделение с жалобами на повышение температуры до 39,5, водянистый стул до 20 раз в сутки, боли в животе, примесь крови в стуле. Был поставлен диагноз «Острая дизентерия»  Предложите варианты химиотерапии.

    3.1.5. Беременная (срок беременности 20 недель) поступила в инфекционное отделение с диагнозом «Пневмония». В анамнезе аллергия на антибиотик из группы пенициллинов. Какие химиопрепараты целесообразно назначить в данной ситуации?

 

3.2. Оцените взаимодействие ЛС:

· Бензилпенициллин + Тетрациклин

· Бензилпенициллин + Метронидазол

· Амоксициллин + Клавуланат

· Имипенем + Циластатин

· Тетрациклин + Алмагель

· Гентамицин + Фуросемид

· Ампициллин + Гентамицин

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: