ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
ИММУНОФАРМАКОЛОГИЯ
Методические указания для практических занятий
по фармакологии студентов педиатрического факультета
Рязань, 2016
УДК
ББК
Я
Рецензенты: | Урясьев О.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней; | |||
| Окороков В.Г., к.м.н., доцент, доцент кафедры госпитальной терапии | |||
Авторы: | Е.Н. Якушева, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой фармакологии с курсом фармации ФДПО; | |||
| Н.М. Попова, канд. мед. наук, ассист. кафедры фармакологии с курсом фармации ФДПО; | |||
| К.В. Савилов, канд. мед. наук, доц. кафедры фармакологии с курсом фармации ФДПО | |||
| ||||
| Якушева Е.Н. | |||
Я 499 | Химиотерапевтические средства. Иммунофармакология: методические указания для практических занятий по фармакологии студентов педиатрического факультета / Е.Н.Якушева, Н.М. Попова, К.В. Савилов; ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: РИО РязГМУ, 2016 – 79 с.
| |||
| Методические указания по освоению раздела частной фармакологии содержат вопросы подготовки к практическим занятиям, задания для усвоения теоретического материала, развития практических умений и профессиональных навыков по использованию лекарственных средств; в приложении включена классификация лекарственных средств по темам раздела. Методические указания подготовлены в соответствии с ФГОС ВО по специальности 31.05.02 «Педиатрия». УДК ББК
| |||
© Якушева Е.Н., Попова Н.М., Савилов К.В., 2016
© ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| стр | |
Предисловие …………………………………………………………... | 4 | |
Тема 1. | Антисептические и дезинфицирующие средства……….. | 7 |
Тема 2. | Антигельминтные средства. Антипротозойные средства………………………………………………………... | 11 |
Тема 3. | Синтетические противомикробные средства…………… | 15 |
Тема 4. | Антибиотики………………………………………………… | 21 |
Тема 5. | Противотуберкулезные средства. Противосифилитические средства………………………………………………. | 28 |
Тема 6. | Противогрибковые средства. Противовирусные средства…………………………………………………………… | 31 |
Тема 7. | Иммунофармакология……………………………………… | 36 |
Тема 8 | Противоопухолевые (антибластомные) средства………. | 41 |
Задания для самостоятельной работы …………………………….. | 44 | |
Список литературы ………………………………………………….. | 57 | |
Приложение. Классификация по темам раздела | 58 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие учебно-методические указания к освоению раздела «Химиотерапевтические средства. Иммунофармакология» составлены в соответствии с рабочей программой по фармакологии по специальности 31.05.02 «педиатрия» в рамках реализации основной образовательной программы согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Образования (ФГОС ВО) и предназначены для работы студентов 3 курса педиатрического факультета по дисциплине «Фармакология».
Перечень формируемых при работе с настоящими указаниями общекультурных и профессиональных компетенций соответствует образовательному стандарту специальности и рабочей программе дисциплины «Фармакология»:
Образовательный Стандарт | Код специальности, квалификация | Перечень компетенций |
ФГОС ВО (ФГОС 3+) | 31.05.02 Врач-педиатр общей практики | ОК-1, ОПК-8, ПК-14, ПК-21 |
Формирование компетенций определяется выполнением следующих типов заданий:
· Теоретические вопросы
· Выписывание рецептов на лекарственные средства
· Определение групповой принадлежности лекарственного средства
· Анализ свойств лекарственных средств
· Выполнение сравнительной характеристики лекарственных средств
· Объяснение связи между механизмом действия, развитием эффекта и целью применения лекарственного средства
· Приведение информации о лекарственных средствах в логическое соответствие
· Определение наличия связи и ее направленности между утверждениями о лекарственных средствах
· Определение антагонистов лекарственных средств и ядов
· Тестовые задания
· Ситуационные задачи (определение допустимых вариантов фармакологического лечения, выявление ошибок фармакотерапии)
· Оценка взаимодействий лекарственных средств
Блок заданий «знать» вырабатывает способность интерпретировать полученную из разных источников информацию о лекарственных веществах и препаратах, сравнивать описания лекарственных средств, ориентироваться в вопросах рецептуры. Блок «уметь» формирует способность определять соответствие характеристик медикаментозных средств условиям и требованиям фармакотерапии (показания, противопоказания к применению), фиксировать реализуемые лекарственным веществом эффекты на разных уровнях, а также выявлять побочные эффекты. Блок «владеть» формирует навыки оперативного использования знаний о лекарственных препаратах для решения профессиональных задач, готовность к определению вариантов медикаментозного воздействия и механизмов их реализации при основных патологических состояниях и нозологических формах.
Разделы учебно-методических указаний соответствуют темам практических занятий по фармакологии в соответствии с учебным планом и включают вопросы для подготовки к практическим занятиям, задачи для подготовки к рубежным контрольным мероприятиям и задания для самостоятельной работы.
Приложение к настоящим методическим указаниям содержит классификации лекарственных веществ с указанием препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших.
Перечень литературных источников для выполнения заданий приведен в соответствующем разделе указаний.
Средства и технология оценивания компетенций
Выполнение всех заданий настоящих указаний в полном объеме и качестве создает условия для освоения студентом обозначенных компетенций на пороговом уровне; успешное выполнение обозначенных астериском (*) заданий соответствует повышенному уровню.
Уровень сформированности элементов компетенций определяется путем проведения текущего и рубежного контроля в виде устного опроса, проверки оценочных материалов практического занятия и самостоятельной работы студента (решений задач и заданий репродуктивного и реконструктивного уровня, оформленных в рабочей тетради), тестирования и контрольных работ согласно учебному плану и фонду оценочных средств рабочей программы. Для расчета оценки используется балльно-рейтинговая система.