Обустройство и повседневность города начала 50-х годов

В Советском союзе сложилась ситуация от перехода от тоталитаризма к первым проявлениям демократии. Касаются изменения не только политического режима, но и быта граждан. После смерти И. В. Сталина в 1953 году, разрешили браки с иностранцами. Осенью 1954 года, отменили раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Одним из оружия большого сталинского террора, являлись запреты на аборты. Через три года после смерти Сталина, запрет сняли. В обществе негласно был принцип. Начинания правительства- принятие граждан-умножения граждан. Переселения из коммунальных квартир в отдельное жилье на семью, заложило новый образ жизни, дозированное раскрепощение сферы интимности. Виднелись попытки граничить между мужским и женским стилем. Таким образом, создавалась надежда на формирования нового класса – среднего. В годы хрущевский преобразований происходит деструкция сталинского стиля, где граждане сами принимают обстановку и модернизируют ее.

С началом «Хрущевского десятилетия», наступила десталинизация. Страх перестал быть тенью человека, стал понемногу открываться железный занавес, с возможностью приезда туристов в страну Советов, с возможностью путешествовать за ее пределы. Главным отличием Хрущевского времени стала жилищная реформа. Жилищная реформа дала новый поворот в строительстве, а именно постройки жилых домов не выше 5-ти этажного дома. Но «низкорослость» новых жилых домов разбавила новая доминанта Ленинграда – 320-метровая телевизионная башня, построенная в 1963 году на Петроградской стороне. Тем самым башня стала одним из новых символов прогресса. С приходом научно- технического прогресса в страну, стали распространены телевизионные антенны «Т»- образной металлической формы, которые буквально заполонили крыши домов Ленинграда. На рубеже 50- 60 –х годов были демонтированы все памятники «отцу народов» - И. В. Сталину, в том числе и на Поклонной горе. Проспект имени И. В. Сталина переименовали в Московский. Не только проспект Сталина подвергся изменениям, по городу были изменены ряд улиц и проспектов, в их числе: Советский – Суворовский, улица 3 июля – Садовая, площадь Урицкого – Дворцовая. С ростом жилищного строительства и притока населения, остро встал вопрос транспортного сообщения. Преимущество было отдано безрельсовому транспорту, таким образом, за 19445-1955 года было убрано 55 км рельсовых путей. На замену им пришел метрополитен и автобусы, которые запускали во всех уголках города. Ленинградский метрополитен заслуживает отдельного внимания, он стал «визитной карточкой» города на многие годы.  Потерянная традиция города с 1930 года, вновь возобновилась, стали зажигать факелы на ростральных колоннах, Нарышкин бастион выдавал залп в полдень. Важно отметить экологическую ситуацию в городе: «Некоторые районы города по-прежнему были еще покрыты черным флером дыма». (№21) Канализационная сеть постоянно расширялась (1956. – 1207 км, 1965. – 1500 км), что способствовало лишить Ленинград «ароматов», которые были характерны для послевоенного города. С конца 40- х годов стал активно практиковаться вывоз мусора с контейнеров, располагавшихся рядом с домами. Изменилась и мода горожан. Проходя по улице, было достаточно сложно определить профессию горожанина. Отличить можно было гос. Служащих, военных, моряков. Существовала «добровольная народная дружина», целью которой был отлов «стиляг» и слежение за порядком вечернего города.

Отдельного внимания заслуживает статистика питания ленинградцев в период 1950-1960 гг. Судя по статистике, ситуация с питанием улучшалась, голод и недоедание остались в прошлом. В 1950 г. в день употреблялось одним членом семьи 0,4 кг хлеба, в 1960 г. – 0,3 кг. Но, потребления овощей, фруктов и ягод увеличилось с 0, 5 кг до 0, 7 кг. Молока и молочной продукции съедалось населением города более 1, 2 кг ежедневно. Это вдвое больше, чем в 1940 г. и 2,4 раза выше, чем в год победы в Великой Отечественной войне. Также увеличилась в ежедневном рационе доля рыбы, яиц, сахара, кондитерских изделий. Питание улучшилось за счет увеличения потребления ценных для организма продуктов. Расходы увеличивались и за счет общественного питания, приобретения фруктов, свинины, яиц. (ЦГА СПб. Ф. 4965. Оп.3. Д.983. л. 13). Но, пьянство не сдавало позиций. Усугублялась потребление крепких спиртных напитков. Что касается цен: после 1953 г. до начала 1960- х гг. оставались стабильными на большинство товаров и продуктов. Статистика ноября 1958 г.  дает нам понять потребительскую корзину ленинградца и стоимость продуктов: творог 1 кг – 13 руб. 50 коп; масло сливочное 200 гр – 5 руб. 70 коп; молоко 2 литра- 6 руб; папиросы – 3 руб; лук репчатый 0,5 кг- 2 руб. 50 коп; огурцы 0,5 кг- 2 руб. (Ваксер. Ленинград послевоенный).

Предметы роскоши (легковые автомобили, ювелирные изделия, бытовая техника) оставалась недоступной ряду граждан, цены были высокие. Ценообразование состояло в том, что на протяжении многих лет расходы государства опережали доходы. Увеличивающийся дефицит государственного бюджета являлся следствием несбалансированности экономики, огромных потерь – как результат преимущественно затратных методов хозяйствования, и, конечно, огромных военных расходов. (Ваксер. Ленинград послевоенный). При таких условиях рост доходов населения превышал возможности удовлетворения его спроса, что вело к скрытой эмиссии денег, развязыванию инфляции. Влияние этих негативных процессов сказывалось и на питерцах. (По подсчетам Д. Шавиашвили, в 1985 г. 1 рубль равнялся 54 копейкам в сравнении с рублем 1960-х гг. (См. Литературная газета. 1988. 14 декабря).

В 1956 г. Верховный Совет СССР принял закон, который резко повышал размер пенсий – в среднем в 2, 4 раза. В последующие годы повышения пенсии рассматривалось в сторону повышения. Для лучшего понимания, привожу статистику: Пенсия по старости в 1955 г. составляла 23 руб., в 1966 г. – 55 руб. Постепенно сокращалась рабочая неделя. Первые попытки были предприняты в предпраздничные и предвыходные дни в 1950-х. гг. Средняя продолжительность рабочего дня в промышленности с 1956 по 1966 гг. сократилась с 7, 98 часа до 6, 98 часа. (Ленинград за 50 лет. С. 103).

Система здравоохранения Ленинграда работала с активной нагрузкой. Медицинская помощь в 1951 г. оказывалась 25 больничными объединениями, включающими 25 больниц и 30 поликлиник, пятью не объединенными больницами, 16 стационарами, принадлежавшими Научно – исследовательским учреждениям, 29 не объединенными поликлиниками и амбулаториями, семью специальными поликлиниками, пятью психиатрическими больницами. (ЦГА СПб. Ф. 9156. Оп. 7. Д. 20. Л. 1,5.)

С 1950 Г. по 1980 Г. ежегодные расходы на здравоохранение и физическую культуру в бюджете города увеличились приблизительно в 5 раз. Только за один 1955 г. было приобретено оборудования и инвентаря на 23, 04 млн. руб. (вместо ассигнованных 5,8 млн). На капитальный ремонт освоили 33, 4 млн. (вместо 18, 6 млн.). Для «скорой помощи» за тот же год приобрели 143 машины. Число больничных коек за 1951 – 1955 гг. увеличилось на 980 мест. В 1956- 1960 гг. – на 2948, в последующее пятилетие – на 3414. (Ленинград за 50 лет. С. 31, 32.).    

Стремительный рост образованности населения, был одним из выдающихся показателей уровня жизни. Наряду с успехами, есть и недостатки. В 1950-е гг. в школах был дефицит на учителей физико-математического цикла. Нехватка учебников, школьного инвентаря, а также спортивных залов, под них приспосабливали классные комнаты. Но, за школой закреплялась основная задача: учить и воспитывать будущего строителя коммунизма, патриота советской Родины. Само собой, речь идет об специалисте, который имел «имеющий политическое лицо», т. е разделяющий коммунистические взгляды. Во второй половине 50- х гг. крайности ушли в прошлое. Но, по- прежнему узконаправленных специалистов, вроде историков и физиков призывали на ознакомление с вкладом в науку русских ученых, а в историю политических деятелей. Большое внимание отводилось в воспитании в учениках чувства патриотизма и национальной гордости. Школьная программа нередко поддавалась реформам, в 1954 г; 1958 г; 1966 г. Было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. С 1959 г. повсеместно осуществлялся переход на обязательное восьмилетнее обучение. После «базового» восьмилетнего образования, можно было поступить в ремесленное училище, ПТУ и тд.

В повседневности советской молодежи 50-60-х гг. немало важную роль сыграли зарубежные фильмы: итальянское неореалистическое, французское кино. «Странные годы- начало пятидесятых… Именно тогда стали появляться у нас и серьезные послевоенные заграничные фильмы. Открылся иной порог откровенности, безжалостная и вместе добрая откровенность. (Герман. Сложное прошедшее. С. 179.)

В конце 50-х гг. появилось множество переводов западной литературы 30-40-х годов. ранее недоступной советскому читателю. Подражание вызвали романы Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя. Хемингуэвский негативизм был опасен для социализма в советском виде, но нападки на американского писателя, ставшего ориентиром поколения, коммунистическая пропаганда не решалась.

Одним из катализаторов демократии, были танцы. Танцевальные вечера в клубе, были источником времяпрепровождения и знакомств. В официальной риторике и после смерти Сталина «западные танцы» устойчиво ассоциировались как «непристойные», «вульгарные». Одним из таких танцев был «Буги-вуги». Февральский пленум ЦК ВЛКСМ 1957 года и ряд комсомольских организаций противоречили себе. По мнению исследователя Н. Б. Лебиной, с одной стороны власти дали основу для демократизации советского общества, путем танцевальных вечеров и снятии цензуры. Но, документы съездов конференций и ЦК ВКЛСМ, говорят нам о другом: «Вести неустанную борьбу против попыток буржуазной пропаганды навязать советской молодежи низменные вкусы и взгляды. (Товарищ Комсомол: Документы съездов, конференций и ЦК ВКЛСМ: 1918-1968. Т. II. 1941-1968. М., 1968. С. 175.)  Многотиражная газета «Кировский рабочий» в сентябре 1957 г. разместила статью о чрезмерном увлечении буги-вуги; юноши и девушки, замеченные в пристрастии к этому танцу, были заклеймены как люди, которые не знают «норм поведения в обществе» (Кировский рабочий. 1957. 9 сент.) По мнению вышеописанных источников, в данном танце включались представления о стиле сексуального поведения.

Публичное пространство танцевальных площадок в конце 50-х – начале 60-х годов, по данным возрождавшейся тогда социологии, для молодых людей являлось важнейшим местом знакомств, приводящих к первичным сексуальным контактам. (Лебина. Мужчина и женщина)   Лингвистическая ситуация конца 50-х гг. зафиксировала появление в языке хрущевского времени глаголы «твистовать» и прилагательное «твистовый» (Новые слова и значения. С. 475.)    Для контроля и просвещения молодежи был создан молодежный совет по современному бальному танцу при горкоме ВЛКСМ. Но, новая организация видимых плодов не принесла. У части наиболее культурных ленинградцев «нехорошей» славой пользовался Мраморный зал Дворца культуры им. С. М. Кирова. «В Мраморном зале мы, несколько студентов, побывали из любопытства. Честно скажу, нам там не понравилось.. У зала была дурная слава.. попадались и пьяные, и откровенно «плохие девочки». Впечатления в целом от этих «мраморных» танцев было такое, как будто сюда собрались не для веселья, а для важного дела…. Что это дело серьезная, показала и такая деталь. В поисках уборной мы с подругой набрели на дверь с надписью «дамская комната». Это оказалось просторное помещение, где не просто поправляли прическу и надевали подходящие туфли, а полностью переодевались в некое подобие вечерних туалетов. Стоял несвежий запах. И уж мы совсем оробели, когда увидели, что тут несколько девушек выпивают что-то «из горла». (Дервиз. Т. Е. Рядом с большой историей. С. 108-109.)  

Настоящий вызов обществу бросили «стиляги». Данную группу молодых людей можно было легко отличить от основной массы граждан. Туфли на толстой подошве, пестрые носки, рубашки яркой расцветки, удлиненные, уложенные волосы, клетчатые пиджаки и галстук, который за яркую окраску называли «пожар в джунглях». Однако даже эти простые элегантные вещи и соответствующие им манеры поведения казались вызывающими в условиях пока еще полутоталитарной советской повседневности. «оттепель» только входила в действительность СССР. В октябре 1954 г. в передовой, редакционной статье «Смены» утверждалось: «Нам чужда буржуазная благовоспитанность с ее внешним лоском… Неслучайно внешний лоск некоторых молодых людей сочетается с их внутренним убожеством. Такие люди нигде не работают, или работаю плохо. Это плесень, обыватели и пошляки, с которыми комсомольцам и всей молодежи надо вести беспощадную борьбу». (Смена. 1954. 24 окт.)  Непонимание общества вызывали и музыкальные вкусы молодежи, а именно- джаз. Джаз был и остается музыкой космополитической, лишенной текстов, не несущий никакой идеологической нагрузки. Борьба с джазом в первые послевоенные годы, означала лишь его единство с людьми в разных странах. Немец и русский, заокеанский капиталист и советский инженер, не зависимо от политической приверженности, могли слушать одни и те же джазовые композиции с одинаковым восторгом. Некий Городинский в 1951 году, выпустил брошюрку под названием «Музыка духовной нищеты». В ней говорилось о джазе, как о «тлетворной капиталистической идеологией».

Отношение изменилось с XX съездом коммунистической партии в 1956 г. в том числе с Всемирным фестивалем молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Два события хрущевских преобразований. «Идеологическая борьба» против любителей яркой одежды и джаза, вышла смешной и нелепой.

Представители «прогрессивной молодежи» Запада, Востока и Африки, были пестро одеты и вели себя раскрепощенно. Исполняемая музыка и танцы зарубежных исполнителей отличалась от ожиданий строгой цензурой  партийцев. Терпеть это было необходимо. Таким образом, к концу 50-х гг. интерес к «стилягам» из периодической печати Ленинграда сходит на нет.

По мере дозированной демократизации советского общества сексуальные отношения стали выходить из недоступных ранее тем. Художественная литература и кино с середины 50- х гг. визуализирует и обсуждает темы внебрачных интимных отношений. Дополнительную информацию о интимном поведении в эпоху хрущевских реформ, можно встретить в источниках личного происхождения. Писем или мемуаров.

Одно из самых главный сдерживающих факторов пыла и страсти молодых людей было отсутствие территории, жилищные условия слабо позволяли реализовать желания. И. А. Бродский отмечал: «У нас не было своих комнат, чтобы заманивать туда девушку, и у девушек не было комнат. Романы наши были по преимуществу романы пешеходные и романы бесед..» (Бродский. И. А. Меньше единицы. С. 29.)  Жители старого фонда, как правило коммунального жилья, были стеснены в условиях. Это подтверждают ряд исследователей. Для меня было абсурдом найти ряд источников, в которых говорилось о местах реализации интима. Парадная. Использование парадной и подъездов для сексуальных контактов демонстрировало не только возросшую половую активность граждан, сколько увеличение беспорядков в городском коммунальном сообществе.  

Демократическим переменам в обществе, стала легализация абортов в 1955 г. и политика государства в сфере производства средств контрацепции. Справочное издание «Домоводство», «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства» в статьях, посвященных о женском здоровье, писалось: «Если беременность противопоказана по состоянию здоровья или нежелательна по тем или иным причинам, то, чтобы не прибегать к абортам, следует предупреждать зачатие. Для выбора противозачаточного средства следует обратиться к врачу». (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., 1959. Т. I. С. 6.) В советском обществе появились первые признаки сексуальной революции, но первые попытки все равно были консервативными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: