Этапы педагогического исследования

Организуя исследования конкретной педагогической проблемы, следует придерживаться определенной последовательности.

1. Определение проблемы исследования.

2. Обстоятельное изучение установленных наукой фактов, положений, выводов. Изучая литературные источники, выясняют основную идею, позицию автора и особенности научного задела по исследуемой проблеме. Важно также проследить причину и логику полемики автора с другими исследователями, особенности его аргументации, вырабатывать свое мнение относительно авторской позиции.

3. Изучение практики организации учебно-воспитательного процесса. В процессе анализа литературы об опыте работы ведущих учебных заведений следует выяснить, что в решении этой проблемы преподавателю удается лучше, с какими трудностями он сталкивается, типичные недостатки в его работе, их причины и тому подобное.

4. Формулировка гипотезы (научного предположения), вероятного результата исследования.

5. Осуществление экспериментальной работы.

6. Изучение передового опыта по исследуемой проблеме.

7. Сопоставление экспериментальных данных с массовой практикой.

8. Обобщение результатов исследования, формулирование научных выводов, доказательства или опровержения гипотезы.

9. Оформление результатов исследования.

Процесс и результаты научно-педагогического исследования фиксируют разными способами. Для этого выработаны определенные типы документации: анкеты, планы наблюдения, осуществление педагогических экспериментов, внедрение результатов исследования в практику, магнитофонные записи, фотографии, киноленты; протоколы обсуждения учебных занятий, воспитательных мероприятий, описание опыта работы вузов, статистические данные, математические расчеты и т.д.

 




double arrow
Сейчас читают про: