Организуя исследования конкретной педагогической проблемы, следует придерживаться определенной последовательности.
1. Определение проблемы исследования.
2. Обстоятельное изучение установленных наукой фактов, положений, выводов. Изучая литературные источники, выясняют основную идею, позицию автора и особенности научного задела по исследуемой проблеме. Важно также проследить причину и логику полемики автора с другими исследователями, особенности его аргументации, вырабатывать свое мнение относительно авторской позиции.
3. Изучение практики организации учебно-воспитательного процесса. В процессе анализа литературы об опыте работы ведущих учебных заведений следует выяснить, что в решении этой проблемы преподавателю удается лучше, с какими трудностями он сталкивается, типичные недостатки в его работе, их причины и тому подобное.
4. Формулировка гипотезы (научного предположения), вероятного результата исследования.
5. Осуществление экспериментальной работы.
6. Изучение передового опыта по исследуемой проблеме.
7. Сопоставление экспериментальных данных с массовой практикой.
8. Обобщение результатов исследования, формулирование научных выводов, доказательства или опровержения гипотезы.
9. Оформление результатов исследования.
Процесс и результаты научно-педагогического исследования фиксируют разными способами. Для этого выработаны определенные типы документации: анкеты, планы наблюдения, осуществление педагогических экспериментов, внедрение результатов исследования в практику, магнитофонные записи, фотографии, киноленты; протоколы обсуждения учебных занятий, воспитательных мероприятий, описание опыта работы вузов, статистические данные, математические расчеты и т.д.






