Методы научно-педагогического исследования

 

В процессе педагогического исследования, организованного с целью получения новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования.

Метод (от греч. – способ познания) научно-педагогического исследования – путь изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, установление объективных закономерностей обучения и воспитания.

Методы педагогического исследования разделяют на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования и методы количественной обработки результатов.

Эмпирические методы педагогического исследования. Эта группа методов направлена на познание действительности. К этой группе относятся педагогическое наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ содержания педагогической документация и результатов деятельности, рейтинг, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение. Это специально организованное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в обычных условиях. Объектом наблюдения являются действия и поступки студентов и преподавателей. Наблюдение позволяет изучать чувства, волевые, моральные качества человека.

Наблюдение должно иметь четкую цель, план, проводиться систематически и в разных условиях. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство, поэтому является трудоемким, длительным и результативным. Наблюдатель видит явления в естественных условиях, что позволяет точнее их воспринять и охарактеризовать. При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например изучение внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене неудовлетворительную оценку, и др.

Педагогическое наблюдение следует проводить при соблюдении определенных правил, требований и последовательности:

- определение задач и целей;

- выбор объекта, предмета и педагогической ситуации;

- выбор способа наблюдения, наименее влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации;

- выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Учитывая статус исследователя, наблюдения делят на включенное (исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) и невключенное (в стороне); по способу проведения – на открытое и скрытое (инкогнито); по продолжительности его проведения – на кратковременное (проводится в течение непродолжительного времени), непрерывное (предусматривает постоянное, детальное изучение педагогического процесса для получения целостного представления о нем) и дискретное (с перерывами и регулярными повторами через определенный промежуток времени).

В педагогике распространен метод самонаблюдения, позволяющий проникнуть во внутренние сферы жизнедеятельности личности. Его применение требует соответствующей инструкции. Результаты самонаблюдения, которые имеют субъективные данные, всегда сравнивают с более объективными данными педагогического наблюдения, а также с исследовательскими материалами, полученными другими научными методами (опрос, эксперимент и др.). Как и каждый метод научного исследования, наблюдения имеет свои особенности. Положительно то, что оно дает фактический материал о естественном течении педагогических процессов. Однако этот метод характеризуется определенным субъективизмом интерпретации полученной информации, доступностью лишь выборочной проверки. Для проверки правильности сделанных выводов относительно наблюдения применяют следующие приемы:

- проведение нескольких наблюдений с сопоставлением добытых данных;

- сравнение результатов наблюдения с мнениями практиков;

- дискуссионное обсуждение результатов наблюдения;

- суровую фиксацию процесса исследования.

Опрос. К этой группе методов относятся беседа, интервью, анкетирование. Для них характерны общие признаки: с их помощью исследователь узнает о суждениях, мотивах действий, потребностях, интересах, позициях, взглядах, вкусах респондентов. В процессе беседы опрашиваемый и исследователь являются участниками диалога, в котором происходит обмен мнениями. Беседу проводят в произвольной форме. Исследователь лишь определяет общую тему, основные этапы и пределы ее обсуждения, очерчивает стержневые вопросы и выдвигает предположение о возможных результатах опроса.

В отличие от беседы интервью является системой заранее подготовленных вопросов, которые исследователь ставит опрашиваемому, воздерживаясь от собственных комментариев, не влияя на мнение своего собеседника. По количеству участников выделяют индивидуальное (один человек) и групповое (несколько человек) интервью. По форме интервью бывает: стандартным (проводится по строго разработанному текстом), творческим (предусматривает определенную свободу вопросов и ответов на них), глубоким (граничит с личностно-доверчивой беседой).

Анкетирование проводят в форме письменного опроса. По количеству охвата опрашиваемых выделяют полное и выборочное анкетирование; по характеру общения – личное и заочное; по форме осуществления – групповое и индивидуальное; по способу вручения анкет – почтовое и раздаточное. Структура анкеты, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, демографической. Во вступительной части указывают научное учреждение, которое проводит исследования, задача анкетирования, гарантии анонимности ответов, правила заполнения анкеты. Основная часть состоит из вопросов, которые дают информацию об определенных фактах, событиях, мотивы, мысли, оценочные суждения респондентов в области исследуемой проблемы. Демографическая часть содержит паспортные характеристики опрашиваемых.

Анкеты разделяют на открытые (произвольные ответы на вопросы), закрытые (возможен выбор ответов, ограниченных заранее подготовленными вариантами), полузакрытые (кроме предложенных ответов, можно высказать свое мнение), полярные (предусматривают один из полярных ответов: «да» – «нет», «хорошо» – «плохо»). Для получения более точных данных пользуются анкетами закрытого типа. Особенность их в том, что ответы легче сопоставить и статистически обработать.

С целью изучения вкусов, интересов и предпочтений респондентов применяют звуковую анкету, т.е. демонстрации отдельных фрагментов или музыкальных произведений, которые представляют слушателям образцы.

Анкетный метод должен отвечать следующим требованиям:

- апробация («пилотаж») анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

- разъяснение целей и значения исследования;

- гарантирование анонимности ответов;

- отсутствие двусмысленных вопросов;

- построение анкеты по принципу от простых вопросов к более сложным.

Как показывает опыт, респонденты дают ответы содержательнее и полнее, когда в анкету включено небольшое количество вопросов (не более 7-10). Перегрузка ее перечнем вопросов затрудняет создание у опрашиваемого необходимой психологической установки, увеличивает вероятность формальных ответов.

Преимущество анкетирования заключается в том, что оно является сравнительно экономичным методом сбора данных, позволяет их анализировать и обрабатывать с помощью статистики. Особенно эффективен он при массовых опросах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: