Понятие экономической политики

«Этот век неудач» – так коротко и, пожалуй, провидчески был назван цикл лекции В. Ойкена. Вторая половина столетия вновь демонстрирует непоследовательность и политические ошибки, которые Талейран сравнивал с худшими преступлениями. Можно ли освободить экономическую политику от повторяющихся неудач?

Энциклопедический словарь расскажет нам, что политика (от греч. politike) – это искусство управления государством; общественная деятельность, направленная на защиту тех или иных социальных интересов. Но политика – это и наука о задачах государства и средствах их достижения.

Меняются социальные силы, олицетворяющие власть. На место монархов и дворянства пришла буржуазия, в XX в. властные позиции переходят к новым правящим силам и элитам (бюрократии, менеджерам).

Согласно кейнсианской теории экономическая политика, выражающая общую волю, – это государственное регулирование, которое воздействует на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство – на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х и до начала 70-х гг.) была ведущей в государствах Запада, в обществах «двух третей», т.е. в странах, где большая часть населения была удовлетворена жизнью.

Вальтер Ойкен понимает под экономической политикой совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению опасных, роковых тенденций.

Для того чтобы обозначить направление, по которому движется экономическая мысль, приведем еще одно определение политики, данное основателем теории общественного выбора Джеймсом Бьюкененом. Политика представляет собой процесс обмена между субъектом и государством, при котором каждый добровольно соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, потребляемые совместно. И естественно, политический рынок не свободен от торговли.

Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц склоняются к отождествлению экономической политики с экономической деятельностью правительства и его взаимосвязями с социальными объектами. Экономическая политика – это принятие решений по поводу государственных расходов, определение логики и критериев правительственных действий.

Словарь Макмиллана (Лондонской экономической школы) предлагает свое, краткое, но достаточно емкое определение: «Экономическая политика – это поведение государства в отношении экономики. В качестве доминантной цели выступает оптимум благосостояния, выраженный в количественных макропоказателях, достижимый в данных конкретных условиях».

Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они «правят миром». Это касается и безумцев, которые порой стоят у власти. Между тем сила корыстных интересов часто

преувеличивается по сравнению с влиянием идей.

К сожалению, подверженность новациям, впитывание новых идей с возрастом, как правило, ослабевают. «Идеи, которые государственные служащие, политические деятели, даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными для добра и зла» – на такой элегической ноте заканчивает свой труд «Общая теория занятости, процента и денег» великий маэстро экономики Джон Мейнард Кейнс.

Аксиоматичным является общее положение о том, что экономическая политика призвана выражать интересы и повышать благосостояние населения. Государственная деятельность оправдывается лишь общественной пользой, записал еще Фома Аквинский (XIII в.). Но даже при поверхностном подходе обнаруживается несовпадение предпочтений избирателей и политических партий, правящей элиты. Избиратели заинтересованы в максимизации полезности, политики – в максимизации числа голосов, в получении и сохранении официальных постов. Понятно, что, действуя в экономической сфере, политики руководствуются программой благосостояния, но они ориентируются при этом на так называемого «среднего избирателя» и на производителя – организатора производства, менеджера, чиновника. Ведь, следуя формальной логике, именно они в концентрированном виде выражают интересы и возможности экономического роста, между тем как предпочтения разных слоев потребителей дифференцированы и распылены. Эти противоречивые социально-политические задачи отражаются в моделировании экономической политики.

Попытки стимулировать или стабилизировать экономический рост издавна находились в центре внимания теоретиков. Вкладом неоклассиков в эту область исследований явились работы американского экономиста Роберта Солоу (род. в 1924 г.), его «золотое правило накопления». Продолжением теории Солоу стали расчеты Э. С. Фелпса относительно траектории экономического роста, обеспечивающей максимальный и устойчивый уровень индивидуального потребления. Свою книгу Фелпс назвал «Басня для тех, кто занимается ростом» (1961).

Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объективных трудностей – политические действия, включающие оценку трудностей, принятие решений, их законодательное утверждение, – экономический эффект, т.е. ответная реакция рынка, экономических агентов. Само собой разумеется, что временные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуникаций, деловой активности людей и т.д.

 

1. Теория экономических порядков

В науке распространено мнение, что сама «laissez-faire», со свойственной ей анархией и кризисами вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы:

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков – с другой, существует неравновесие, а отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода

«нехваткомером» (Mangelma.) или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: «laissez-fair» (свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика.

Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии – с сохранением частной собственности, в России – с ее упразднением и введением коллективной ответственности), то неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х гг., сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

2. Концепция Тинбергена

Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969) Яном Тинбергеном (род. в 1903 г.). Его работы «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и цель» (1956) были настольными для экономистов 60–70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам относят меры, разделенные на четыре группы: фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей.

Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах.

Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь; включил в модель издержки, связанные с переходами к использованию одних инструментов вместо других.

В целом концепцию Тинбергена следует отнести к разряду нормативных.

Вкладом в дальнейшую разработку экономической политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированны и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, центрального

банка и др.). Эти обстоятельства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд: целевой показатель – инструменты – орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести повсеместную ответственность центральных банков за стабильность денежного обращения.

Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели.

Неопределенности многообразны. В их числе временные лаги между возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различных инструментов политического воздействия, обращение к взвешенным денежно-кредитным средствам.

 

3. Критика Лукаса

Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической политики более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще стали писать о недостатках теории Тинбергена, придавая особое значение неопределенности. Нашего внимания заслуживает в этой связи критика Лукаса, одного из первых представителей теории рационального выбора. Американский экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, выступил в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики».

В модели экономической политики Тинбергена выведены коэффициенты, связывающие экономические переменные и политические действия. Между тем изменения в экономике и политике делают эти коэффициенты ненадежными. Сами исходные экономические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже являются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший анализ может привести к неожиданным результатам.

В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, на основании накопленного опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лукас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложением денег и выпуском продукции существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но неожиданные изменения количества денег могут нарушить ритм, предсказанный ожидавшимся приростом денежной массы. Или другой пример: почему взаимосвязь между

безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т. Филлипса, оказалась в 60-е гг. несостоятельной? (См. Терминологический словарь.) В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налоговые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики.

Политика, основывающаяся на среднестатистических показателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

 

4. Политика как процесс обмена

Начнем с названия. Общественный выбор, так же как и общественный договор, предполагает свободу, но не безбрежную и безграничную. Абсолютная свобода безнравственна по самой своей сути, у нас же речь идет о свободе выбора, путеводителе экономического поведения людей (покупатель выбирает товар, инвестор – объект для капиталовложений, работающий по найму – род занятий и место работы).

Принцип рыночных отношений можно обнаружить и на политической сцене. Каждый индивид рассматривает политическую систему как коллективную защиту своих частных целей, которые не могут быть эффективно обеспечены индивидуальными рыночными действиями. «Если на экономическом рынке лица обмениваются апельсинами или яблоками, то в политике они добровольно обменивают свою долю участия в затратах на услуги, необходимые всем: от помощи местных пожарных команд до судейских услуг» (Дж. Бьюкенен). В политике государства содержится элемент принуждения, насилия, внутренне присущий коллективному действию. Как примирить его с добровольностью политического обмена между государством и личностью? Ответ очевиден: индивид соглашается терпеть коллективное насилие лишь в том случае, если оно помогает ему достичь своей частной цели.

В этих рассуждениях мы обычно имеем перед глазами экономического человека, но ведь существуют и «неэкономические люди», которые не ищут «сущности бытия» в кошельке, действуют «наперекор золотому тельцу». Их, по мнению Бьюкенена, много, они живут рядом с людьми экономическими, оказывают смягчающее влияние на жесткость рыночных отношений, хотя именно последние прямо или косвенно инициируют достижение общественного интереса.

Обменивая участие в коллективных расходах на обеспечение своих частных целей, мы тем не менее неприязненно относимся к подобным же действиям бюрократов. Ведь в конечном счете государственный чиновник может достичь своих частных целей лишь за наш счет.

Проблема сочетания личных и общественных интересов у государственных чиновников деликатна и несколько двусмысленна. Можно допустить, что чиновник, рационально и с минимальными издержками разрешающий вопрос, должен получить поощрение. Но где находится предел, за которым начинается коррупция?

Бьюкенен специально уточняет позиции, по которым его подход не согласуется с другими, возможно, общепринятыми.

Среди них:

– несогласие с рассмотрением государства как единого, органически целого;

– положение о том, что государство всегда принимает решение, исходя из общественных интересов;

– государство не следует приравнивать к механизму, который автоматически корректирует недостатки рыночного хозяйства.

Между тем это последнее положение разделяет, например, Н. Г. Менкью (его учебник «Макроэкономика» переведен и опубликован в 1994 г.). Автор пишет, что «важнейшей задачей экономической политики должно быть совершенствование способностей экономики к автоматической стабилизации». В качестве «новейшего» способа Менкью предлагает использовать систему участия в управлении и прибылях, распространившуюся в Западной Европе еще в 20-е гг.

«Дисконтирование будущего», в котором часто упрекают людей бизнеса, портящих экологию, не чуждо правительствам. Они заботятся о функционировании экономики в период их правления, причем делают это порой в ущерб будущему (увеличение задолженности с переложением ее на последующие поколения, неумеренный и субсидируемый экспорт невозобновляемых ресурсов).

Итак, нормативная экономическая теория изучает, как правительственные органы должны действовать, позитивная – вносит в общую копилку продукт своих исследований и наработок.

Предметом особого внимания является затрудняющая оптимальный политический выбор неопределенность. Математики предлагают модель «эквивалентной определенности», в которой неопределенные экономические переменные приравниваются к количественно оцениваемым ожиданиям. Положительно влияют на стандартную экономическую политику атаки, предпринимаемые исследователями-позитивистами (Р. Лукас, Р. Манделл, М. Фридмен и др.).

Некоторые ученые полагают, что трудности, переживаемые Россией в конце столетия, объясняются прежде всего «энергичным уходом» государства из экономики. Под этим понимается нормативное дерегулирование. Следует вернуться к гарантированному государственному финансированию, восстановить административный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов на рынках. Пока что мы можем лишь задуматься над этим.

Представляется полезным обратить внимание на психологию управляющих. В большинстве своем они выросли в государственном секторе, на планах-законах, штатных расписаниях. Руководителей подобного ранга не следует считать бездарными людьми, они напористы и надежны, это люди коллектива. Но подчас им чуждо творческое начало. Руководитель, противящийся творчеству, совсем не редкость в среде российского менеджмента. Нужны новые силы.

 

5. Об эффективности экономической политики (общая часть)

Попробуем систематизировать выводы, к которым приходят представители неоклассического направления (Р. Лукас, Дж. Бьюкенен, К. Эрроу, У. Нордхаус).

Ключевую цель экономической политики – минимизацию социальных потерь – можно реализовать лишь при последовательности действий, многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Понятно стремление политических органов достичь оптимального сочетания

поставленной задачи с выбором эффективного инструмента воздействия. Но главное состоит в том, чтобы не поддаваться искушению отступить от правил, даже если это представляется вполне оправданным. Например, в денежной политике, когда так просто выйти из обруча неплатежей путем «подпечатывания денег». Экономисты называют подобное политическое поведение затруднительным. В США долгие годы обсуждался вопрос об ограничении свободы действий для государственных органов «по обстоятельствам». В конечном счете был принят закон, согласно которому Конгресс и президент должны следовать по пути сокращения бюджетного дефицита (1985), а в 1996 г. Конгресс утвердил закон о бездефицитности бюджета.

Важным при выборе и проведении рациональной политики является степень доверия к ней со стороны электората. Отклонения от объявленного курса подрывают веру в дееспособность власти, они опасны не только в годы выборов, но и потому, что недоверие к политическим акциям порождает

пассивность, сопротивление попыткам правительств минимизировать социальные потери; тормозит проведение разумной экономической политики. Плохо, например, когда люди не верят банкам, а предпочитают хранить деньги дома и в валюте.

Общим замечанием применительно к неоклассической политике является взаимодействие позитивной и нормативной сторон. Позитивная теория изучает политические институты, возможные варианты воздействия, а также законодательные нормы, облегчающие или ограничивающие свободу

политической конкуренции, пути повышения экономической грамотности избирателей.

Нормативное политическое вторжение является достаточно распространенным; экспансионистскими выглядят фискальные меры, нередок инфляционный уклон в политике. Все это может быть вызвано стремлением повлиять на грядущие выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после выборов.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Объясните своими словами, что такое экономическая политика?

2. В какой мере применима к современным условиям теория порядков В. Ойкена?

3. Политическая концепция Тинбергена – Манделла.

4. Почему все критикуют Лукаса?

5. Расскажите о политике как процессе обмена.

6. Какое определение экономической политики вы предпочитаете?

7. Как можно систематизировать исторические особенности государственного присутствия в экономике России?

8. Какие формы экономической политики вы знаете?

9. Каков механизм «проникновения» политики в экономику?

10. Чем отличается процесс приватизации в странах переходной экономики?

 

 

Лекция №4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МОДЕЛИ

 

Сложить центнеры хлеба, метры полотна... можно

виде стоимостей или цен, выражающих соотношения

между предельными полезностями.

Л. Столерю*

 

1. Потоки и запасы

Создать законченное макроэкономическое учение, пригодное для всех стран, конечно же невозможно. Но существует общий фундамент и инструментарий – набор ключевых понятий и средств, позволяющих познать макроэкономические взаимозависимости, тенденции развития, составлять прогнозы.

В макроэкономике перед нами предстают агрегированные, т.е. объединенные, совокупные экономические показатели. Они разделяются на две большие группы – потоков и запасов. Первая группа представляет собой совокупность полезностей, которая была произведена или использована в течение определенного периода времени (года, квартала и т.д.). Запас (англ. stock) – это количество товаров, труда, денег на данный момент времени. К потокам относится, например, произведенная в данном году промышленная или сельскохозяйственная продукция, а к запасам – количество безработных на данный момент времени.

Попытки доказать возможность равновесия между сферами экономики предпринимались еще экономистами XVIII в., а также сторонниками трудовой теории стоимости. Можно вспомнить о схемах воспроизводства общественного капитала, предложенных К. Марксом. Заслуга Вальраса (1834–1910), одного из первооткрывателей теории предельной полезности, состоит прежде всего в том, что он извлек факторы производства из прокрустова ложа трудозатратных показателей.

Критикуя трудовую теорию стоимости, Вальрас подчеркивает невозможность сведения различных факторов к какому-то одному (например, к капиталу, к овеществленному труду). Каждый из факторов имеет свою ценность, определяемую полезностью или редкостью. При равновесии совокупный продукт (совокупное предложение) соответствует совокупному спросу. Несовпадения, ведущие к нарушениям равновесия, вероятны, хотя преодолимы.

Применение математики к исследованию экономической системы есть условие «sine qua поп» (необходимое). Согласно Вальрасу, предельная полезность – это убывающая функция потребляемого количества и она пропорциональна оплачиваемой цене. Точки равновесия по каждому товару соответствуют максимизации полезности. Последние выражаются через произведение от совокупной полезности и удовлетворяют определенной системе уравнений, полученной Вальрасом (уравнения Вальраса). Вальрас пытался рассчитать условия равновесия экономической системы, решая эту систему уравнений.

Конечные потребители продуктов продают свои услуги (труд, капитал, землю) и покупают продукцию фирм. Кроме факторных услуг владельцы фирм покупают сырье, необходимое для производства. Разумеется, Вальрас рисует идеальное и замкнутое хозяйство. Обменные операции осуществляются при помощи расчетных единиц (номеров).

Валовый внутренний продукт (ВВП) – это произведенный на территории данной страны в течение года поток товаров и услуг.

По стоимости ВВП равен потреблению плюс инвестициям, плюс государственным закупкам, плюс чистому экспорту товаров и услуг. Обычно ВВП обозначают формулой:

 

Q = C + I + G + TB,

 

где Q = ВВП;

 

С (Consumption) – потребительские расходы домашних хозяйств;

 

I (Investment) – накопления и инвестиции, которые в конечном счете представлены

амортизационными (восстановительными) отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями;

 

G (Government) – государственные закупки;

 

ТВ (Trade balance) – экспорт минус импорт.

 

Можно условно принять, что по стоимости ВВП России на 55% состоит из С, на 16% из I, на 20% из G и на 8% из чистого экспорта (1998 г.)

По материально-вещественному содержанию ВВП включает: (1) блага и услуги, потребляемые домашними хозяйствами, исключая строительство жилья, относимое к инвестициям; (2) блага, не потребляемые в течение года, необходимые для продолжения производства (здания, оборудование) и запасы товарной продукции*; (3) закупаемые государством вновь созданные товары (от пушек до учебников) и услуги (здравоохранение, образование и др.)**.

* Покупка акций, иных ценных бумаг и валюты в строго научном смысле инвестицией не является, так как здесь происходит лишь обмен уже существующими активами. ** Пенсии и другие пособия, называемые трансфертными платежами, сюда не входят, поскольку они возникают из

перераспределения, а не в результате первичного размещения валового продукта.

В ВВП не учитывается продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.

 

Национальный доход

 

Вычтя из валового продукта амортизацию, мы получим чистый, или нетто, национальный продукт (ННП). В США амортизационные отчисления составляют около 12% валового продукта. Если же мы изымем из ННП суммы косвенных налогов (т.е. налогов с продаж), то приблизимся к понятию

национального дохода: НД = ННП – Т. Буквой Т (Tax) здесь обозначена сумма косвенных налогов.

Национальный доход можно представить в виде суммы всех первичных доходов (L + Р+ R) до их прямого налогообложения. В результате перераспределения этих величин (через цены, государственное регулирование и пр.) возникают доходы служащих госучреждений, трансфертные выплаты, расходы на содержание армии.

Данные эти весьма условны, содержат погрешности, неизбежные при выборочных исследованиях и оценках.

Под загадочной графой «прочие» скрываются доходы в виде прибыли, в том числе и от безналоговых видов деятельности.

Казалось бы, что по своему натурально-вещественному содержанию национальный доход (обозначаемый в дальнейшем через Y) должен состоять из предметов и услуг потребительского характера. Подобный вариант возможен в обществе, где накопления не превращаются в инвестиции (I) и Y = С (случай А).

Случай Б. Часть прибыли используется на расширение производства, что предполагает чистый прирост инвестиционных средств – зданий, оборудования. Здесь Y – С = I или Y = C + I. Расширенное воспроизводство типично для динамичной макроэкономической модели.

Случай В. Представляет кризисную экономическую ситуацию, когда имеет место прямое проедание не только ННП, но и части ранее существовавших ценностей (капитала). Например, зерна, предназначавшегося для посева, запасов сырья. Идет прямое расхищение средств фонда возмещения изношенного производственного оборудования. Здесь Y < С, воспроизводство осуществляется на суженной базе.

 

О методике исчисления

 

При подсчетах валового продукта суммируются стоимости лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Например, принимая в расчет стоимость печеного хлеба, мы предполагаем, что все составляющие учтены в стоимости конечного продукта. Конечный продукт – автомобиль, выставленный на продажу, – также содержит стоимости металла, мотора, синтетических материалов, красок, которые использовались при его производстве, плюс амортизация оборудования автозавода.

Итак, промежуточные продукты не входят в валовой продукт. Приведем конкретный пример расчета.

Фермер поставляет молоко на молокозавод по 4 руб. за литр, там из каждого литра молока получают 100 г сыра и продают его за 7 руб. Если подсчитать все издержки, то получится 11 руб. Между тем конечный продукт не превышает 7 руб.

Нетто – национальный продукт (ННП) можно представить в виде суммы добавленных стоимостей (ДС) – по методу исчисления, наиболее распространенному в макроэкономической статистике. ДС – это ценность, добавленная обработкой в данном производственном процессе. В нашем случае:

 

ДС фермера = 4 руб.

 

ДС молокозавода = 3 руб.

 

Чистый продукт = 7 руб.

 

Методика расчета по добавленной стоимости строится вертикально, снизу вверх. В отчетах фирм показаны их обороты и источники доходов. Ежегодную ДС фирмы составляет разница между общей суммой продаж и суммой платежей «на сторону» – поставщикам сырья, энергии, полуфабрикатов, оборудования и др.

Таким образом, из общей суммы оборота исключаются расходы на покупку необходимых для производства материальных благ и услуг у других фирм.

Эти ценности будут учтены в добавленной стоимости соответствующих фирм-изготовителей. Остается, таком образом, подлинная величина стоимости, добавленной на конкретном предприятии. Для исчисления ННП эти добавленные стоимости фирм суммируются, причем здесь включены и производители промежуточных товаров. Общая сумма добавленных стоимостей должна равняться факторным доходам – зарплате, прибыли и ренте (до уплаты прямых и косвенных налогов).

При исчислении ННП по добавленной стоимости не фигурируют государственные закупки и экспортно-импортные операции (ведь расчет идет от производителя и охватывает всю сумму вновь созданных благ и услуг).

Главное преимущество этой методики состоит в возможности освобождения от двойного счета. Этот метод исчисления ННП и, соответственно, НД получает право гражданства и в нашей стране.

Важными для оценки экономического состояния страны и его перспектив являются такие агрегированные показатели, как промышленное производство, занятость, личные доходы, розничный товарооборот, количество денег в обращении.

В национальных статистических публикациях, материалах ООН и ОЭСР* обычно приводятся сведения по промышленному производству как в текущих, так и в сопоставимых ценах, а также темпы его возрастания. В 1990 г., например, промышленное производство США возросло по сравнению с 1985 г. на 16%, Германии (в пределах ФРГ) – на 18,2%, Японии – на 25,5%.

 

* Организация экономического сотрудничества и развития.

Исчисление чистых продуктов по ДС содержит элемент условности, в особенности при оценках некоторых видов услуг (в том числе коммунальных). В России подсчеты осложняются значительным весом теневой, незарегистрированной экономической деятельности, оценки которой колеблятся от 25 до 50% ВВП.

Для анализа динамики ВВП и НД важно использовать не только текущие, но и постоянные цены. Последние позволяют проследить изменения реальных величин.

Ведь валовой продукт и другие показатели могут возрастать как за счет увеличения массы товаров и услуг, так и просто за счет повышения их цен. Для получения реальных результатов производится пересчет всего произведенного за год продукта по ценам базисного года. Например, если за базу взять 1991 г., то реальный валовой продукт России сократился к 1994 г. на 50%, хотя в текущих ценах он увеличился.

При исчислении реального ВВП произведенный продукт данного года (товары и услуги) переводится в цены базового (предшествующего) года и соотносится с уровнем ВВП последнего. Например: если перевести ВВП 1996 г. в цены 1995 г., то он будет равняться всего 1550 трлн. руб., или 95% (1550/1631) от уровня 1995 г. ВВП в реальном выражении сократился на 5%. В 1997 г. реальный ВВП возрос до 100,9%; в 1998 г. снова упал до 95% по сравнению с 1997 г. Насколько это будет соответствовать годовому показателю, но за 10 месяцев 1999 г. ВВП поднялся на 7% по сравнению с аналогичным периодом 1998 г.

Из истории национального счетоводства

Проблема измерения уровня экономического развития, совокупных доходов стояла еще перед экономистами XVII–XVIII вв. Создание начал национального счетоводства обусловлено прежде всего введением наиболее эффективного налогообложения доходов, собственности, сбережений. Этими

вопросами занимались еще В. Петти в Англии, П. Буагильбер во Франции. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII в. (И.Ф. Герман «Статистическое изображение России в отношении населения, свойств земли, естественных продуктов, сельского хозяйства, горного дела, мануфактур и торговли»). В качестве суммы государственных доходов России называлась цифра 40 млн. руб., а расходы исчислялись 35 млн. руб.

Но систематическим и рациональным стало национальное счетоводство лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т.е. в XX в. В качестве основоположников современного национального счетоводства обычно называют американцев Дж.М. Кларка, М. Джилберта, С. Кузнеца. Последнего можно считать создателем современной системы национальных счетов. В 1972 г. он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике. Под влиянием идей С. Кузнеца были разработаны способы подсчета GNP и NNP* по добавленной стоимости, личного располагаемого дохода и других макроэкономических показателей.

 

* В международной статистике:

ВНП - Gross National Product (GNP);

ВВП – Gross Domestic Product (GDP);

ННП - Net National Product (NNP);

НД – National Income (N1).

 

2. Доходы и потребление

В конечном счете доходы домашних хозяйств служат целям потребления. Домашние хозяйства формируют спрос на товары и услуги в зависимости от уровня личных доходов: зарплаты, пособий и иных денежных поступлений. Эти, казалось бы, очевидные вещи требуют, однако, дополнительного внимания. Дело в том, что предельная склонность к потреблению повышается по мере роста доходов, но более медленно, чем сам доход. Дж.М. Кейнс называет эту связь между ростом Y и С основным психологическим законом. Доля потребления в Y определяется, помимо величины самого дохода, привычками, традициями, психологическими склонностями. Но по мере роста дохода возникает и увеличивается его сберегаемая часть (S).

Присмотримся к графику (см. рис. 12). Исходные данные:

Рис. 12

 

При малой величине дохода (семьи или фирмы) он целиком или почти целиком уходит на потребление. С ростом дохода нарастает сберегаемая часть. Позднее ученые пришли к заключению, что слабая реакция потребительского бюджета на изменение дохода обусловлена наличием относительно устойчивого жизненного стандарта.

Продолжим тему, обозначенную Кейнсом, в аспекте, предложенном сторонниками теории рациональных ожиданий. Милтон Фридмен в работе о функции потребления (1957) исходит из следующих предпосылок:

1. Потребительская корзина индивида или семьи зависит не от текущего, а от среднегодового дохода, люди предпочитают равномерную траекторию потребления.

2. Экономическое поведение потребителя ориентировано не на сегодняшние выплаты, а на постоянный ожидаемый доход.

3. Разницу между Y (доход) и С (потребление) составляют S (сбережения). Индивиды (семьи) используют рынок капитала для страхования от колебаний дохода.

Потребление соответствует доходу, принятому в качестве постоянного (перманентного), среднего от текущих и ожидаемых выплат. В случае, когда текущий доход превышает постоянный, домашние хозяйства стремятся превратить излишки в сбережения.

В расчетах используется обычно понятие располагаемого, т.е. оставшегося после налоговых выплат дохода. Уровень налогов может оказывать на доходы и косвенное воздействие, связанное с повышением или понижением самооценок трудовой деятельности, отношением индивида к свободному времени. Стимулирование бережливости можно осуществлять посредством повышения процентных ставок по депозитам.

В качестве иллюстрации к теории постоянного дохода американцы приводят ситуацию 1968 г., когда администрация президента Джонсона попыталась повысить налоги, с тем чтобы несколько сократить потребление. Но введенная надбавка к налогам не снизила спрос, потребление домашних хозяйств уменьшилось на незначительную сумму, близкую к нулю.

Согласно концепции постоянного дохода М. Фридмена, размер потребления растет с повышением дохода, однако не текущего, а постоянного, среднегодового, т.е. с ориентацией на срок, когда эти изменения станут привычными.

Продолжением исследований в этой области явилась теория жизненного цикла Франко Модильяни. Она также исходила из того, что прямая связь между доходом и потреблением отсутствует. Но в отличие от первой концепции, Модильяни вводит понятие трех фаз жизненного цикла. Автор исходит из неизбежных изменений в динамике дохода.

У молодых людей, студентов доходы невелики, но они ожидают их увеличения в будущем и могут брать деньги в долг, с тем чтобы обеспечить свое потребление (Y < С). В зрелом возрасте доходы возрастают, достигают оптимальных величин, что позволяет расплатиться с долгами и задуматься о

предстоящем выходе на пенсию. В этот период заметно возрастает доля сбережений (Y = С + S). Молодость и старость называют периодами отрицательных сбережений.

В социальной экономике используется график возраст-доход, выражающий зависимость между возрастом (после завершения образования или в соответствии со ступенями образования) и размерами годового дохода. Согласно американской статистике, после окончания образования кривая доходов взмывает вверх, потом начинается медленное, но постепенно ускоряющееся падение доходов. Кривая приобретает параболическую форму. Некоторые исследователи связывают эту динамику с инвестированием в человеческий капитал: молодой или средних лет специалист продолжает повышать квалификацию, затем этот процесс затухает.

Началом, сближающим теории жизненного цикла и постоянного дохода, стала идея относительного постоянства традиционного уровня потребления на протяжении жизни.

Пока что речь шла об отдельных индивидах или домашних хозяйствах, но, взятые в совокупности, они представляют агрегированные показатели. По нормам, принятым в американских исследованиях, национальный доход Y = 0,75 С + 0,25 S.

Теории дохода и потребления широко используются в национальном прогнозировании. В расчеты принимаются структура доходов, соотношения возрастных групп, вероятная динамика налогов, процентных ставок.

К анализу потребления и сбережений примыкает показатель инвестиций (I). Теоретически S = I, предельные величины сбережений и инвестиций равны. На практике, разумеется, темпы возрастания инвестиций могут отставать от предложения средств на рынке капиталов. Между тем сбережения (депозиты) являются главным источником банковского кредитования, фактором, стимулирующим, при прочих подходящих условиях, экономическое оживление.

Но условия, определяющие S, не совпадают с обстоятельствами, от которых зависит I. Лучше всего можно это показать на конкретных цифрах. В 1991 г. объем инвестиций в США и национальные сбережения совпадали, составляя 14% ВВП, причем доля частных сбережений находилась на уровне

12,7% ВВП. Заметный разрыв между I и S наблюдался в 1975 г., когда объем инвестиций равнялся 15,5%, а уровень сбережений превысил 20% ВВП; в 1984 г. эти показатели составляли 16,2 и 19% соответственно. В Японии и Германии складывались иные условия: в 1991 г. в Японии соотношение между удельными весами I и S в ВВП составляло 34,5% (в том числе 26% – частных) и 32,5% – по инвестициям. Пик в динамике этих показателей приходился в Японии на 1973 г. (38,32 и 36,3% соответственно). В Германии в 1991 г. общие сбережения составляли 26% ВВП, частные – 24,2%, а инвестиции – 23,4% ВВП. В России в 1998 г. доля накоплений составила 16,1% ВВП, а инвестиций – 14,2%.

Продолжим разговор о доходе и его составляющих. Теоретически распределение национального дохода можно представить в виде уравнения:

 

Y = С + I + G,

 

где G – госзакупки, осуществляемые через перераспределение Y, т.е. посредством сбора налогов (T).

Если национальный доход сокращается, то сокращаются и его первичные составляющие, т.е. С и I. Но, как правило, первыми симптомами кризисного состояния экономики является сокращение инвестиций. Темп свертывания I превышает сокращение конечного потребления (С). Потребление более стабильно, происходит, согласно концепции Модильяни, переток сбережений в сферу потребления, относительное падение доли S(I).

Обратимся к российской экономике. За 1992–1995 гг. ВВП сократился на 45%. Однако темп снижения I превысил темп сокращения С, иначе говоря, экономика приблизилась к состоянию Y = С. Сокращение товарного рынка произошло за счет оборонного производства (G) и строительства, пользуясь терминологией Кейнса, пирамид – водохозяйственных строек и ритуальных сооружений (памятников и дворцов) – с нулевым экономическим эффектом.

Вместе с тем падение инвестиций, превышающее темп сокращения С, таит в себе опасность резкого сокращения в последующем всего воспроизводственного потенциала.

Здесь мы впервые ввели в оборот весьма важное в экономике понятие сбережений (Saving). В последующем обнаружится, что позиция по поводу зависимости между Y и S играет ключевую роль в макроэкономике.

 

Отраслевая структура ВВП

 

Общей тенденцией, отмеченной на Западе еще в середине XX в., является выдвижение по темпам роста сферы услуг. Ее удельный вес превышает сегодня сектор материального производства в валовых продуктах. Подобный процесс характерен и для России последних десятилетий.

 

Структура валового внутреннего продукта (в % к итогу)

 

1990 1998

1. Производственная сфера 60,6 50,5

В том числе:

промышленность 44,1 42,6

сельское хозяйство 15,3 7,8

прочие отрасли 1,2 0,4

II. Услуги 39,4 49,5

 

В 1996 г. доля услуг в номинальном ВВП достигла 49,5%, а в 1995 г. она составляла 44%. В известной степени этот скачок был обусловлен опережающим ростом тарифов и цен на транспортные перевозки, коммунальные и бытовые услуги по сравнению с повышением цен на потребительские товары.

 

Отраслевая структура промышленности в 90-х гг. (в %)

 

Пищевая промышленность 11 Черная металлургия 10

Легкая промышленность 2 Химия и нефтехимия 9

Производство строительных материалов 3 Цветная металлургия 7

Машиностроение 17 Лес и лесообработка 6

Топливная промышленность 8 Прочие отрасли 13

Электроэнергетика 14

 

Глядя на табл.6, мы обнаруживаем, что приоритетным остается первое подразделение, или отрасли группы А, производящие средства производства. Долгое время соотношение между группами А и Б составляло 75:25, т.е. было просто ущербным для производства предметов потребления. В 90-е гг.

пропорция начала меняться, хотя вес первого подразделения остается чрезмерным (ТЭК и оборонная промышленность). Причем если удельный вес последней имеет тенденцию к сокращению, то доля ТЭК продолжает возрастать. Удельный вес машиностроения в недавнем прошлом достигал 28–30% промышленного производства. К середине 90-х гг. он понизился до 17%.

Пищевая и легкая промышленность, даже взятые вместе, составляют не более 15% от общего объема промышленной продукции.

Реформирование отношений собственности, а также ориентация на развитие современных отраслей и производств, не требующих масштабного строительства, находят отражение в балансе экономических сил между крупными, средними и малыми предприятиями. Если в 1995–1996 гг. по промышленности в целом падение производства составляло 5–6%, то по группе крупных предприятий оно достигало 10– 11%.

 

В части макропоказателей мы познакомились с основополагающими показателями макроэкономического анализа. Но перечень экономических ориентиров этим не исчерпывается. В их числе – эффективность производства и занятость, уровень цен и денежная масса, процентная ставка и валютный курс. Особого внимания, как мы увидим ниже, заслуживает связь сбережений и инвестиций, денежной массы и кредитной политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: