Образование суверенного Российского государства

 

- апрель-май 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковная резиденция президента СССР) – переговоры Горбачева с руководителями 9-ти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Идея создания ССГ (Союза Суверенных Государств) – все участники поддержали. Намечалось:

А) Принятие новой Конституции;

Б) Изменение избирательной системы;

В) Перемены в структуре органов власти и управления.

- публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе:

1) Приверженцы Горбачева видели в этом возможность снижения уровня конфронтации и предотвращение опасности гражданской войны;

2) Группа ученых-обществоведов против договора (расценен как документ капитуляции центра перед требованиями национал - сепаратистских сил в республиках;

3) Противники договора опасались, что это приведет к распаду н/х комплекса и углублению экономического кризиса;

4) За несколько дней до подписания договора силами оппозиции предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

- в ночь на 19 августа 1991 г. президент СССР Горбачев отстранен от власти (группа госдеятелей заявила о невозможности Горбачева исполнять президентские обязанности – по состоянию здоровья).

- объявлено о создании ГКЧП (госкомитет по ЧП) – в него вошли вице-президент Янаев, премьер министр Павлов, председатель КГБ Крючков, министр обороны Язов и др.

- центр августовских событий – Москва (введены войска, комендантский час). Большая часть населения и многие партработники не оказали поддержки членам ГКЧП.

- президент России Ельцин расценил эти действия как антиконституционный переворот.

- 22 августа члены ГКЧП арестованы. Указ Ельцина о прекращении деятельности КПСС (23 августа конец ее правящей государственной структуры).

- эти события приблизили распад СССР (в конце августа Украина и другие республики заявили о создании самостоятельных государств).

- декабрь 1991 г. в Беловежской куще (БССР) – совещание руководителей 3-х суверенных государств – Россия (Ельцин), Украина (Кравчук), Белоруссия (Шушкевич):

А) 8 декабря заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и окончании деятельности государственных структур бывшего Союза;

Б) Достигнута договоренность о создании СНГ (Содружество Независимых Государств);

В) СССР перестал существовать;

Г) К СНГ затем присоединились еще 8 бывших республик – Алма-Атинское соглашение.

Итак, «перестройка» закончилась:

1) Распад СССР и завершение советского периода в истории Отечества;

2) В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики (среди руководителей много бывших партийных и советских работников);

3) Каждая бывшая республика самостоятельно искала выход из кризиса;

4) В России эти задачи предстояло решить Ельцину и поддержавшим его демократическим силам.

Конец 1991 г. начало существование государство Россия (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Первоочередная задача – выход из экономического и политического кризиса. Надо сказать, новые органы управления н/х, сформулировать российскую государственность.

 

Внутренняя политика:

- политсистема России в начале 90-х г. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет.

- деятельность госаппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти (ноябрь 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ).

- конец 1991 г. ученый-экономист Гайдар разработал программу радикальных реформ в области н/х – «шоковая терапия» - перевод экономики на рыночные методы хозяйствования:

1) Либерализация цен – освобождение из-под контроля государства;

2) Январь 1992 г. переход на рыночные (свободные) цены и тарифы.

- это привело к резкому скачку инфляции – за год потребительские цены возросли в 26 раз.

Снизился уровень жизни населения: 1994 г. составлял 50% от уровня нач. 90-х г.

- основная роль в переходе к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности:

А) Частный сектор должен стать преобладающим в экономике;

Б) Приватизация охватила, прежде всего – предприятия различной торговли, общественного питания, службы быта (в руки частных предприятий перешло 110 тыс. промышленных предприятий).

В) 1992-1994 гг. ваучерная (приватизационные чеки – право их владельцев на долю государственной собственности) приватизация и др. приватизационные акты привели к потере госсектором ведущей роли в экономике.

Но изменение формы собственности не повысило эффективность экономики (1993-1994 гг. падение промышленного производства -21%, машиностроения – 31%, предметы широкого потребления – 30%. Свыше половины товаров российского рынка – доля импортной продукции).

- вторая половина 90-х г. большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие, акционерные общества

- государство потеряло возможность управлять новыми структурами прежними методами.

- программа экономреформ включала серьезные преобразования в с/х. Открытые, закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, с/х кооперативы – 1999 г. удельный вес их в структуре c/х предприятий - 65,8%.

- экономкризис отразился на состоянии аграрного сектора – не хватало минеральных удобрений, автомашин, с/х техники (в 1996 г произвели – 14 тыс. тракторов, 1998 г – 9800; в последующие годы выпуск их продолжает уменьшаться). Объем с/х производства упал в середине 90-х г. на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.

К концу 90-х г. число убыточных хозяйств в госсекторе – 49,2%, в частном – 57,9%.

- складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения.

Кризис власти:

- после распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления (резиденцией президента стал Кремль Московский).

- сохранились торговые связи России со странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим

Собрания – постоянно действующий законодательный орган РФ;

4) Самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

5) Разграничение полномочий между органами власти РФ и ее субъектами;

6) К компетенции высших органов власти России отнесены важные общегосударственные вопросы: принятие законов, контроль за выполнением, финансовая система, федеральный бюджет и т. д. Решение вопросов – внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира, внешнеэкономические связи.

7) В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов – вопросы природопользования, образование, наука, охрана историко-культурных памятников.

8) Законодательно закреплялась многопартийность, право свободы труда, частной собственности.

9) Конституция создавала условия для достижения в обществе политустойчивости.

Россия и страны дальнего зарубежья:

- после августовских событий началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Желев. В конце (1991 г.) первый официальный визит Ельцина за рубеж – в ФРГ.

- о признании суверенности России, о переходе с ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества.

1993-1994 гг. соглашение о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и РФ.

- правительство России присоединилось к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Россия включена в международный валютный фонд (РФ договорилась об отсрочке платежей за долги СССР).

- 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (решают вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды; СЕ создан в 1949 г., на 1996 г. включал в состав 39 европейских государств). Государства Европы поддержали действия России.

- май 1997 г. в Париже подписано соглашение между РФ и странами НАТО – отказ от применения силы в отношениях друг с другом (решать все вопросы мирным путем).

Но скоро НАТО нарушило обязательства – приняв в свой состав Венгрию, Польшу, Чехию, страны Балтии – это свидетельство расширения влияния на Восток.

- октябрь 1997 г. – Государственная Дума ратифицировала Женевскую конференцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

- повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России – с США, Латинской Америкой, государствами Ближнего Востока.

- сохранились торговые связи России со странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Отношения с государствами СНГ:

- 1993 г. в состав СНГ кроме России входили 11 государств. Переговоры вели по вопросам о разделе имущества бывшего СССР; установить границы со странами, кто ввел национальные валюты;

- 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия поставляет им нефть, газ. Они товары народного потребления и продовольствие.

- правительство РФ стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ:

1) Создан Межгосударственный комитет стран Содружества – центр Москва;

2) Между 6-ью государствами (Россия, Белоруссия, Казахстан и др.) заключен договор о комплексной безопасности, утвержден Устав СНГ (1993 г.).

- межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто:

А) Острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом;

Б) Конфликты с правительствами государств Прибалтики – дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов;

В) Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих районах;

Г) Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения РФ и Белоруссией.

- деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Россия накануне нового тысячелетия:

- к концу 90-х г. по мнению отечественных ученых-экономистов в стране сложилось рыночное хозяйство (мало отличается от экономик среднеразвитых капстран).

- сложившаяся социально-экономическая система недостаточно эффективна, отсутствие юридической защиты прав собственности и отечественных производителей, нет плана соцзащиты населения, не уменьшились размеры внешнего долга (ежегодно платежи по нему превышали половину федерального бюджета).

- начался медленный подъем производства.

- кризис отразился на населении РФ: задержки заработной платы, пенсии; 1999 г. – 8,9 млн. безработных (12,4% трудоспособного населения). Правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

- отрицательно кризис сказался на демографической ситуации страны: уменьшилось население – середина 1999 г. его численность пала до 145,9 млн. – за 10 лет сократилось на 2 млн. человек.

- в политжизни более отчетливо проявился кризис власти: авторитет Ельцина падает, его роль в государстве снижается. Перестановки кадров в правительстве, министерствах и ведомствах участились. С апреля 1998 по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменилось 5 человек: Кириенко, Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин (апрель 2000 г. глава правительства – Касьянов).

- смена лидеров не улучшала жизни в стране; нет четких правил взаимоотношений законодательной и исполнительной власти; в республиках и областях приняты законы, противоречащие федеральному законодательству.

- 1999 г. обострилась обстановка в Чечне (сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым). Чечня – центр террора – II-я    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: