- апрель-май 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковная резиденция президента СССР) – переговоры Горбачева с руководителями 9-ти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Идея создания ССГ (Союза Суверенных Государств) – все участники поддержали. Намечалось:
А) Принятие новой Конституции;
Б) Изменение избирательной системы;
В) Перемены в структуре органов власти и управления.
- публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе:
1) Приверженцы Горбачева видели в этом возможность снижения уровня конфронтации и предотвращение опасности гражданской войны;
2) Группа ученых-обществоведов против договора (расценен как документ капитуляции центра перед требованиями национал - сепаратистских сил в республиках;
3) Противники договора опасались, что это приведет к распаду н/х комплекса и углублению экономического кризиса;
4) За несколько дней до подписания договора силами оппозиции предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.
|
|
- в ночь на 19 августа 1991 г. президент СССР Горбачев отстранен от власти (группа госдеятелей заявила о невозможности Горбачева исполнять президентские обязанности – по состоянию здоровья).
- объявлено о создании ГКЧП (госкомитет по ЧП) – в него вошли вице-президент Янаев, премьер министр Павлов, председатель КГБ Крючков, министр обороны Язов и др.
- центр августовских событий – Москва (введены войска, комендантский час). Большая часть населения и многие партработники не оказали поддержки членам ГКЧП.
- президент России Ельцин расценил эти действия как антиконституционный переворот.
- 22 августа члены ГКЧП арестованы. Указ Ельцина о прекращении деятельности КПСС (23 августа конец ее правящей государственной структуры).
- эти события приблизили распад СССР (в конце августа Украина и другие республики заявили о создании самостоятельных государств).
- декабрь 1991 г. в Беловежской куще (БССР) – совещание руководителей 3-х суверенных государств – Россия (Ельцин), Украина (Кравчук), Белоруссия (Шушкевич):
А) 8 декабря заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и окончании деятельности государственных структур бывшего Союза;
Б) Достигнута договоренность о создании СНГ (Содружество Независимых Государств);
В) СССР перестал существовать;
Г) К СНГ затем присоединились еще 8 бывших республик – Алма-Атинское соглашение.
Итак, «перестройка» закончилась:
1) Распад СССР и завершение советского периода в истории Отечества;
2) В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики (среди руководителей много бывших партийных и советских работников);
|
|
3) Каждая бывшая республика самостоятельно искала выход из кризиса;
4) В России эти задачи предстояло решить Ельцину и поддержавшим его демократическим силам.
Конец 1991 г. начало существование государство Россия (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Первоочередная задача – выход из экономического и политического кризиса. Надо сказать, новые органы управления н/х, сформулировать российскую государственность.
Внутренняя политика:
- политсистема России в начале 90-х г. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет.
- деятельность госаппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти (ноябрь 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ).
- конец 1991 г. ученый-экономист Гайдар разработал программу радикальных реформ в области н/х – «шоковая терапия» - перевод экономики на рыночные методы хозяйствования:
1) Либерализация цен – освобождение из-под контроля государства;
2) Январь 1992 г. переход на рыночные (свободные) цены и тарифы.
- это привело к резкому скачку инфляции – за год потребительские цены возросли в 26 раз.
Снизился уровень жизни населения: 1994 г. составлял 50% от уровня нач. 90-х г.
- основная роль в переходе к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности:
А) Частный сектор должен стать преобладающим в экономике;
Б) Приватизация охватила, прежде всего – предприятия различной торговли, общественного питания, службы быта (в руки частных предприятий перешло 110 тыс. промышленных предприятий).
В) 1992-1994 гг. ваучерная (приватизационные чеки – право их владельцев на долю государственной собственности) приватизация и др. приватизационные акты привели к потере госсектором ведущей роли в экономике.
Но изменение формы собственности не повысило эффективность экономики (1993-1994 гг. падение промышленного производства -21%, машиностроения – 31%, предметы широкого потребления – 30%. Свыше половины товаров российского рынка – доля импортной продукции).
- вторая половина 90-х г. большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие, акционерные общества
- государство потеряло возможность управлять новыми структурами прежними методами.
- программа экономреформ включала серьезные преобразования в с/х. Открытые, закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, с/х кооперативы – 1999 г. удельный вес их в структуре c/х предприятий - 65,8%.
- экономкризис отразился на состоянии аграрного сектора – не хватало минеральных удобрений, автомашин, с/х техники (в 1996 г произвели – 14 тыс. тракторов, 1998 г – 9800; в последующие годы выпуск их продолжает уменьшаться). Объем с/х производства упал в середине 90-х г. на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.
К концу 90-х г. число убыточных хозяйств в госсекторе – 49,2%, в частном – 57,9%.
- складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения.
Кризис власти:
- после распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления (резиденцией президента стал Кремль Московский).
- сохранились торговые связи России со странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим
Собрания – постоянно действующий законодательный орган РФ;
4) Самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
5) Разграничение полномочий между органами власти РФ и ее субъектами;
|
|
6) К компетенции высших органов власти России отнесены важные общегосударственные вопросы: принятие законов, контроль за выполнением, финансовая система, федеральный бюджет и т. д. Решение вопросов – внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира, внешнеэкономические связи.
7) В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов – вопросы природопользования, образование, наука, охрана историко-культурных памятников.
8) Законодательно закреплялась многопартийность, право свободы труда, частной собственности.
9) Конституция создавала условия для достижения в обществе политустойчивости.
Россия и страны дальнего зарубежья:
- после августовских событий началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Желев. В конце (1991 г.) первый официальный визит Ельцина за рубеж – в ФРГ.
- о признании суверенности России, о переходе с ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества.
1993-1994 гг. соглашение о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и РФ.
- правительство России присоединилось к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Россия включена в международный валютный фонд (РФ договорилась об отсрочке платежей за долги СССР).
- 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (решают вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды; СЕ создан в 1949 г., на 1996 г. включал в состав 39 европейских государств). Государства Европы поддержали действия России.
- май 1997 г. в Париже подписано соглашение между РФ и странами НАТО – отказ от применения силы в отношениях друг с другом (решать все вопросы мирным путем).
Но скоро НАТО нарушило обязательства – приняв в свой состав Венгрию, Польшу, Чехию, страны Балтии – это свидетельство расширения влияния на Восток.
- октябрь 1997 г. – Государственная Дума ратифицировала Женевскую конференцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.
- повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России – с США, Латинской Америкой, государствами Ближнего Востока.
|
|
- сохранились торговые связи России со странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Отношения с государствами СНГ:
- 1993 г. в состав СНГ кроме России входили 11 государств. Переговоры вели по вопросам о разделе имущества бывшего СССР; установить границы со странами, кто ввел национальные валюты;
- 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия поставляет им нефть, газ. Они товары народного потребления и продовольствие.
- правительство РФ стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ:
1) Создан Межгосударственный комитет стран Содружества – центр Москва;
2) Между 6-ью государствами (Россия, Белоруссия, Казахстан и др.) заключен договор о комплексной безопасности, утвержден Устав СНГ (1993 г.).
- межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто:
А) Острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом;
Б) Конфликты с правительствами государств Прибалтики – дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов;
В) Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих районах;
Г) Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения РФ и Белоруссией.
- деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Россия накануне нового тысячелетия:
- к концу 90-х г. по мнению отечественных ученых-экономистов в стране сложилось рыночное хозяйство (мало отличается от экономик среднеразвитых капстран).
- сложившаяся социально-экономическая система недостаточно эффективна, отсутствие юридической защиты прав собственности и отечественных производителей, нет плана соцзащиты населения, не уменьшились размеры внешнего долга (ежегодно платежи по нему превышали половину федерального бюджета).
- начался медленный подъем производства.
- кризис отразился на населении РФ: задержки заработной платы, пенсии; 1999 г. – 8,9 млн. безработных (12,4% трудоспособного населения). Правительство принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.
- отрицательно кризис сказался на демографической ситуации страны: уменьшилось население – середина 1999 г. его численность пала до 145,9 млн. – за 10 лет сократилось на 2 млн. человек.
- в политжизни более отчетливо проявился кризис власти: авторитет Ельцина падает, его роль в государстве снижается. Перестановки кадров в правительстве, министерствах и ведомствах участились. С апреля 1998 по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменилось 5 человек: Кириенко, Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин (апрель 2000 г. глава правительства – Касьянов).
- смена лидеров не улучшала жизни в стране; нет четких правил взаимоотношений законодательной и исполнительной власти; в республиках и областях приняты законы, противоречащие федеральному законодательству.
- 1999 г. обострилась обстановка в Чечне (сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым). Чечня – центр террора – II-я