Структура детского коллектива

ЛЕКЦИЯ «КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ»

ПЛАН:

1. Понятие о коллективе.

2. Структура детского коллектива.

3. Стадии развития коллектива.

4. Принципы развития коллектива.

5. Развитие личности в коллективе.

6. Методика воспитательной работы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учеб.пособие. В 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Мсоква:Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 288 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика": в 2 т.]/ И. П. Подласый Т. 1: Теоретическая педагогика. - 2013. -777 с.

Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Педагогика [Текст]: учеб.для пед. колледжей / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448с.

2. Педагогик а [Текст]: учеб.пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва:Высш. образование, 2007. - 430 с.

3. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога/ авт.-сост. А. В. Виневская; под общ. ред. М. А. Пуйловой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -268 с.

 

Понятие о коллективе.

Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом.

Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):

а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности;

б) совместная деятельность членов коллектива;

в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

г) организация органов самоуправления;

д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.

Любой коллектив имеет структура, цели, ценности. И в каждом коллективе есть определенная атмосфера.

 

 

Цели Совместная целеустремлённость к социально значимым целям. Единство общей и частных целей членов коллектива
Структура Определённая структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений. Гуманизм и свобода во взаимоотношениях членов коллектива. Наличие органов самоуправления
Ценности Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации. Деловое сотрудничества. Ответственность за совместные действия
Атмосфера Общая интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат. Психологическая и социальная защита личности

 

В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми.

В коллективе устанавливаются различные отношения:

- деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость);

- неофициальные (заинтересованность, внимание);

- межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь).

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

 

Структура детского коллектива.

Существует формальная и неформальная структуры коллектива.

Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими

интересами и совместной деятельностью.

Формальная структура коллектива, как правило, задается взрослыми, регистрируется и является результатом целенаправленных усилий педагогов. Для успешного существования звеньев формальной структуры коллектива школы (классов и т.д.) необходимо соблюдение следующих условий в процессе организации его жизнедеятельности:

1) перспектива, на осуществление которой направлена вся коллективная деятельность;

2) максимальная опора на принцип взаимопонимания и взаимообогащения;

3) включение школьников в различные по характеру и содержанию виды деятельности;

4) опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе).

Любой школьник может являться одновременно членом разных коллективов.

Неформальная структура объединений создается по интересам на основе общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом).

Неформальная структура коллектива образуется в процессе межличностного общения членов коллектива и основывается на гамме связей и отношений эмоционально-психологического характера.

Неформальная структура коллектива представляет собой малые неформальные микрогруппы, на которые подразделяется детский коллектив на основе симпатии, дружбы, общих интересов и т.д. Такие неформальные микрогруппы могут занимать различное положение в коллективе. Одним могут пользоваться авторитетом и влиять на общее мнение коллектива. Другие – нет.

Авторитет некоторых групп может быть ситуативен. Могут существовать группы, которые замыкаются только на своих интересах и не участвуют в жизни всего коллектива. Как правило, в состав микрогруппы входят несколько человек (от 2 до 5).

Однако не все члены коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся:

1) те, кто имеет основное общение вне класса (клуб, команда и т.д.) и не нуждается в дополнительном общении в классе;

2) дети робкие, закомплексованные, неуверенные в себе и не умеющие наладить с окружающими общение;

3) дети, отверженные коллективом по каким либо причинам.

Ребенок, одновременно являясь членом коллектива и какой-либо неформальной микрогруппы, испытывает на себе двойное влияние. Формирование его личности зависит не только от воспитательного воздействия коллектива, но и от его ориентации на принятые в его микрогруппе ценности, мнения, оценки и т.д. Педагогическая практика показывает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для развития личности ученика, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда его личный статус среди сверстников достаточно высок. Если же воспитанник не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде сверстников, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального всестороннего развития.

По мнению В.А. Сластенина, детский коллектив выполняет три ведущие функции:

· организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью),

· воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений);

· стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: