Стадии развития коллектива

Динамика развития ученического коллектива (этапы) по

А.С.Макаренко

 

Стадии развития коллектива Характеристика коллектива Деятельность педагога
Первая стадия (сплочение коллектива) Школьники переживают состояние первоначальной адаптации, характеризующееся общим эмоциональным напряжением. В рамках формальной структуры начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию неформальных групп психолого-эмоционального характера. Состав названных группы неустойчив, так как члены коллектива недостаточно знают друг друга. Для этой стадии характерны противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Коллектив является целью воспитательных усилий педагога, организационной единицей, где отношения определяются содержанием совместной деятельности учащихся, ее целями и задачами. Задача педагога – собрать информацию об учащихся, сформировать органы самоуправления коллектива, составить программу жизнедеятельности коллектива совместно с учащимися. Сплачивающим детский коллектив средством на данном этапе является единоличное требование педагога.
Вторая стадия (превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся) Психологические связи в коллективе становятся более прочными и определенными, хотя отношения учащихся все еще носят избирательный характер. Неформальная структура коллектива стабилизируется. Основным проводником требований к личности воспитанника является актив. Основная задача педагога – опираясь на органы самоуправления, в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации воспитательных функций, ради которых создается коллектив. Педагог использует в ходе взаимодействия с коллективом метод параллельного действия.
Третья стадия (коллектив – объединение учащихся с высокоорганизованными межличностными отношениями) Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления. Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Коллектив используется педагогом в целях корректировки социального опыта и создания благоприятных условий для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Важнейшая задача коллектива и педагога – воспитание каждого ученика, забота о его благополучной позиции в коллективе, правильная регуляция отношений между всеми его членами.

 

Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко).

Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

требований к детям, а также от отношения коллектива детей к этим требованиям:

1 этап - требование выдвигает учитель в категорической форме.

2 этап - вместе с педагогом начинает работать актив: постепенно требования актива принимаются всеми школьниками, поэтому сам коллектив может предъявлять требования к каждому ученику в отдельности.

3. этап – к личности и коллективу актив предъявляет требования; так постепенно требования учителя становятся теперь требованиями актива.

4 этап - каждая личность предъявляет теперь требования к самому себе на фоне общественных требований.

Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему системы требований, но движение вперед происходит только при наличии совместной деятельности, которая составляет основное содержание его жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы

и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты:

коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: