Принципы развития коллектива

Принципами развития коллектива (А.С. Макаренко) являются:

1. Гласность.

2.Ответственная зависимость. Основана на подчинении и умении подчиняться, это должно пронизывать все стороны функционирования коллектива и представлять собой внутреннюю систему связей между людьми.

3. Принцип “ педагогики параллельного действия”. Основан на воздействии на личность через коллектив в целом. “Педагогика параллельного действия”: требование к личности осуществляется не прямо, а через весь коллектив (на второй или третьей стадии развития коллектива). В коллективе необходимо выделить референтную группу (реальную или воображаемую), на ценности которой ориентируется ребенок в поведении. Если референтной группой является семья, то влиять через семью.

4. “Педагогика индивидуального действия”. Этот принцип связан с непосредственным и личностным воздействием педагога на отдельного ребенка. При прямом воздействии учителя на ребенка могут возникать конфликтные ситуации, поэтому здесь может помочь методика “контактного

взаимодействия” (Д.Карнеги):

· Первый этап - поиск согласия. Нужно говорить с “противником” только на те темы, по которым у всех людей не бывает разногласий.

· Второй этап - поиск взаимных интересов, которые обсуждаются при встречах.

· Третий этап - взаимная откровенность, вплоть до исповеди. Причем, эту исповедь должен начинать старший о самом себе, а не вымогать информацию у младшего, как на допросе.

· Четвертый этап - взаимная критика. Здесь критика не только допускается, но и правильно понимается и принимается.

· Пятый этап - тесное сотрудничество. Учитель не боится признать своего воспитанника умнее самого себя и просить о помощи - ничто так не окрыляет

· ребенка, как уважение и доверие.

5. Система “перспективный линий”. Это путь движения коллектива: постановка постоянных перспектив перед коллективом способствует непрерывному движению коллектива вперед. А.С. Макаренко называл перспективу “завтрашней радостью”, которая является стимулом человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать и осуществить, как реальность. Перспективы бывают трех видов: близкие, средние, дальние. Начинать следует с близких перспектив, которые украшают каждый день пребывания ребенка в школе. Затем выдвигаются все

более сложные и отдаленные. И лишь тогда можно приучать ребенка ощущать далекие перспективы, выдвигая их как предвкушение огромной будущей радости.

Основные пути формирования детского коллектива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: