Развитие личности в коллективе

Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня

развития группы, в которую она включена.

Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):

1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.

2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.

3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность ипотребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества, которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие

не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность

вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей личности в ней.

Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой -

отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя

в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности. Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности. Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором

она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и

при этом личная цель не должны потеряться.

Методика воспитательной работы.

Основной признак детского коллектива - его мажорное настроение, постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной

смысл педагогической работы заключается в создании содержательной детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития

межличностных отношений необходимо:

1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую).

2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).

3. Создавать ситуации совместных переживаний.

4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц).

5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов, ценностных ориентаций).

Педагог должен:

- говорить о поведении детей, а не об их личности;

- говорить больше о своих наблюдениях, а не о заключениях;

- давать больше описаний, нежели оценок;

- стараться не пользоваться такими высказываниями: “Ты всегда”...” или ”Ты никогда...”

- не упоминать далекого прошлого;

- выбирать подходящее время, место и ситуацию и т.д.

При формировании коллектива педагог должен помнить:

1. Нельзя утверждать, что коллективное мнение более правильное,

нежели мнение отдельного ребенка, и что коллектив положительно влияет на личность.

2. Не только личность должна брать определенные обязанности перед коллективом, но и коллектив должен иметь четкие обязанности перед каждой

личностью.

3. Предоставлять ребенку возможность предъявлять требования к коллективу и при этом оставаться при своем мнении.

4. Личность может формироваться и вне коллектива.

Методика воспитательной работы в коллективе:

а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность;

б) организация и стимулирование этой деятельности;

в) формирование правильных отношений.

Для этого требуется:

- умелое предъявление требований к учащимся,

- воспитание актива;

- организация перспектив;

- формирование здорового общественного мнения;

- создание положительных традиций;

- внимательное отношение ко всем членам коллектива и т.д.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое детский коллектив?

2. Перечислите основные признаки коллектива. Дайте им характеристику

3. Дайте характеристику структуре детского коллектива.

4. Составьте сравнительную таблицу стадий развития коллектива по А.С. Макаренко (см. лекцию), Л.И. Новиковой (см. презентацию к лекции), А.Н. Лутошкину (см. презентацию к лекции).

5. Перечислите основные принципы развития коллектива.

6. Охарактеризуйте роль детского коллектива в развитии личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: