Характеристика основных принципов конституционного строя

Приоритетными принципами конституционного строя являются: демократизм, гуманизм, правовой и национальный характер общества, политический, экономический и идеологический плюрализм, равенство граждан, социальная направленность функционирования и развития общества.

Принцип гуманизма означает закрепление и гарантирование Конституцией такого порядка, который основывается на уважении к личности, человеку и гражданину, обеспечении их прав и свобод. Этот принцип содержится, прежде всего, в таких конституционных положениях: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 3 Конституции ДНР); конституционные права и свободы признаются и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ч.1 ст.12 Конституции ДНР); закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 47 Конституции ДНР).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 13 Конституции ДНР).

Правовой характер государства раскрывается, прежде всего, в закреплении принципа верховенства права (ст. 7 Конституции ДНР). Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть пронизаны, прежде всего, идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.д.

В Конституции ДНР закреплены основные принципы построения правовой системы: высшая юридическая сила Конституции, т.е. все законы и нормативно-правовые акты должны приниматься на основе Конституции и соответствовать ей; нормы Конституции – нормы прямого действия, т.е. конституционные предписания, влияют на общественные отношения непосредственно; недопустимость несоответствия международных договоров положениям Конституции; признание международных договоров после их ратификации частью законодательства; недопустимость заставлять делать то, что не предусмотрено законодательством; функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления возможно только на основе, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами.

Принцип равенства раскрывается в конституционном закреплении равенства всех людей в своих правах и достоинстве. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.13).

В соответствии со ст. 6 Конституции, государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Реализация этого принципа призвана предотвратить концентрацию всей государственной власти в руках одного лица или одного органа.

Статья 9 Конституции ДНР гарантирует построение общественной жизни на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности. Политическое многообразие – это реальная возможность создания и деятельности различных объединений граждан, основной целью которых является участие в разработке государственной политики, формировании и функционировании органов государственной власти и местного самоуправления. Идеологическое многообразие – реальное право различных субъектов беспрепятственно формулировать, исследовать, пропагандировать и внедрять в практику общественных отношений идеи, теории, взгляды различных аспектов жизни государства, общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: