Конституционно-правовая регламентация государственной власти

В соответствии со ст. 6 Конституции ДНР государственная власть в ДНР осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение единой государственной власти на законодательную, испол-нительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами госу-дарственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение законности, создание гарантий от произвола. Таким образом, одна ветвь го-сударственной власти ограничивается другой, ее ветви уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Статья 6, ч. 2 Конституции ДНР содержит перечень высших государственных органов, осуществляющих государственную власть в ДНР. К ним относятся: Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики – парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики – Правительство Донецкой Народной Республики, суды Донецкой Народной Республики.

Конституционно-правовой статус Главы ДНР закреплен в гл. 4 Конституции ДНР. Конституционные должности Президента РФ:

– Глава государства;

– Верховный главнокомандующий Вооруженными силами ДНР;

– глава исполнительной власти ДНР;

– глава Совета Безопасности

Как глава государства Глава ДНР представляет ДНР – внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

Глава ДНР наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президенту принадлежат широкие полномочия по формированию органов государственной власти (исполнительной (ст. 59, п.2)

Также имеются и полномочия в области законодательства (вносит законо-проекты в Народный Совет ДНР, подписывает и обнародует законы ДНР, обладает правом отлагательного вето при подписании законов (ст. 73, п.3).

Глава ДНР в соответствии со ст. 56, п. 2 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Глава ДНР является гарантом Конституции ДНР, прав и свобод человека и гражданина.

Глава ДНР избирается на 4 года гражданами ДНР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы ДНР более двух сроков подряд (ст. 57). На должность Главы ДНР может быть избран гражданин ДНР, достигший возраста 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом (право быть избранным).

Конституция ДНР предусматривает возможность досрочного прекраще-ния президентских полномочий в случаях:

· его смерти;

· его отставки по собственному желанию;

· признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

· вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

· его выезда за пределы Донецкой Народной Республики на постоянное место жительства;

· утраты им гражданства Донецкой Народной Республики;

· отстранения его от должности в связи с выражением ему недоверия Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Народный Совет ДНР – Парламент ДНР – является представительным и законодательным органом ДНР. Народный Совет ДНР состоит из 100 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Народный Совет как законодательный орган обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом.

Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Народного Совета. Принятые Народным Советом законы в течение пяти дней направляются Главе ДНР для подписания и обнародования.

Глава ДНР в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Глава ДНР в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Народный Совет ДНР в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов, он подлежит подписанию Главой ДНР в течение семи дней и обнародованию (ст. 73, п. 3).

Совет Министров ДНР осуществляет исполнительную власть в ДНР. Правительство ДНР состоит из Главы ДНР, первых заместителей и заместителей Главы Донецкой Народной Республики, министров Донецкой Народной Республики, а в случае, если Глава Донецкой Народной Республики не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики, – также Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики и его заместителей. По решению Главы Донецкой Народной Республики в состав Совета Министров Донецкой Народной Республики могут входить руководители иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

Совет Министров ДНР возглавляет единую систему исполнительной власти в ДНР, которую образуют органы исполнительной власти. Совет Министров ДНР организует исполнение Конституции ДНР, законов и иных нормативных правовых актов ДНР на территории ДНР.

Согласно гл. 7 Конституции ДНР правосудие в ДНР осуществляется только судом. Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел.

В ДНР действует Верховный Суд ДНР и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законами ДНР.

Местное самоуправление в соответствии с гл. 8 Конституции ДНР обес-печивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно Конституции ДНР народ осуществляет свою власть как непосредственно (путем референдума и выборов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Это означает, органы местного самоуправления – это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции ДНР, не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: