Эти методы стали актуальным начиная с 70-х годов прошлого столетия и получили широкое распространение среди исследователей.
Экспертные методы основаны на использовании экспертов в качестве основных источников информации относительно исследуемого процесса. Центральным критерием отбора эксперта является его компетентность.
Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов, в том числе процессов управления. Поэтому обратились к комплексному сочетанию различных методов, в том числе экспертных.
Задачи экспертной оценки возникают на различных этапах принятия управленческих решений.
Наиболее простая задача, это сравнение с эталоном. Когда эталон отсутствует применяют сложные формы оценивания.
К ним относятся задачи ранжирования (действие по назначению), парного сравнения и классификации.
Наиболее простая и удобная форма самооценки — совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способности по ранговой шкале, с позициями, «высокий», «средний»,
|
|
«низкий». Первой позиции приписывается числовое значение 1, второй 0.5, третьей 0.
В таком случае совокупный индекс — коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:
К= К1+К2+К3/3;
к1- числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний.
К2 -числовое значение самооценки практического опыта
к3- числовое значение самооценки способности к прогнозу.
Коэффициент уровня компетентности может изменяться от 1 (полная компетентность) до 0.
Обычно в группу экспертов включают тех, у кого уровень компетентности не менее 0.5 и выше до 1.
V.Социологические метод исследования в менеджменте.
Основная масса эмпирической информации о процессах управления добывается социологическим методом опроса.
Опрос — это метод сбора первичной социологической информации
посредством устного или письменного обращения.
Виды опроса:
- анкетный опрос;
- социологическое интервью.
- метод анализа документов, контент- анализ;
- метод социологического эксперимента.
Оперативность, простота, экономичность этого метода делает его популярным
и приоритетным по сравнению с другими социологическими методами исследования.