IV.Экспертные методы исследований в менеджменте

Эти методы стали актуальным начиная с 70-х годов прошлого столетия и получили широкое распространение среди исследователей.

Экспертные методы основаны на использовании экспертов в качестве основных источников информации относительно исследуемого процесса. Центральным критерием отбора эксперта является его компетентность.

Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов, в том числе процессов управления. Поэтому обратились к комплексному сочетанию различных методов, в том числе экспертных.

Задачи экспертной оценки возникают на различных этапах принятия управленческих решений.

Наиболее простая задача, это сравнение с эталоном. Когда эталон отсутствует применяют сложные формы оценивания.

К ним относятся задачи ранжирования (действие по назначению), парного сравнения и классификации.

Наиболее простая и удобная форма самооценки — совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способности по ранговой шкале, с позициями, «высокий», «средний»,

«низкий». Первой позиции приписывается числовое значение 1, второй 0.5, третьей 0.

В таком случае совокупный индекс — коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:

К= К1+К2+К3/3;

к1- числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний.

К2 -числовое значение самооценки практического опыта

к3- числовое значение самооценки способности к прогнозу.

Коэффициент уровня компетентности может изменяться от 1 (полная компетентность) до 0.

Обычно в группу экспертов включают тех, у кого уровень компетентности не менее 0.5 и выше до 1.

V.Социологические метод исследования в менеджменте.

Основная масса эмпирической информации о процессах управления добывается социологическим методом опроса.

Опрос — это метод сбора первичной социологической информации

посредством устного или письменного обращения.

Виды опроса:

- анкетный опрос;

- социологическое интервью.

- метод анализа документов, контент- анализ;

- метод социологического эксперимента.

Оперативность, простота, экономичность этого метода делает его популярным

и приоритетным по сравнению с другими социологическими методами исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: