Методические рекомендации о порядке работы судов Волгоградской области по оказанию международной правовой помощи

По общему правилу, суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий на территории иностранного государства требуется согласие того государства, в котором те или иные процессуальные действия должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами Российской Федерации могут быть произведены лишь в порядке, установленном международными соглашениями о правовой помощи, на основании судебных поручений.

При необходимости направления поручения суду, прежде всего, следует выяснить, нормами какого правового акта надлежит руководствоваться, является ли государство, к которому обращается суд, участником международного соглашения, если да, то какого именно, или заключались ли международные договоры между нашими странами.

При конкуренции норм нескольких международных соглашений, регулирующих аналогичные процедуры, следует применять те из них, которые предусматривают упрощенный, ускоренный порядок взаимоотношений, а значит, более выгодный для сторон и суда.

Далее уже в рамках международного договора необходимо выяснить порядок сношений с тем или иным государством.

По сложившейся практике, а также в рамках международных договоров, регламентирующих оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, выделяют следующие способы взаимодействия.

1) Одним из предусмотренных порядков является непосредственное обращение запрашивающего правовую помощь органа Российской Федерации к запрашиваемому органу иностранного государства.

При подобном взаимодействии орган государственной власти может обратиться в иностранный компетентный орган самостоятельно, минуя Минюст России и Министерство иностранных дел России.

Например, такой порядок сношений предусмотрен Соглашением о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992.

В рамках данного международного Соглашения суд Российской Федерации направляет запрос о правовой помощи непосредственно в суд иностранного государства, который компетентен произвести необходимое процессуальное действие, например опрос сторон по делу, вручение судебных документов и т.п.

2) Следующий порядок - дипломатический.

Заключается он в том, что российское судебное поручение подлежит направлению через Минюст России в Министерство иностранных дел России, которое через свое посольство или консульство обращается в Министерство иностранных дел иностранного государства с нотой, который направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

3) Еще один способ взаимодействия передача поручений центральному органу юстиции, назначенному для целей выполнения соответствующего международного соглашения.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 в редакции Протокола к ней от 28.03.1997 взаимодействие осуществляется через центральные, территориальные и иные органы.

Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария Конвенции - Исполнительный комитет СНГ.

Органы государственной власти Российской Федерации не наделены правом непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Минской Конвенции в редакции Протокола от 28.03.1997, в связи с чем запросы о правовой помощи направляются ими территориальные органы юстиции для последующего направления в Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации и препровождения на территорию иностранного государства.

4) Следует также отметить, что при отсутствии международного договора о правовой помощи взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях - по согласованию с Министерством иностранных дел России.

Однако исполнение поручений о правовой помощи на условиях вежливости и взаимности, тем не менее, будет целиком зависеть от воли запрашиваемого иностранного государства.

5) Иной порядок сношений установлен некоторыми международными соглашениями, заключенными в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Данный порядок направлен на упрощение и ускорение процедуры передачи документов, подлежащих вручению за границей.

В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года каждое государство, участник Конвенции, назначает центральный орган, на который возлагается обязанность принимать и рассматривать запросы о вручении документов, поступающие из компетентных органов других государств.

В связи с указанным российские органы государственной власти направляют запросы о вручении документов непосредственно в адрес центрального органа иностранного государства, минуя Минюст России и Министерство иностранных дел России (ст. 3 Конвенции 1965 года).

С заявлениями государств - участников Конвенции 1965 года можно ознакомиться на официальном интернет-сайте постоянно действующего Бюро Гаагской конференции: www.hcch.net.

В соответствии с заявлениями Российской Федерации центральным органом, уполномоченным на получение и организацию исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов, является Министерство юстиции Российской Федерации. Поэтому запросы иностранных органов о вручении документов в рамках Конвенции 1965 года поступают в Минюст России и направляются в Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации, которые затем препровождают их по территориальности в российские суды или иные органы государственной власти, находящиеся на территории соответствующего федерального округа.

Российский компетентный орган после исполнения поручения иностранного органа направляет материалы в Главное управление Минюста России по субъектам Российской Федерации, который в дальнейшем переправит их в центральный орган Российской Федерации - Минюст России для препровождения в запрашивающий орган иностранного государства.

Аналогичный порядок сношений предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года. Однако Российской Федерацией центральный орган для целей Конвенции 1970 года не определен, не были сделаны оговорки относительно необходимости перевода запросов, поступающих для исполнения на территории Российской Федерации, на русский язык, а также по другим положениям.

По сложившейся практике Минюст России принимает направляемые в соответствии с Конвенцией 1970 года запросы компетентных органов иностранных государств.

Запросы компетентных российских органов государствам - участникам Конвенции 1970 года направляются в центральный орган иностранного государства.

Таким образом, в целях определения правомерного способа направления поручения на территорию иностранного государства необходимо изучить тот или иной международный правовой акт, подлежащий применению по отношению к интересуемой стране, на предмет установленного порядка сношений.

В случае, когда определена возможность непосредственного взаимодействия, материалы направляются в уполномоченный орган соответствующего государства.

Если предусмотрено, что поручение препровождается для организации исполнения через Минюст России или МИД России, органам государственной власти соответствующего федерального округа следует предоставлять его в  территориальный орган юстиции – Управление Минюста России по Волгоградской области для проверки правильности оформления и дальнейшего направления в соответствии с порядком сношений в Главное управление Минюста России по Ростовской области Российской Федерации для препровождения в Минюст России или на территорию иностранного государства.

При установленном порядке получения запросов центральным органом иностранного государства, пакет документов необходимо направлять напрямую в центральный орган.

6) Относительно непосредственного вручения материалов иностранным гражданам следует иметь в виду, что международными правовыми актами по общему правилу не предусмотрено направление судом извещения напрямую лицу, находящемуся за границей, за исключением Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965, в соответствии со статьей 10 которой данная Конвенция не препятствует возможности непосредственно посылать по почте судебные документы, если запрашиваемое государство не заявляет возражений.

При этом многие участники, в том числе Российская Федерация сделали заявления о недопустимости использования такого способа пересылки материалов.

В связи с указанным при решении вопроса о возможности направления документов по почте иностранным лицам, находящимся на территории государства, являющегося участником упомянутой Конвенции, следует изучить заявления, высказанные той или иной страной относительно упрощенного порядка.

Достоверную и актуальную информацию обо всех заявлениях государств, как было сказано выше, можно получить на официальном интернет-сайте постоянно действующего Бюро Гаагской конференции: www.hcch.net.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: