ü Каждый день одевайтесь так, словно вы идете на работу. Уделяйте должное внимание своему внешнему виду, уход за собой очень важен.
ü Придерживайтесь жесткого расписания задач на день.
ü Воспринимайте каждый день жизни как подарок
ü Помните, что бывают и более плачевные ситуации, чем безработица, например серьезное заболевание. Так что будьте благодарны судьбе.
ü Некоторые весьма стойкие люди каждый день внушают себе, что надо быть смелым. Берите с них пример.
ü Каждый день энергично занимайтесь физкультурой.
ü Цифры на вашей стороне. Рынок труда огромен, и наверняка существует организация, где вы нужны.
ü Если на данный момент вы потерпели неудачу, помните, что это не вы лично получили отказ. Просто ваша повестка дня не совпала с повесткой дня организации. Не стоит принимать отказ близко к сердцу, не надо воспринимать его как нечто личное.
ü Люди, которые регулярно должны принимать буквально за доли секунды важнейшие решения, особенно когда их ошибка может очень дорого стоить, зачастую внушают себе: «Спокойствие и только спокойствие!» Если вы чувствуете, что хладнокровие начинает вас покидать, прикажите себе оставаться спокойным. Как правило, это помогает.
ü Не спрашивайте дорогу. Если ваш клиент (наниматель) добровольно вызовется отправить вам адрес и схему проезда факсом – прекрасно. В противном случае ищите дорогу сами и приезжайте немного раньше назначенного времени! Не следует добавлять клиенту забот, даже самых мелких.
ü Не стоит относиться к секретарю в приемной и вообще к кому бы то ни было в организации как к человеку, который ниже вас, или как к подчиненному.
ü Не выдвигайте требований. Если, например, вы договариваетесь о размере заработной платы, то выскажите свои ожидания, но ни в коем случае не требования!
ü Не отзывайтесь дурно и с пренебрежением о своих бывших начальниках, коллегах, предыдущих местах работы. Компании ценят осмотрительность. Лучше всего вообще ничего не говорить. Лучше промолчать, ведь кто знает – может быть, этот отвратительный босс с вашей прошлой работы окажется лучшим школьным другом теперешнего нанимателя.
ü Не надо жаловаться. Не стоит изливать свои чувства. Лучше помолчать о страданиях. Никому до этого нет дела.
ü Не спрашивайте о дополнительных льготах. Если компания имеет возможность их вам предоставить и хочет вас нанять, то вам об этом сообщат. А если никаких особенных льгот нет, а вас хотят взять на работу, вам тоже об этом скажут.
ü Не интересуйтесь, как будет называться ваша должность, большой ли у вас будет офис, не спрашивайте о тех или иных привилегиях, продолжительности рабочего дня и т.п.
ü Не спрашивайте, много ли потребуется разъезжать по командировкам, работать сверхурочно или в выходные дни.
Роль самопрезентации на собеседовании
Если человек владеет искусством самопрезентации и умеет выгодно представить себя на собеседовании, ему гораздо проще найти хорошую работу. У работодателя обычно имеется несколько претендентов, которые по документам представляются интересными для рассматриваемой должности.
Конечно, на собеседованиях или в дополнение к ним можно устроить профессиональный экзамен и попытаться достоверно оценить квалификацию претендентов для обоснования выбора.
Но на экзамене экзаменатор обычно задает вопросы, по которым ему известны правильные ответы. На собеседовании такие ситуации являются скорее исключением, чем правилом. В этом и заключается принципиальная разница. На экзамене важно то, что вы говорите. А на собеседовании, в первую очередь, как вы говорите. По тому, как вы говорите, часто делается заключение о ваших деловых и личностных качествах.
На практике квалификация кандидатов оценивается чаще по довольно простой шкале "соответствует - не соответствует". А окончательное решение больше зависит от личных впечатлений, чем от оценки уровня квалификации.
Первые 30 секунд вашего интервью имеют решающее значение. У вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. При подготовке к собеседованию и на самом собеседовании многие соискатели работы делают упор на содержание вопросов интервьюера и на содержание своих ответов.
Ваша цель: убедить работодателя, что именно вы являетесь подходящим для него работником.
Обычно собеседование проходит несколько этапов. Сначала это просто знакомство: вас просят заполнить анкету, рассказать об опыте работы, образовании, планах на будущее. Если вы производите впечатление «подходящего» человека, вам предлагают встретиться с тем, кто проводит профессиональное собеседование. Его цель - выяснить ваш профессиональный уровень, сопоставить его с требованиями, предъявляемыми новой должностью.
Затем может последовать встреча с психологом или руководителем фирмы. За успешным собеседованием следуют переговоры об испытательном сроке, уровне оплаты и пр. Казалось бы, можно поставить точку, но... позвольте вас спросить: вы получили достаточно информации для принятия решения?
К сожалению, часто забывают, что не только вас выбирают, но и вы выбираете тоже. Выбираете свое будущее, свой образ жизни на несколько лет вперед. Помните, что собеседование - это диалог. Не бойтесь задавать вопросы: насколько данное рабочее место, организация соответствуют вашим ожиданиям, какие есть возможности развития карьеры, перспективы профессионального роста. Ваша заинтересованность и активность только увеличит ваши шансы.
Как правило, персонал подбирают люди искушенные. Предугадать, с каким человеком вам предстоит встретиться на собеседовании и в соответствии с этим выстроить линию поведения, невозможно. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций, кроме, пожалуй, одной: будьте самим собой. Что касается остального, то опыт тех, кто прошел подобные испытания, позволяет скорее выявить, чего лучше не делать:
ü Читать чужие мысли: «Я думаю, что вы считаете то-то и то-то». И люди часто ошибаются именно из-за того, что не сомневаются в правильности своих гипотез.
ü «Давить» на собеседника, демонстрировать кротость и покорность судьбе. Агрессивность и беспомощность отталкивают в равной степени.
ü Бояться, нервничать, заикаться - это заставляет усомниться в словах о профессиональной компетентности и личной состоятельности. Худшее, что может случиться - вам откажут в вакансии. Но она не первая и не последняя: порассуждав, вы сами поймете, что бояться, действительно, нечего.
ü Произвести неотразимое впечатление при помощи туалета: без обилия драгоценностей, глубокого декольте, стремящегося достичь уровня дайны юбки, «боевой» раскраски лица и пр. Поверьте, есть другие способы продемонстрировать свою индивидуальность.
ü Если вы энергичны и считаете это своим главным достоинством, не стоит это утрировать. Излишняя напористость создает впечатление неуправляемости и конфликтности человека.
ü Если вы подавлены (безработица – не лучший период жизни), соберитесь, вас могут пожалеть, но место вы не получите. Предприятию нужны надежные, уравновешенные сотрудники, на которых можно положиться.
Памятка