Ответ: На общефедеральном уровне правовую основу проведения экспертизы проектов правовых актов на коррупциогенность составляют:
– Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Статьей 1 Федерального закона определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации; Министерством юстиции Российской Федерации; органами, организациями и их должностными лицами, в том числе воинскими частями, военными организациями, их командирами и начальниками.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Антикоррупционная экспертиза проводится в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2011 № 2610 «О Порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации» и согласно методике, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96.
Методика предусматривает:
1) проведение экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта;
2) определяет коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; которыми являются:
3) раскрывает коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Определение сфер коррупционных рисков в повседневной деятельности.
Ответ: Организация работы по противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3915 возложена на статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Задачи по обеспечению выполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации требований законодательства о противодействии коррупции решаются руководителями на основании Плана противодействия коррупции в органах военного управления, войсках (силах).
В соответствии с действующим законодательством для решения задач по противодействию коррупции командиры (начальники) обязаны определить в подчиненных воинских частях (военных организациях) должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, возложив на них следующие функции:
а) обеспечение соблюдения военнослужащими и лицами гражданского персонала ограничений и запретов, требований о предотвращении конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению);
в) обеспечение деятельности аттестационных комиссий при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
г) обеспечение реализации военнослужащими и лицами гражданского персонала обязанности уведомлять командиров (начальников) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
д) организация правового просвещения военнослужащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений;
е) проведение разбирательств в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших коррупционные и иные правонарушения;
ж) оказание военнослужащим и лицам гражданского персонала консультативной помощи по вопросам применения на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, а также с уведомлением в установленном порядке Министра обороны Российской Федерации о фактах совершения военнослужащими и лицами гражданского персонала коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
з) обеспечение проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей военной службы, и военнослужащими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также проверки соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению.