Анализ проблем ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Построим «проблемные цепочки», при этом учтем слабые стороны предприятия и угрозы со стороны его окружения.

Факторы макросреды:

1. Природно-климатические условия ведения бизнеса (длительный период холодов, полярная ночь) Þ повышенные расходы тепла, электроэнергии Þ высокая себестоимость продукции.

2. Политическая среда (у назначаемых губернаторов отсутствует мотивация развивать регион) Þ низкая инвестиционная привлекательность региона Þ высокие риски по инвестиционным проектам предприятия.

3. Отток населения из области Þ уменьшение численности квалифицированных работников, сокращение спроса на готовую продукцию.

4. В области отсутствуют возможности для профессиональной подготовки кадров, а привлекательность жизни в регионе снижается Þ дефицит квалифицированных специалистов.

5. Низкая прибыльность отрасли Þ низкая инвестиционная привлекательность отрасли Þ снижение темпов развития отрасли Þ уменьшение конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке.

 

Факторы деловой среды:

1. Сильная конкуренция в условиях высокой эластичности спроса по цене Þ снижение объема продаж.

2. Рост тарифов естественных монополий и цен на сырье Þ увеличение себестоимости продукции.

3. Торговля зерном выгоднее, чем его переработка Þ дефицит зерна на внутреннем рынке Þ рост цен на зерно Þ увеличение себестоимости продукции.

4. Перепроизводство муки Þ снижение цен на муку Þ сокращение объема продаж муки.

 

Факторы внутренней среды:

1. В отрасли есть более качественная продукция, чем у предприятия Þ снижение объема продаж.

2. Высокие издержки Þ высокий уровень цен на готовую продукцию Þ снижение объема продаж.

3. Низкие расходы на продвижение продукции Þ снижение объема продаж в условиях агрессивных действий со стороны конкурентов.

4. Неблагоприятное географическое расположение Þ отдаленность сырьевой базы Þ рост транспортных расходов.

5. Высокий физический и моральный износ основных производственных фондов (ОПФ) Þ повышенные издержки и более низкое качество, чем у передовых представителей отрасли.

6. Низкий уровень использования ОПФ Þ высокие удельные постоянные издержки.

7. Ухудшение структуры работников (старение кадров, уменьшение числа лиц с профильным образованием) Þ снижение производительности труда.

8. Низкая мотивация персонала Þ снижение производительности труда Þ снижение эффективности работы организации.

9. Низкая ликвидность Þ высокая зависимость от банков Þ большие расходы на уплату процентов за кредит.

10. Низкая рентабельность Þ снижение инвестиционной привлекательности Þ снижение конкурентоспособности предприятия.

11. Низкое качество закупаемого сырья Þ снижение качества продукции.

12. Низкий уровень запасов сырья из-за проблем с ликвидностью Þ высокие трансакционные издержки.

13. Частая смена генерального директора Þ нестабильность.

 

Построенные «проблемные цепочки» позволяют предположить, что основная проблема предприятия заключается в снижении его конкурентоспособности. Это проявляется в ухудшении его финансового положения. Причины проблемы находятся как во внешней, так и во внутренней среде комбината (рис. 1).

 

СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  
ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
УХУДШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 1. Модель проблемной ситуации для МКХП

 

Проведем декомпозицию выявленной у предприятия проблемы снижения его конкурентоспособности. Предлагаем выделить три блока подпроблем, в каждый из которых входят представленные выше факторы (рис.2).

Снижение конкурентоспособности предприятия
Факторы макросреды
Факторы микросреды
Факторы внутренней среды

Рис. 2. «Дерево проблем» для МКХП

 

После применения «бритвы Оккама», остались следующие проблемы, которые предприятие в состоянии решить:

1. В области отсутствуют возможности для профессиональной подготовки кадров, а привлекательность жизни в регионе снижается. Проблему дефицита квалифицированных специалистов можно решить путем оплаты обучения работников или их детей в профильных учебных заведениях, после чего гарантировать им достойное рабочее место.

2. Высокая конкуренция. Предприятию необходимо провести реконструкцию комбикормового завода и обновить некоторое оборудование мельницы с целью повышения качества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.

3. Низкие расходы на продвижение продукции. Предприятию нужно активней продвигать свою продукцию на рынке.

4. Низкая мотивация персонала. Предприятию необходимо пересмотреть систему стимулирования персонала.

5. Низкое качество закупаемого сырья, низкий уровень запасов сырья. Рассмотреть возможность заключения прямых договоров с производителями зерна.

6. Частая смена генерального директора. Новый руководитель должен больше общаться с персоналом, чтобы ускорить процесс его вхождение в коллектив и формирования сплоченной команды.

 

Оценим методом парных сравнений значимость каждого из указанных факторов (табл.2).

Таблица 2

Оценка значимости контролируемых факторов снижения конкурентоспособности МКХП методом парных сравнений

Факторы 1 2 3 4 5 6 Сумма баллов Удельный вес фактора
1 - 0 2 0 0 0 2 7 %
2 2 - 2 1 1 0 6 20 %
3 0 0 - 0 1 0 1 3 %
4 2 1 2 - 1 0 6 20 %
5 2 1 1 1 - 0 5 17 %
6 2 2 2 2 2 - 10 33 %

Итого

30 100 %

 

Предприятию необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы снижения его конкурентоспособности: частая смена генерального директора (6-ой фактор, 33 %), высокая конкуренция (2-ой фактор, 20 %), низкая мотивация персонала (4-ый фактор, 20 %), низкое качество закупаемого сырья, низкий уровень запасов сырья (5-ый фактор, 17 %). Устранение негативного влияния указанных факторов позволит на 90 % решить рассматриваемую проблему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: