ПРАКТИКУМ
по учебной дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
для бакалавриата 080200 «Менеджмент» и
221400 «Управление качеством»
ИЗДАТЕЛЬСТВО
САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИСТЕТА
2014
Практикум по учебной дисциплине «Управление качеством» для бакалавриата 080200 «Менеджмент» / Общая редакция д-ра экон.наук,проф. Е.А. Горбашко.- СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
Практикум по учебной дисциплине «Управление качеством» для бакалавриата 080200 «Менеджмент» и 221400 «Управление качеством» предназначен для студентов I и III курсов дневной, вечерней и заочной форм обучения.
В практикуме рассматриваются теоретические и методические подходы, необходимые при выполнении заданий по основным темам курса: качество и конкурентоспособность, квалиметрия в управлении качеством, оценка конкурентоспособности, системы управления качеством, методы и средства управления качеством, а также государственное и техническое регулирование в обеспечении качества и конкурентоспособности. Задания в практикуме представлены в виде задач, тестов, кейсов, хозяйственных ситуаций.
Workshop on a subject "Quality Management" for undergraduate 080200 "Management" and 221400 "Quality Management" is designed for students I and III courses daytime, evening and correspondence courses.
The workshop examines the theoretical and methodological approaches under required when performing tasks on the main themes of the course: the quality and competitiveness, qualimetry in quality management, competitiveness assessment, quality management systems, methods and tools of quality management, as well as state and technical regulations to ensure the quality and competitiveness. Job in the workshop are presented in the form of tasks, test cases, economic situations.
Авторы-составители: д-р экон. наук, проф. Е.А. Горбашко
д-р экон. наук, проф. В.В. Бузырев
д-р экон. наук, доцент Т.И. Леонова
д-р. экон. наук, доцент Л.Е.Скрипко
д-р экон. наук, доцент К.М. Туманов
канд. экон. наук, доцент С.К.Розанова
канд. экон. наук, доцент Т.Г. Стефанова
канд. экон. наук, доцент Н.Ю. Четыркина
канд. экон. наук, доцент А.А. Бонюшко
канд. экон. наук, доцент А.А.Семченко
ассистент А.Г.Жукова
соискатель А.Ю.Кособоков
Рецензенты: д-р экон. наук, проф. В.А.Титов
канд. экон. наук, доц. П.И. Тишков
Издательство
Санкт- Петербургского
государственного
экономического
университета, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
| Тема 1. Качество и конкурентоспособность……………………....... | 4 |
| Тема 2. Квалиметрия в управлении качеством................................... | 6 |
| Тема 3. Оценка конкурентоспособности............................................. | 11 |
| Тема 4.Системы управления качеством.............................................. | 18 |
| Тема 5. Инструменты и технологии управления качеством.............. | 23 |
| Тема 6. Экономическое управление качеством.................................. | 33 |
| Тема 7. Государственное регулирование качества и безопасности продукции.............................................................................................. | 37 |
| Тема 8. Техническое регулирование в обеспечении качества и подтверждение его соответствия......................................................... | 42 |
| Тема 9. Стандартизация как нормативное условие обеспечения качества и конкурентоспособности..................................................... | 45 |
| Тема 10. Сертификация и подтверждение соответствия в обеспечении безопасности и качества продукции......................................... | 47 |
| Библиографический список.................................................................. | 50 |
ТЕМА 1. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Задание 1.1
Выберите правильный вариант ответа:
1. Какие существуют формы конкуренции?
а) предметная и функциональная;
б) простая и расширенная;
в) дифференциальная и смешанная.
2. Предметная форма конкуренции:
а) конкуренция между товарами различных отраслей, удовлетворяющих различные потребности;
б) конкуренция между товарами – аналогами;
в) конкуренция между фирмами.
3. Функциональная форма конкуренции заключается в …
а) продаже товаров по ценам наиболее низким, чем цены конкурентов;
б) вовлечении в конкурентную борьбу товаров различных отраслей, удовлетворяющих одну и ту же потребность;
в) продаже товаров, отличающихся по каким-либо особенностям, уровню качества.
4. В чем состоит отличие предметной и функциональной конкуренции:
а) предметная конкуренция- это конкуренция между товарами – аналогами, одной фирмы; функциональная конкуренция охватывает товары фирм – конкурентов, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но в разных вариантах;
б) предметная конкуренция (межфирменная) - это конкуренция между товарами – аналогами, изготовленными в различных модификациях и отличающимися по цене; функциональная конкуренция (межотраслевая) – это конкуренция между товарами различных отраслей, удовлетворяющих одну и ту же потребность, но различными способами;
в) предметная конкуренция – это конкуренция между товарами, функциональная конкуренция – это конкуренция между услугами.
5. Назовите две основные группы методов конкуренции:
а) ценовые, неценовые;
б) свободные, монополистические;
в) простые, сложные.
6.Ценовая конкуренция предполагает:
а) продажу товаров по ценам более низким, чем цены конкурентов;
б) продажу товаров по ценам более высоким, чем цены конкурентов;
в) повышение качества товаров.
7. Неценовая конкуренция предполагает:
а) отличительные особенности товаров по сравнению с товарами- аналогами по неценовым элементам: качеству, предоставлению послепродажного сервиса, наличию сертификата и т.д.;
б) применение методов ценовой дискриминации;
в) использование демпинговой политики.
8. Какой из методов конкуренции предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем цены конкурентов?
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) ни та, ни другая.
9. Что такое конкурентоспособность продукции?
а) способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции;
б) способность удовлетворять общепринятые нормы (требования);
в) способность удовлетворять требования потребителя.
10. Какие элементы составляют конкурентоспособность продукции?
а) конкурентный рынок;
б) качество продукции, цена потребления, организационно-коммерческие условия;
в) рынок, покупатель, продавец.
11.Цена потребления включает в себя:
а) себестоимость и прибыль;
б) себестоимость, налоги, остаточную прибыль;
в) продажную цену и затраты на эксплуатацию.
12.Наиболее конкурентоспособен тот товар, у которого:
а) минимальная цена продажи;
б) минимальная цена потребления;
в) минимальные расходы, связанные с потреблением (эксплуатацией).
13. Под качеством понимается:
а) целостная совокупность потребительских свойств продукции, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления;
б) степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования;
в) совокупность характеристик продукции, соответствующих требованиям нормативных документов.
14. Что понимается под конкурентоспособностью предприятия:
а) реальная или потенциальная способность проектировать, производить и сбывать на рынке товары, которые по ценовым и неценовым факторам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента;
б) наличие у фирмы капитала большего, чем у конкурента;
в) наличие у фирмы подготовленных кадров.
ТЕМА 2. КВАЛИМЕТРИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
Задание 2.1.
Исходные данные
У пользователя имеется электроизмерительный прибор (базовый). Возникла необходимость замены этого прибора более совершенным. Имеются три новых прибора, выполняющих аналогичные функции (табл. 1).
Таблица 1
| Показатели | Базовый прибор (Б) | Новые приборы | ||
| Н1 | Н2 | Н3 | ||
| Быстродействие измерений, сек.-1 | 105 | 1,5х105 | 1,5х105 | 1,3х105 |
| Погрешность измерения, % | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Наработка на отказ, ч. | 3000 | 4050 | 3100 | 2400 |
| Потребляемая мощность, Вт | 100 | 80 | 120 | 130 |
| Габаритные размеры, мм | 300х200х100 | 285х185х85 | 290х190х90 | 265х170х75 |
При этом прибор Н1 по погрешности измерения не отличается от базового: прибор Н2 уступает базовому по потребляемой мощности; прибор Н3 – по наработке на отказ и потребляемой мощности.
Если прибор используется в производственных условиях для контроля параметров выпускаемой продукции (массовое или серийное производство), пользователя в первую очередь интересует его быстродействие (см. табл.2). Если прибор используется для точных измерений в лаборатории, на первое место по значимости выйдет погрешность измерения (см. табл. 2). При этом относительные показатели качества новых приборов идентичны представленным в табл. 3.
Таблица 2
Расчет обобщенных показателей технического уровня приборов, используемых в производственных условиях
| Показатели | Коэффициент весомости (mi) | Относительные показатели приборов (qi) | Взвешенное значение miqi по приборам | ||||
| Н1 | Н2 | Н3 | Н1 | Н2 | Н3 | ||
| Быстродействие измерений, сек.-1 | 0,5 | 1,5 | 1,5 | 1,3 | |||
| Погрешность, % | 0,1 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | |||
| Наработка на отказ, ч. | 0,2 | 1,35 | 1,03 | 0,8 | |||
| Потребляемая мощность, Вт | 0,1 | 1,25 | 0,83 | 0,77 | |||
| Габаритные размеры, мм | 0,1 | 1,34 | 1,21 | 1,775 | |||
| Обобщенный показатель | |||||||
Таблица 3
Расчет обобщенных показателей уровня приборов,
используемых для точных лабораторных измерений
| Показатели | Коэффициент весомости, т; | Взвешенное значение по приборам | ||
| Н1 | Н2 | Н3 | ||
| Быстродействие измерений, сек.-1 | 0,1 | |||
| Погрешность, % | ||||
| Наработка на отказ, ч. | 0,5 | |||
| Потребляемая мощность, Вт | 0,2 | |||
| Габаритные размеры, мм | 0,1 | |||
| Обобщенный показатель | ||||
Задание
Определите:
1. Взвешенное значение показателей (miqi) по приборам и результаты запишите в таблицы 3 и 4 с учетом интересов потребителей.
2. Обобщенный показатель технического уровня с учетом того, какие технические характеристики интересуют пользователя в первую очередь с учетом коэффициента весомости.
3. Обобщенный показатель технического уровня без учета весомости показателей по формуле (4).
4. Сделайте краткие выводы о лучших приборах в зависимости от ситуации.
Задание 2.2.
Исходные данные
В таблице представлены единичные показатели качества кокса, соответствующего ГОСТ 5.1261-72, и кокса фирмы «Apple Frodingem», применяемого в Великобритании в доменном процессе.
Таблица
| № п/п | Показатель качества кокса | Базовые значения показателей качества кокса английской фирмы (Р, %) | Значение показателей качества кокса в соответствии с требованиями ГОСТ 5.1261-72 (%) | Коэффициент весомости (в баллах)* |
| 1. | Содержание серы | 1,2 | 0,7 | -20,0 |
| 2. | Зольность | 9,8 | 11,0 | -2,0 |
| 3. | Показатель истираемости | 9,8 | 8,0 | -3,0 |
| 4. | Показатель дробности | 70,0 | 178,0 | +1,3 |
*Примечание. Знак «-» означает ухудшение качества, знак «+» - улучшение качества. В данном случае применен экспертный метод определения параметров (коэффициентов) весомости показателей качества продукции в соответствии с требованиями отраслевых стандартов для однородных групп (видов) изделий.
Задание
Оцените уровень качества кокса, значения основных показателей качества которого соответствует требованиям ГОСТ 5.1261-72. За базовый образец примите используемый в Великобритании в доменном процессе кокс фирмы «Apple Frodingem».
Уровень качества оцениваемого кокса определяется по формуле:
У =
,
где V(Vбаз ) -суммарный комплексный показатель, учитывающий весомость каждого из единичных (абсолютных или удельных) показателей свойства кокса, соответственно по ГОСТ 5.1261-72 и кокса английской фирмы «Apple Frodingem».
Задание 2.3.
Исходные данные
В таблице приведены данные для оценки согласованности мнений экспертов.
Таблица
| Номер объекта экспертизы | Оценка экспертизы | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 |
| 2 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 |
| 3 | 5 | 6 | 5 | 3 | 3 |
| 4 | 9 | 11 | 10 | 8 | 10 |
| 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 |
| 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 |
| 7 | 7 | 8 | 8 | 11 | 7 |
| 8 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| 9 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 |
| 11 | 11 | 10 | 9 | 9 | 11 |
Задание
Определите степень согласованности мнения экспертов.
Рекомендуемый ход решения:
1. Оцените ранги.
2. Рассчитайте отклонения рангов от среднего.
3. Рассчитайте квадрат отклонений.
4. Оцените среднеарифметическое число рангов.
5. Определите сумму квадратов отклонения от среднего.
6. Определите величину коэффициента конкордации.
Задание 2.4
Исходные данные
В таблице приведены показатели, характеризующие качество университетов А, Б, В и сводные показатели, характеризующие качество университетов данного профиля.
Таблица
| Показатели | А | Б | В | Средние |
| Доля докторов наук, профессоров в общей численности профессорско- преподавательского состава, % | 17,4 | 15 | 7 | 8,5 |
| Доля преподавателей с учеными степенями и/или званиями,% | 85 | 60 | 40 | 52 |
| Количество учебников с грифом УМО[1], учебных пособий, подготовленными преподавателями университета (на 100 преподавателей) | 3 | 1,5 | 0,4 | 0,56 |
| Количество монографий (на 100 преподавателей) | 4,5 | 3 | 0,2 | 1,1 |
| Объем НИР на одного преподавателя (тыс.руб.) | 10 | 5 | 3 | 2,1 |
| Число аспирантов на 100 студентов | 6,5 | 4,2 | 1,3 | 1,73 |
Определить уровень качества каждого из университетов, построив циклограммы («паутины качества») и рассчитав их площадь.






