Задачи выбора поставщика

 

Решение задач логистики зачастую осуществляется на основе неформализуемой, качественной информации. При этом эффективность решения зависит от лица, принимающего решение, и базируется на оценках большого числа критериев. В этих условиях в решении задач логистики целесообразнее использовать методы экспертных оценок и модели многокритериального выбора.

Рассмотрим эти методы на примере задачи выбора поставщика предприятия.

Пусть выбор поставщика руководителем предприятия (отдела логистики) осуществляется на основе анализа значений критериев, такие как:

– цена товара,

– качество товара,

– привлекательность форм оплаты,

– ограничения по объему поставки,

– надежность (гарантированность) поставки,

– финансовое состояние поставщика,

– доступность (территориальная) поставщика,

– номенклатура товаров поставщика,

– оперативность оформления поставок и др.

Каждый из этих критериев имеет свою шкалу оценок и значимость в решении выбора поставщика, причем некоторые критерии слабоформализуемы (измеримы). К ним можно отнести (из вышеприведенного перечня) «качество товара», «привлекательность форм оплаты», «финансовое состояние поставщика» и др. Для принятия относительно независимого от конкретного специалиста решения необходимо определить уровень значимости каждого фактора методом экспертных оценок.

Для каждого критерия , j -м экспертом определяется его оценка , , где – число экспертов, привлекаемые для оценки значимости i -го эксперта. Значения  изменяются в интервале [ a;b ] – рейтинговая шкала, например [0;100]. Значимость (вес) каждого критерия определим по формуле:

 

,  (3.1)

 

. (3.2)

 

Значения  лежат в интервале [0;1] и . Возникающие в процессе проведения экспертного опроса (компетентность экспертов, согласованность мнений экспертов, число экспертов и др.) решаются общими методами по проведению экспертного опроса и формирования оценок (весов) критериев.

При известных весах критериев  необходимо определить (выбрать) поставщика товара из М вариантов. Некоторые из критериев достаточно точноизмеримы, например, «цена товара», «номенклатура товаров поставщика» и др. Выделим две категории критериев: количественные (измеримые) и качественные (неизмеримые).

Для качественных критериев определим одинаковую рейтинговую шкалу [a;b], а количественные критерии приведем к данной шкале по следующему алгоритму:

Для i -го количественного критерия определим

 

 , где j=1, 2, …, М, (3.3)

 

, где j=1, 2, …, М, (3.4)

 

где  - значение i -го критерия у j -го поставщика.

Определяем рейтинговую оценку i -го критерия на шкале [a;b] для поставщика j по следующей формуле:

 

. (3.5)

 

При известных рейтинговых оценках  вычислим итоговые рейтинги поставщиков.

 

. (3.6)

 

Выбирается поставщик с максимальным рейтингом, т.е. номер

 

. (3.7)

 

Рассмотрим выбор поставщика на примере из 4-х критериев:

– цена товара (количественный критерий), Ц,

– привлекательность форм оплаты (качественный критерий), П,

– финансовое состояние поставщика (количественный критерий), Ф,

– номенклатура товаров поставщика (количественный критерий, Н.

Оценки  экспертами по двадцатибальной шкале и расчет весов  приведены в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1

Оценки экспертов и расчет весов

пп

Критерий

Оценка экспертов, xij

1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Цена товара, Ц, руб 7 8 5 8   4 7,25 0,169
2 Привлекательность форм оплаты, П, баллов   8 12 14 10 4 11,00 0,256
3 Финансовое состояние поставщика, Ф, баллов 12 14 15 13 16 5 14,00 0,326
4 Номенклатура товаров поставщика, Н, ед   10 8 14   3 10,67 0,249
  Сумма             S =42,92 1,000

 

Пусть требуется выбрать наилучшего поставщика из пяти поставщиков по данным, представленным в табл. 3.2 (строка 1-5).

 

Таблица 3.2

Выбор поставщика

 

 

№ пп

Критерии

Ц

П

Ф

Н

Gj

Поставщик

№1

1

145

8

9

18

 

№2

2

95

4

4

24

 

№3

3

125

7

4

10

 

№4

4

110

3

6

46

 

№5

5

130

6

4

35

 

6

95

3

4

10

 

7

130

8

9

46

 

Рейтинги поставщиков, g ij

№1

8

10

10

10

3

 

№2

9

1

2,8

1

4,5

 

№3

10

6,4

8,2

1

1

 

№4

11

3,7

1

1,6

10

 

№5

12

7,3

6,4

1

7,25

 


13

0,169

0,256

0,326

0,249

 

Расчет рейтинга поставщиков, aigij

№1 14

1,690

2,560

3,260

0,747

8,257
№2 15

0,169

0,717

0,326

1,121

2,332
№3 16

1,082

2,099

0,326

0,249

3,756
№4 17

0,625

0,256

1,500

2,490

4,871
№5 18

1,234

1,638

0,326

1,805

5,003
                         

 

Расчеты по формулам (3)–(7) представлены в таблице (3.2):

формулы (3)–(4) в строках 6 и 7, соответственно,

формула (5) в строках 8–12,

формула (6) в строках 14–18 с итогами в последней графе.

Наилучший поставщик выбирается по наибольшему значению Gj представленные в последнем столбце строк 14–18 (формула 7).

Для поставки товара на предприятие выбирается поставщик №1.

На практике, как правило, значения  известны (задаются) на определенный период неизменными. Расчеты по формулам (3)–(7) (таблица № 2) могут выполняться при каждом выборе поставщика.

В приведенном выше примере все критерии, которые используются для оценки значимости поставщика имеют одинаковые веса, т.е. «доступность поставщика» и «цена товара» имеют равные «права» в определении поставщика. Но на практике такой подход реже используется и оправдан при нескольких критериях, для которых веса (значимость) труднооцениваемы. Чаще требуется сопоставлять критерии с достаточно разной степенью ответственности в обеспечении деятельности предприятия, последствиями в обеспечении его конкурентоспособности.

Для получения адекватных результатов необходимо используемые критерии упорядочить по значимости, весам и рангам в соответствии с целями, миссией и стратегией предприятия. Тогда веса критериев  не удовлетворяют условию  и расчеты по формулам (1)–(2) не требуются.

 

Задание 3.1 По значениям оценки критериев экспертами, представленные в табл. 3.3, определить наилучшего поставщика товаров предприятия для четырех произвольно выбранных поставщиков из табл. 3.4. В качестве шкалы рейтинга поставщиков выбрать отрезок 

 

Таблица 3.3

Оценка критериев экспертами по 20-ти бальной шкале

 

п/п

Критерий

Оценки экспертов

1 2 3 4 5 6 7
1 Цена товара   11 5 7 15 8 9
2 Качество товара 7 15 12 14 15 9 7
3 Формы оплаты 9 12 4 3 4    
4 Ограничения в поставках 11   15 8 9 13 17
5 Надежность поставок 17 18 17 18 16 17 20
6 Финансовое положение 17 17   18 16 18  
7 Доступность 6 13 18 16      
8 Номенклатура товаров 16   15 17 16 16 18
9   Оперативность оформления   18 13 18 18 13 16

 

Таблица 3.4

 Оценка критериев поставщиков

 

п/п

Критерий

Поставщики

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Цена товара 250 260 280 280 270 280 240 220 240 230
2 Качество товара 11 18 12 12 14 10 19 11 12 14
3 Формы оплаты 14 5 10 14 10 6 13 16 10 12
4 Ограничения в поставках 11 10 14 16 17 8 11 13 8 9
5 Надежность поставок 6 8 3 4 3 9 4 5 9 4
6 Финансовое положение 86 82 86 72 91 71 82 87 63 92
7 Доступность 12 3 18 7 7 9 4 18 14 9
8 Номенклатура товаров 690 620 620 800 660 660 620 970 970 840
9 Оперативность оформления 18 13 12 12 10 15 11 13 13 16

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: