Образцы заданий к практической части экзамена

1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

а) УЧЕТ (табличка на двери магазина)

б) АПРЕЛЕВКА (вывеска на здании железнодорожной станции)

в) Равносторонний прямоугольник называется квадратом. (из учебника)

г) Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам)

д) Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович. (учитель, входя в класс)

е) Чтоб я этого больше не слышал!

ж) Не бросайтесь словами: соблюдайте технику безопасности!

 

2. Укажите фонетические процессы.

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга. (А. Пушкин)

3. Проанализируйте звуковой состав приведенных далее слов и поместите их в соответствующей графе таблицы.

 

диэреза эпентеза метатеза протеза гаплология

СОЛНЦЕ, ЛЕВОНТИЙ (ср. лит. Леонтий), прост. ВОСТРЫЙ (ср. лит. острый),  РОГ, ЛЕСТНИЦА, прост. ТВЕРЁЗЫЙ (ср. трезвый), прост. РАДИВО (ср. лит. радио), БРАТЬСЯ, ЧУВСТВО, СТОЛБ, СНИТСЯ, ЗНАМЕНОСЕЦ (ср. старое – знаменоносец), чукот. ТААК (из рус. табак), энецк. ТОЛ (из рус. стол, УРУБАКА (из рус. рубаха)

4. Что объединяет слова в каждой из приводимых далее парадигм?

a) невежа – невежда, узы – узлы

b) носить, ноша, перенести, носильщик, носилки, поднос

c) учитель, писатель, мечтатель, мучитель, грабитель, губитель

d) джем, джемпер, джинсы, футбол, маркетинг, холдинг

e) блок (механизм) – блок (политическая группировка)

f) боярин, князь, дружина, карета, соха

g) дерево, лист, ветвь, расти, рубить, дрова, лес, древесина, дровосек

h) большой, огромный, громадный, гигантский, исполинский, колоссальный

i) дерево, ель, осина, кедр, ракита

j) хворать, разгильдяй, невзначай, пара (оценка), провалться (на экзамене)

 

5. Найдите слова, употреблённые в переносном значении, определите тип переноса.

 

тёплое участие, слава гремит, догорела заря, вертеть колесо, дождь цветов, драгоценный металл, аудитория вышла

6. Определите тип омонимии.

Лук (растение) – лук (оружие), быстрый плот – зрелый плод, парить ноги – парить в небе, выборная кампания – дружная компания, вид (внешность) – вид (разновидность)

7. Определите грамматическое значение и способы его выражения.

я – мы, видеть – видела, срезать – срезать, япон. jama-jama (горы), англ. foot – feet, child – children, sing – sang – sung, a cat – the cat, desk – desks, the act – to act

8. Укажите способ словообразования.

совбез (Совет безопасности); мобильный телефон → мобильный; звонить → дозвониться, вечнозеленый; КВН

Критерии оценки ответа студента на экзамене:

Оценка «отлично» предполагает полное и логичное, не отклоняющееся от темы изложение теоретических вопросов, грамотное использование лингвистических терминов, теоретическое и фактическое обоснование избранной точки зрения, использование самостоятельно подобранных языковых иллюстраций как родного, так и изучаемого иностранного языка. Указанные в экзаменационном билете термины определены безошибочно. Решение лингвистической задачи носит аргументированный характер. Тесты промежуточного контроля выполнялись на «хорошо» и «отлично». 

Оценка «хорошо» ставится при условии лаконичного, четкого, не отклоняющегося от темы изложения теоретических вопросов, достаточно грамотного использования лингвистических терминов, умения иллюстрировать теоретические положения примерами родного языка, правильного решения лингвистической задачи. Указанные в экзаменационном билете термины определены безошибочно (за исключением 1-2). Тесты промежуточного контроля выполнялись на «хорошо» и «удовлетворительно». 

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если ответ студента носит неполный, непоследовательный, фрагментарный характер, лингвистическая терминология используется неграмотно, иллюстрация теоретических положений обозначенных вопросов отсутствует (либо иллюстративный материал совпадает с лекционным), лингвистическая задача выполнена частично. Студент не способен дать дефиницию указанным в экзаменационном билете терминам или определяет их частично. Тесты промежуточного контроля выполнялись на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». 

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии отказа студента отвечать на теоретические вопросы, либо в том случае, если студент не способен его изложить последовательно и лингвистически грамотно, решает лингвистическую задачу неверно или отказывается от ее выполнения. Указанные в экзаменационном билете термины не определены. Тесты промежуточного контроля выполнялись на «неудовлетворительно». 



Методическое издание

 

Введение в языкознание

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование

Профиль подготовки: Иностранный язык (английский язык)

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Автор-составитель:

 

ТетерлеваЕлена Валерьевна

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать 06.06.2011. Формат 60х90 1/16

Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе

Усл. печ. л.  2,9 с.

Тираж 25 экз.

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

 

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: