Расчёт элементов транспортных развязок

Независимо от конструкции транспортной развязки её основными элементами являются:

- ширина проезжей части, обочин и земляного полотна пересекающихся или примыкающих друг к другу дорог;

- ширина проезжей части и земляного полотна съездов;

- поперечные уклоны проезжей части съездов;

- расчётные скорости для правоповоротных и левоповоротных съездов;

- радиусы круговых кривых в плане для съездов;

- переходные кривые;

- виражи и отгоны виражей;

- длины совмещённых участков;

- размеры переходно-скоростных полос разгона и торможения;

- наибольшие продольные уклоны для съездов;

- наименьшие радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых.

Перечисленные элементы являются исходными данными для дальнейшего конструирования развязки и определяются путём расчёта или прямого нормирования соответствующих нормативных документов. В пояснительной записке последовательно приводится расчёт или назначение основных элементов транспортной развязки с обоснованием исходных данных расчёта или условий принятия отдельных величин.

 

Назначение расчётной скорости на правоповоротных и левоповоротных съездах

Критерием назначения величины расчётной скорости на левоповоротных и правоповоротных съездах является конструкция транспортной развязки, а так же категории пересекающихся или примыкающих друг к другу дорог. Величина расчётной скорости по съездам напрямую влияет на расчёт конструктивных элементов, таких как радиусы круговых кривых в плане и профиле, переходные кривые, поперечные уклоны виражей.

Расчётная скорость принимается исходя из условия обеспечения максимальной пропускной способности транспортной развязки при грузовом движении. Поэтому для определения оптимальных скоростей движения на съездах рассматриваются особенности поведения грузовых автомобилей при заданных режимах движения. В соответствии с рекомендациями СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» расчётная скорость на левоповоротных и правоповоротных съездах назначается по таблице 6.1.

 

Таблица 6.1

Расчётные скорости для левоповоротных и правоповоротных съездов

Категория автомобильной дороги Левоповоротные съезды, не менее км/ч Правоповоротные съезды не менее км/ч
I 50 80
II 50 80
III 40 60

 Величина скорости применяемой в дальнейших расчётах должна быть переведена в м/с.

Значение расчётной скорости в данной таблице приведены для нормальных условий проектирования типовых конструктивных схем пересечений или примыканий. Для транспортных развязок индивидуального проектирования значения расчётных скоростей принимаются исходя из условий расположения транспортной развязки на местности.

Для развязок с параллельным расположением съездов значение расчётной скорости для левоповоротных съездов приравнивается к скорости для правоповоротных съездов.

 

Расчёт радиусов круговых кривых в плане транспортной развязки

    Расчёт минимального радиуса круговой кривой в плане зависит от количества полос движения на съезде. Возможно два случая: однопутный съезд с виражём, или двупутный съезд с двускатным поперечным профилем проезжей части. Для первого случая величина минимального радиуса круговой кривой в плане определяется по формуле:

                                            (6.1)

где:

v – расчётная скорость на съезде, м/с;

g – ускорение  свободного падения, 9,81 м/с2;

iв – величина поперечного уклона виража, %0;

m – коэффициент поперечной силы.

Величина коэффициента поперечной силы m определяет условия движения автомобилей на кривой и принимается в соответствии с таблицей 6.2.

 

Таблица 6.2

Значения коэффициента поперечной силы

Условия движения автомобиля по кривой Величина коэффициента поперечной силы m
Комфортный проезд, свободные условия проектирования транспортной развязки 0 < m £ 0,2
Обеспечение устойчивости автомобиля на кривой, стеснённые условия проектирования транспортной развязки 0,2 < m £ 0,6

 

Поперечный уклон виража iв назначается для I – III дорожно-климатических зон не более 40%0. Превышение величины поперечного уклона возможно для области проектирования развязки с незначительным периодом гололёдообразования, то есть для IV, V дорожно-климатических зон. Знак «+» в формуле применяется при уклоне виража направленным внутрь круговой кривой, знак «-» – наружу от центра круговой кривой, то есть в случае обратного уклона виража.

    Для второго случая, двупутного съезда с двускатным поперечным профилем проезжей части минимальный радиус круговой кривой в плане определяется по формуле: 

                                             (6.2)

где:

- перечный уклон проезжей части двупутного съезда, принимается 20%0.

Значение радиуса круговой кривой съезда в плане определяется для каждой назначенной расчётной скорости движения по съезду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: