Результаты изучения мотивации учения

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

учебно-методическое пособие

Направление подготовки – 44.04.01 Педагогическое образование

 

Оренбург – 2018

УДК 

ББК 

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «ОГПУ», протокол №___ от 21.11.2018 г.

 

Рецензенты:

Тавстуха Ольга Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Челпаченко Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

А.49 Образовательные технологии: учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Образовательные технологии» для магистрантов направления 44.04.01 Педагогическое образования, 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), Л.В. Меркулова, А.Н. Ксенофонтова, Т.Н.Крисковец, А.В.Леденева. А.П.Еремина; Мин-во образования и науки РФ, Оренб.гос. пед. ун-т.- Оренбург:Изд-во ОГПУ, 2018.- 312 с.

 

 

© ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….  
   
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………...  
  1.1 Образование в современном мире 1.2 Постнеклассическая дидактика как новая логика построения образовательного процесса 1.3 Изменение архитектуры образовательного процесса в школе 1.4 Требования к современным образовательным технологиям в рамках ФГОС 1.5 Проектирование образовательных технологий Фонд оценочных средств 11     17  
ГЛАВА II. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 49
2.1 Технологии интенсификации познавательной деятельности обучающихся Технология развития критического мышления Технология проблемного обучения Проектные технологии Кейс-технологии Технология модульного обучения Технологии игромоделирования(квест-технологии, технологии деловой игры) Технологии обучения в партнерстве (корпоративного обучения) Информационные технологии обучения (SMART- технологии, технологиисмешанного обучения (blended learning) Коммуникативные технологии обучения  (диалоговые технологии, технология «дебаты») Фонд оценочных средств   2.2 Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса Технология повышения мотивационного потенциала образовательной среды Технология развития рефлексивной культуры Технология организации самостоятельной работы Технология организации индивидуального образовательного маршрута Технологии оценки результатов деятельности (технология формирующего оценивания, портфолио, бально-рейтинговая технология оценки знаний) Технологии сопровождения (коучинга, тьюторства, модерации, фасилитации, командного управления) Фонд оценочных средств 2.3 Технологии организации научно-исследовательской деятельности Технология сопровождения научно-исследовательской деятельности Технология написания научной статьи Технологии проведения диссертационного исследования Фонд оценочных средств     51     55     62
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 217

ВВЕДЕНИЕ

Динамичность и прогрессивность социокультурных, политических, экономических процессов современного общества определяют необходимость обновления цели, задач и содержания подготовки будущих педагогов, способных активно действовать в различных областях социальной и образовательной практики, эффективно реализовывать профессиональные компетенции, трудовые действия в соответствии с проектом профессионального стандарта. Значительную роль в профессиональной подготовке будущего учителя согласно Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций играют современные образовательные технологии как  запрограммированный процесс взаимодействия субъектов образования, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели - формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления, определенных отношений.

Дисциплина «Образовательные технологии» относится к базовой части блока Б1. Ее цель - в содействии становлению базовой профессиональной компетентности магистранта на основе формирования готовности к развитию технологических и организационных умений разработки образовательного процесса в школе.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистрантов системы знаний о теоретических основаниях и практических механизмах научного проектирования образовательного процесса в учебных заведениях и современных концепций построения обучения в школе; о теоретических характеристиках, сущности современных образовательных технологий и методиках оценки их эффективности, об условиях и факторах, определяющих особенности применения той или иной современной технологии обучения в образовательном процессе школы.

Процесс изучения дисциплины «Образовательные технологии» направлен на формирование элементов следующих компетенций:

Общепрофессиональных:

ОПК-2 – готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач

ОПК-3 – готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и с социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия

Профессиональных:

ПК-6 – готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Владеть:

- навыками систематизации, обобщения и анализа лучших образовательных практик (ОПК-2)

Уметь:

- применять креативные формы обоснования инновационной технологии (ПК-6)

Знать:

- методы, технологии и стратегии организации взаимодействия и руководства в образовательном процессе (ОПК-3)

В учебно-методическом пособии «Образовательные технологии» представлены структура и содержание дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.


 

 
  ГЛАВА I  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Образование в современном мире

2. Постнеклассическая дидактика как новая логика построения образовательного процесса

3. Изменение архитектуры образовательного процесса в школе

4. Требования к современным образовательным технологиям в рамках ФГОС

5. Проектирование образовательных технологий

6. Фонд оценочных средств


1. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


ГЛАВНОЕ: 1. Основные тенденции мирового образования. 2. Новые характеристики растущего человека цифровой эры 3. Качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка:

 

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. Ведущей тенденцией мирового развития, обусловливающей существенные изменения в образовании, является переход к постиндустриальному, информационному обществу, сущностной основой которого выступает инновационный путь развития. Последние десятилетия фактически все основные сферы общественной практики – экономика, культура, техника, политика – характеризуются инновационными преобразованиями. Инновации кардинально изменяют всю систему отношений человека с миром и чрезвычайно ускоряют темп социального развития, углубляют противоречие между темпами общественного и индивидуально-личностного развития. В современном информационном обществе на протяжении жизни одного человека осуществляется несколько циклов различных технологических и информационных революций. Ускорение темпов развития общества ставит кардинальные вопросы перед сферой образования, актуализирует поиски путей и средств подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Традиционная школа, ориентированная на трансляцию предметных знаний и умений, на подготовку людей к жизни в относительно стабильных общественно-экономических условиях, неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Современное образование с необходимостью должно переопределить свои цели, модернизировать содержание образования и образовательные технологии.

Расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. В последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни3. При этомобразованностьрассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для профессионалов несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.
Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.

Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Интеллектуализация всех сфер жизни современного человека. В постиндустриальном мире изменилось главное – предназначение школы. Национальная система образования уже не может ограничиться воспроизводством элиты с помощью пирамидальной структуры селекции и отбора одаренных детей. Вместо этого стоит задача качественного и доступного массового образования. Только при условии создания по сути элитного образования для всех нация может занять достойное место в международной конкуренции.

Известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии А. Тоффлер в своей книге «Футурошок» называет происходящие в образовании изменения «новой революцией в образовании». Массовое образование, пишет А. Тоффлер, было гениальным изобретением, сконструированным индустриализмом для создания того типа взрослых, который ему требовался. Сама идея собирания масс учащихся (сырья) для воздействия на них учителей (работников) в централизованно расположенных школах (фабриках) была достижением индустриального гения (Я.А. Коменского). В итоге «молодые люди, проходившие через эту образовательную машину, вливались в общество взрослых, структура которого в области работы, ролей и учреждений имела сходство со школой. Ученик не просто запоминал факты, которые он мог использовать позже, он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстояло жить в будущем». Таким образом, продолжает А. Тоффлер, «внутренняя жизнь школы становилась зеркалом, отражением индустриального общества». И наиболее совершенным ее инструментом были «самые критикуемые черты сегодняшнего образования – строгая регламентация жизни, пренебрежение индивидуальностью, жесткие схемы принадлежности к какому-то месту, группе, рангу или сорту, авторитарная роль учителя» и т. д.
Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Главное условие инновационного развития общества – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры Наиболее эффективным источником добавленной стоимости становится организационный капитал: способность принимать управленческие решения, организовывать финансовые потоки и технологические цепочки.

Способности к личностному и профессиональному самоопределению, к самообразованию и саморазвитию становятся необходимыми качествами современного человека. Понимание этой тенденции обусловливает интенсивное, опережающее развитие как общего образования, так и профессионального образования, изменения в системе повышения профессиональной квалификации и переподготовки кадров, рост профессиональной мобильности взрослого населения.

В современном обществе, которое, как уже отмечалось, характеризуется чертами постиндустриального, открытого, информационного общества, благополучие каждого человека определяется наличием мотивации и способности учиться на протяжении всей жизни, действовать в ситуации неопределенности, овладевать знанием, полученным при беспрепятственном доступе к информации и наличии умений с ней работать[87]. Результаты участия российских школьников в сравнительных международных исследованиях по оценке качества образования в области естественнонаучных и математических дисциплин (TIMSS), уровня грамотности чтения (PIRLS), учебных результатов учащихся (PISA) [88], свидетельствуют о том, что большая часть выпускников школ не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни на уровне тех требований, которые предъявляются обществом.

В настоящее время образование сопровождает человека в целостности его жизненного пути; существенно изменились процессы приобретения и передачи знаний, когда значимость фактологических знаний уменьшилась, а готовность и способность разбираться в сложных системах на основе этих знаний возросла; возросла значимость таких качеств личности человека, как

-  способность быстро ориентироваться в изменяющемся мире,

- способность быстро осваивать новые знания и новые области профессиональной деятельности,

- умение находить общий язык с людьми разных культур и т. п.,

- то есть качества, связанные с ключевыми компетенциями человека.

Международные исследования 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годов - показывают, что увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.

В последние годы все более становится заметна тенденции дифференциации школ по качеству образования; увеличение разрыва между успешными и неуспешными школьниками.

Возникают новые характеристики растущего человека цифровой эры, которые вступают в противоречие с формами жизненных практик, традиционно транслируемых школой:

- проводят большую часть времени в сети Интернет;

- не делают различия между жизнью в сети и жизнью вне её;

- виртуозно осуществляют взаимодействие с информацией;

- используют сетевое пространство для решения разных проблем;

- для них характерны своеобразные механизмы идентичности, восприятия референтной группы

- переструктурирование восприятия под влиянием компьютерной реальности;

- развиваются новые массовые «умелости», происходит культуризация новых способов поиска информации;

- формируется полилингвистическое сознание;

- появляются новые основания (следствие биоинженерии) для зависти, конкуренции, социальной категоризации; 

- массово развивается мелкая психомоторика.

Степень реальных изменений исторической ситуации, как отмечает в своих исследованиях Д.И. Фельдштейн,   объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка:

-

Давид Иосифович Фельдштейн (1929 - 2015) … «Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!»    
маркетизацию, этику рынка, усиливающие ориентацию детей на потребление и формирующие консьюмеристскую позицию молодого поколения;

- маргинализацию, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребёнка.

Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены:

- медиакализация - детям ставят диагнозы, которые раньше ставили взрослым;

- повышенный уровень тревожности и страхов;

- повышенная агрессивность, развивающаяся под влиянием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.

В сфере развития отношений детей отмечается фактор мобилизации, предъявления своего взгляда на мир, а также удовлетворение потребности в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своего отношения к миру.

Д.И. Фельдштейн называет следующие значимые изменения в современном ребёнке:

1. снижение энергичности детей,

2. снижение желания активно действовать,

3. беспомощность в отношениях со сверстниками,

4. экранная зависимость снижает концентрацию внимания,

5. обеднение и ограничения общения детей подросткового возраста,

6. возрастает критичность детей ко взрослым,

7. рост явлений одиночества, наблюдается всплеск индивидуализма и др.

8. Несовременное содержание образования, большой объем формального знания, не поддерживаемый практикой или другими предметами.

 Причины, осложняющие отношение к школе

Мотивы, указанные подростками Данные Г. И. Щукиной (1962 г) Данные 2014г.
Неинтересное преподавание 27 % 63 %
Отсутствие дружеских связей в школе 6 % 25 %
Формализм внеурочной деятельности 22 % 23 %
Конфликты с учителями 22 % 56 %
Конфликты с одноклассниками 2 % 29 %
Конфликты с родителями 8 % 19 %
Школа не дает возможности творчески проявить себя 27 %
Не учитываются мои индивидуальные качества 42 %
Неуспех в учебной деятельности 16 % 23 %

Нам чрезвычайно важно понять, что человек, человечество находятся сейчас в более сложном, многохарактерном, качественно изменяющемся, в том числе многополярном и разнородном, мире, где принципиально изменилось социокультурное, информационно-психологическое пространство жизнедеятельности, постоянно испытывающее людей на прочность.

Джон Дьюи (1859 -1952) «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
 Никакие отдельные поправки, отдельные нововведения в образовательный процесс, решение отдельных проблемных ситуаций, исправление и обновление существующих учебников и тем более никакие заимствования конструктов, сформированных в других социальных условиях, не могут реально решить проблемы современного образования в нашей стране. Вопрос стоит не о каких-то дополнениях и даже не о совершенствовании, а о выработке принципиально новой, теоретически глубоко обоснованной концепции образования ХХI века и четкой, тщательно выверенной стратегии его организации, причем в условиях со многими неизвестными

 

2. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА КАК НОВАЯ ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 


ГЛАВНОЕ: 1. Классический период в развитии дидактики. 2. Неклассическое понимание дидактического процесса. 3. Постнеклассическая дидактика как ориентир новой логики построения образовательного процесса. 4. Современная обусловленность изменений Таксономии Блума. 5. Необходимые изменения дидактических ориентиров современного урока.

 

В современном мире существенно изменились процессы приобретения и передачи знаний, когда значимость фактологических знаний уменьшилась, а готовность и способность разбираться в сложных системах на основе этих знаний возросла. Все значимее для успеха в жизни становятся такие качества личности человека, как способность быстро ориентироваться в изменяющемся мире, способность быстро осваивать новые знания и новые области профессиональной деятельности, умение находить общий язык с людьми разных культур и т.п., т.е. качества, связанные с ключевыми компетенциями человека. Эти изменения зафиксированы исследователями в области экономики, общественных и гуманитарных наук и отражают реальные процессы, происходящие во всём мире. Именно эти изменения и обусловили системные изменения школьного процесса обучения. Но проектирование нового образа процесса обучения может быть продуктивным, если оно будет опираться на достижения дидактики.

XX век стал веком расцвета дидактики. На протяжении этого столетия формируется ряд теорий, определивших классические основы построения процесса обучения. Это теории содержания образования, межпредметных связей, дифференциации и индивидуализации обучения, развивающего и программированного обучения, теория школьного учебника и целый ряд других теоретических концептов, которые раскрывают особенности осмысления дидактики на разных этапах развития обществ. Процесс обучения является конкретным появлением педагогического процесса. Сущность процесса обучения в его классическом понимании разработана в

Греческий глагол «didaskein» означает учить, объяснять, доказывать, а также — учиться. Употребленный в XVII в. В. Ратке и Я.А. Коменским в значении отгла­гольного существительного, он был принят во многих европейских странах, сначала означая искусство обучения, т.е. практическую деятельность, а затем постепенно обособляющуюся науку о преподавании-учении. Наряду с дидактикой, появляется термин «конкретная (частная) дидактика», или «методика обучения», обозначающий, как правило, дидактику какого-либо предмета школьного курса. Дидактика в большей степени, чем другие педагогические дисциплины, сформировалась как научная дисциплина. Классический период в развитии дидактики охватывает XVII–XIX вв., когда развивалась педагогическая деятельность таких известных ныне Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, Дж. Локка, К.Д. Ушинского, П.Ф.Каптерева, А.П.Пинкевича, К. Н. Венцеля, В.Н.Сороки-Россинского и других педагогов, с идеями и опытом которых вы уже познакомились в курсе истории образования и педагогической мысли.    
отечественной и зарубежной дидактике 70-90-х годов прошлого века. Среди классиков педагогики необходимо назвать труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, Л.Я. Зориной, Л. Клинберга, В.В.Краевского, И. Марева, И.Я. Лернера, В. Оконя, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной.

Процесс обучения заключается во взаимодействии учителя и ученика и осуществляется в процессе совместной деятельности, которая основана на системе знаний о мире, разнообразных способах деятельности, опыте творческой деятельности и личностном опыте школьников. Процесс обучения может описываться с помощью понятия «учебный процесс», который представляет описание процесса обучения в конкретных обстоятельствах – в конкретном образовательном учреждении в конкретный временной период, то есть при сохранении общих характеристик процесса обучения имеет свои специфические особенности.

Развитие общества и, соответственно, его институтов имеет неравномерный характер, в нем имеются фазы устойчивости (стабильности) и изменчивости (транзитивности). Период транзитивности (изменчивости) развития общества и образования охватывает последние 15 лет прошлого века. В начале 21 века активно стал обсуждаться вопрос о тех новых ценностях, которые могут стать системообразующими в дальнейшем продуктивном развитии общества и образования.

Ключевым моментом является процесс рефлексивного осмысления динамики происходящих изменений.

Классической дидактике уже около 4000 лет. В соответствии с классическими представлениями образование есть процесс и результат обучения; ученик рассматривается преимущественно в качестве объекта обучения, не уделяя внимания его субъектности, не анализируя ценностную сторону обучения и образования.

Пётр Фёдорович Каптерев 19.07.1849 – 7.09.1922 «Когда начинается яростная критика школы, когда все оказываются школьными порядками недовольны, когда начинается искание новых путей в обучении, вот в такое тревожное время и зарождается дидактика».
Классическое понимание педагогики как науки о воспитании делало понимание обучения и образования почти тождественным. Обучение рассматривается как средство воспитания. Цикл усвоения знаний в классической дидактике: объяснение – закрепление - применение

Неклассическая дидактика стала складываться в 90-е годы 20 века, когда в обиход вошло понятие образовательный процесс. Образовательный процесс интегрирует в себе теоретическое и нормативное знаний о практико-ориентированной сущности педагогического процесса как процесса гуманитарного.

Неклассическое понимание учебного процесса привело к его пониманию как образовательного процесса, субъектного характера обучения, роли рефлексии субъектов образовательного процесса, диалоговой сущности познавательного взаимодействия, т.е. обучение стало пониматься как целе - и ценностно ориентированный, диалогический и рефлексивный процесс.

С неклассических позиций процесс обучения есть целенаправленный, ценностно ориентрованный, личностно развивающий процесс освоения знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения для профессионального и культурного самоопределения личности.

Цикл освоения знаний в неклассической дидактике: восприятие – осмысление и понимание – запоминание – закрепление – применение – обобщение – систематизация – рефлексия.

Постнеклассическая дидактика. В начале 21 века активно стал обсуждаться вопрос о тех новых ценностях, которые могут стать системообразующими в дальнейшем продуктивном развитии общества и образования. Новый социокультурный тип личности вступает в противоречие с формами жизненных практик, транслируемых школой, что порождает отчуждение обучающихся от школы и от знаний.

Постнеклассическое понимание дидактического процесса обусловлено осознанием ценностного характера процесса обучения, его человекоразмерностью, что и предопределяет качество образования.

Основополагающее требование постнеклассической дидактики характеризует закономерные связи внутри дидактического отношения как возможность самоидентификации, самоопределения ученика в образовательном процессе.

Основная задача современной школы  - содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире. При этом поддержка и развития ценностно-ориентированного познавательного интереса, в русле которого находятся цели обучения, всегда будет важнейшим, если не ведущим (!) компонентом любой системы обучения. (Л.М.Перминова)
Цикл освоения содержания образования в постнеклассической дидактике: мотивация –понимание – целеполагание – проектирование (выборшкольником учебных заданий, способов и темпов их выполнения) - коммуникация (реализация избранных способов деятельности) – оценка – рефлексия.

Мы сегодня живем уже не в том мире, чем тот, применительно к которому Блум создавал свою Таксономию в 1956 году. В области образования известно многое о том, как учат учителя и учатся учащиеся, а также о том, что преподавание и учение – это значительно большее, чем просто мышление. Оно также включает в себя чувства и убеждения учащихся и учителей, а также социальную и культурную ситуацию в школе.

 

 

Таксономия Блума:

Оригинальная (Bloom, 1956) пересмотренная (Anderson&Krathwohl, 2001)

 

В отличие от версии 1956 года, новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

Уже семь-десять лет тому назад взрослые в своей основной массе потеряли контакты с детьми — им было некогда, им было не до них. Родительская забота проявлялась, в основном, в том, чтобы одеть, накормить, устроить в престижную школу, хороший кружок, то есть забота осуществлялась лишь на потребительском уровне.

Духовная часть отдавалась школе, которая чаще всего апеллировала к чувству долга, обязанности, страху наказания, педагогическому требованию, не оставляющим растущему субъекту права выбора. Основной постулат этого подхода – «детей надо учить тому, что им будет полезно».

Отсюда –недостаток понимания себя и других, недостаток эмпатии, склонность к равнению на сильную авторитарную фигуру, категоричность суждений, опасения по поводу собственного статуса, передающегося новым поколениям в качестве смысловых образований, в значительной мере не осознаваемых. Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечаются признаки цинизма, грубости, жестокости, агрессивности; а за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания растущих детей — тревожности, страха, неуверенности, одиночества.

Средние значения проблемной озабоченности в различных областях жизни у подростков Санкт-Петербурга, в баллах (от 0 до 5)

Области жизненных проблем 1993 г.  N=402 Ранг 1996 г. N=389 Ранг 2002г N=474 Ранг 2008г N=250 Ранг 2012 г. N=331 Ранг
Школа  2.60 7 2.59 5 2.41 5 2.93 1 2.62 2
Будущее  3.17 1 3.16 1 3,01 1 2.79 4 2.56 3
Родительский дом  2.95 2 2.93 2 2,84 2 2.86 3 2.44 5
Взаимоотношения со сверстниками  2.88 3 2.83 3 2,71 3 2.09 8 1.99 8
Свободное время 2.80 4 2.77 4 2,50 4 2.44 6 2.25 7
Взаимоотношения со сверст никами другого пола 2.66 5 2.50 6 2.28 6 --- --- --- ---
Отношение к своему Я 2.61 6 2.49 7 2.24 7 2.88 2 2.47 4
Здоровье --- --- --- --- --- --- 2.30 6 2.36 6
Положение в обществе --- --- --- --- --- --- 2.70 5 3.18 1
Средний балл 2.81   2.75   2.57   2.62   2.48  

Взрослый мир и приблизился, но одновременно и отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность

Подростки в современной ситуации оказались в наиболее трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию сталкивается с отсутствием понимания со стороны взрослого сообщества, а также с отсутствием условий для реального самоопределения и самореализации подростка.





Результаты изучения мотивации учения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: