Изменение современного урока

Традиционный урок Современный урок
Содержание образования представляется как часть целого с акцентом на основных умениях. Содержание образования представляется целостно с акцентом на основных концепциях или понятиях.
Очень важно строгое соответствие определенному в программе содержанию образования. Очень важно следование за познавательным интересом учащихся.
Учебная деятельность базируется на содержании учебников и рабочих тетрадей. Учебная деятельность базируется на содержании аутентичных источников информации.
Учащиеся рассматриваются как «белая доска», на которую учитель помещает информацию. Учащиеся рассматриваются как мыслители, способные представить свое понимание мира.

Возрастает значимость познавательных процедур понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности

Новые типы уроков объединяют такие характеристики как сопереживание, событийность, эмоциональность, ориентация на ценности:

«Тяжело потерпеть неудачу, но еще хуже никогда не пытаться преуспеть» Теодор Рузвельт
«Встреча» предполагает, что пространством взаимодействия выступает диалог взрослого и ребенка в формате «я – культура» или «я – природа».

– «Событие» разворачивается в пространстве коммуникации «Я -Другой». Составными частями содержания могут выступать события в жизни человека, учебного сообщества, школы, города, страны.

– «Рефлексия». При рефлексии пространством взаимодействия является осмысливание жизненных ситуаций, событий в формате «я-сам», следовательно, содержанием выступает опыт обучающегося.

Лучшие мировые практики в области школьного образования берут основу своей деятельности следующие позиции:

1.Понимание учебного плана как платформы, обеспечивающей равноправие и многообразие, наименьший разрыв между учащимися с высокой и низкой успеваемостью, приоритет обучению, основанному на разработке проектов, соединение знаний, реализации творческого потенциала и командной работы.

2.Уважение к учителю в обществе, создание первоклассных команд учителей - высококвалифицированных специалистов с различным происхождением (раса, пол), с различными взглядами (религия, возраст) и опытом, умеющих разумно организовывать свое рабочее пространство, разделяющих одни ценности и понимание главной миссии командной работы, готовых взять на себя ответственность.

3. Систематическое взаимодействие школы и семьи, в котором семья выступает помощником учителей.

4. Гибкость школьной структуры, предусматривающей пересечение функций сотрудников и гибкость их должностных обязанностей, нацеленность на отличные результаты, поддержка качественно новых инноваций, ориентированных на будущее.

5. Социальная культура школы, характеризующаяся открытостью идеям, приходящим извне, поощрением рискованных шагов, спокойным отношением к неудачам, признанием разнообразия, поддержанием обратной связи, поощрением обучения новым знаниям, организованным хаосом, стремлением находить решения, вознаграждение по заслугам, ориентацией на фактические данные, пошаговой реализацией чего то ни было.

Диагностическая стратегия может быть рассмотрена как стратегия индивидуально-личностного плана, которая представляет собой принцип и план действий по реализации собственного «образовательного поведения», следование некой модели. Ее воплощение осуществляется педагогом в сотрудничестве с учеником. При необходимости в процесс включаются родители, администрация, другие педагоги школы.

При этом, образовательные результаты:

Подлежат оцениванию Не подлежат оцениванию
Способность к решению учебно-практических задач на основании: – системы научных знаний и представлений о природе, обще­стве, человеке, знаковых и информационных системах; – умений учебно-познавательной, исследовательской, практи­ческой деятельности; обобщенных способов деятельности; – коммуникативных и информационных умений. – ценностные ориентации обучающегося, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); – характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); – индивидуальные психологические характеристики личности.

 

Оценка-поддержка  включает формирующее оценивание, самооценка, самоанализ, самоконтроль, самопроверка

Тенденции изменения на уровне учебных материалов обнаруживаются

- в изменении соотношения информационных, повествовательных и дискуссионных текстов, характеризующихся ростом объема дискуссионных текстов, ориентированных на формирование оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта;

- в увеличении объема информации оспособах и методах познания, обеспечивающей формирование процедурных и оценочных знаний;

- в увеличение количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В РАМКАХ ФГОС


ГЛАВНОЕ: 1. Определение специфики технологии 2. Увеличение доли технологичности образовательного процесса в свете требований ФГОС. 3. Основные признаки понятия«педагогическая технология». 4. Задачи педагогической технологии. 5. Характеристики педагогических технологий.

 

В самом широком значении под технологией понимают «поэтапную реализацию того или иного метода или принципа при помощи определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации». Единицей в определении специфики технологии можно считать метод достижения поставленной цели и его структуру, а принцип, которым при этом руководствуются, выводит на теоретический уровень понимания этого феномена в ходе проектирования системы действий, структура которых адекватна выбранному методу.

Технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Образовательная технология — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации образовательного процесса с четкой ориентацией на определенную цель.

Прямыми задачами педагогической технологии являются:

- отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

- отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

- развитие технологического мышления, умения самостоятельно планировать, стандартизировать свою учебную, самообразова­тельную деятельность;

- воспитание привычки четкого следования требованиям техно­логической дисциплины в организации учебных занятий и об­щественно полезного труда.

Технология обучения предполагает четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых представляет собой микромодель всего образовательного процесса, т. е. имеет свою цель, содержание и т. д. до результата. Технологии можно классифицировать на основании различения:

1) выполняемых дидактических функций;

2) характера осваиваемого содержания;

3) характера учебной деятельности;

4) характера учебной коммуникации;

5) характера обратной связи;

6) степени использования тех или иных средств обучения.

В теории и практике образования отдельно выделяется группа образовательных технологий, основанная на применении компьютеров (Computer Based Technologies).

Технологии, основанные на комплексном использовании современных электронных средств обучения, идентифицируются как мультимедийные технологии.

Специфика технологий выражается через следующие требования:

Содержание образования – это король, А технологии образования – это Бог. В.П. Тихомиров
Концептуальность – опора на научную концепцию, включающую философское психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели.

Системность – логика процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий.

Управляемость – возможность проектирования и корректирования.

Воспроизведение системы действий – возможность применения другими субъектами и других однотипных условиях учебных заведений или образовательной среды.

Эффективность в достижении образовательной цели – действенность.

Это главный признак любой технологии. Действенность применяемой технологии как процедуры действий имеет специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основана на свойстве, которое можно обозначить как способность субъекта образовательного процесса эффективно производить запланированные изменения в соответствии с поставленной целью. В связи с этим феномен технологичности в деятельности субъекта – это эффект «попадания» в поле действий закономерностей достижения поставленной цели, и он проявляется в реализуемой логике осуществления действий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: