Сравнительный анализ познавательной мотивации школьников ( 1968 г. и 2010 г.)

Мотивы, указанные подростками Данные Г. И. Щукиной Данные 2010 г.
Хочу в будущем принести пользу обществу (социальный мотив) 32 % 25 %
Хочу быть образованным человеком (личностный мотив) 33 % 69 %
Интересно учиться, получать новые знания (познавательный мотив) 46 % 44 %
Хочу получить знания, полезные для будущей профессии (профессиональный мотив) 13 % 54 %
Хочу воспитать волю (мотив самовоспитания) 15 % 17 %
Без образования не проживешь (мотив необходимости) 7 % 58 %

Таким образом, для современных школьников характерны

- более сильное ощущение своего «Я» в мире;

- возросшие амбиции и самооценки;

- обширная, но бессистемная информированность;

- неверие в традиционные ценности, абсолютизация индивидуальных ценностей («хороший семьянин», «защитник своей страны» - «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «человек, добивающийся в жизни своего»);

- скептицизм, падение доверия к авторитетам (учителя, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний;

- прагматическая ориентация мотивации учебной деятельности при возрастании значимости коммуникативного аспекта мотивации.

Исследования показали, что субъектность учителя оказывает определяющее влияние на развитие личности школьника. В частности:

- непринятие учителем себя в подавляющем большинстве случаев означает непринятие ученика;

-

Пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель — это все, а ученик ничто...Л.С.Выготский
 ученики тех учителей, которые низко оценивают успешность класса, также низко или индифферентно оценивают референтность самого учителя для себя и его влияние на их самооценку: ученики тех учителей, которые высоко оценивают успешность учеников, в большинстве случаев отмечают сильное влияние на их самооценку,  интерес к себе и другим людям.

Новый социокультурный тип личности вступает в противоречие с формами жизненных практик, транслируемых школой, что порождает отчуждение обучающихся от школы и от знаний.

Ориентиром новой логики построения образовательного процесса становится постнеклассическая дидактика

Современный мир характеризуется неопределенностью, что обусловливает необходимость научить школьников решать задачи, сформировать качества, необходимые для формирования умения решать задачи в соответствии со своими интересами, возможностями, нравственными нормами, сформировать его готовность к самоопределению в современном мире. 

В основу образовательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство педагога должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность…

… Здесь нет уже верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе… когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования… Ю. М. Лотман
Школа должна пронизать и окутать ребенка тысячами социальных связей, которые помогли бы выработке нравственного характера.

Идеология современного урока - социальный конструктивизм. Знание не просто воспринимается и присваивается человеком – оно конструируется им, укладываясь в имеющиеся у него структуры или конструкты, сформированные не только в рамках формального, но и неформального образования в контекстах образовательных сред, не сводимых к материальным условиям, или основанные на имеющемся опыте.

Знание конструируется в социальном взаимодействии обучающихся между собой и с педагогом, который оказывается посредником между вешней средой и учеником, осваивающим ее в процессе обучения и, шире, социализации

Для современных школьников характерна отчетливо выраженная положительная образовательная мотивация, которая обусловлена прагматическими мотивами.

Учебная деятельность весьма значима для будущего, но мало значима для реального микросоциального контекста отношений

Ценность содержания школьного образования для учащихся можно повысить, если его результаты будут обеспечивать возможность решения значимых для них проблем.

Необходимым становится изменении дидактических ориентиров современного урока:

- основа образовательного процесса - личная деятельность ученика, все искусство педагога должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность;

- смена дискурса: от «учителя учат - учителя как наставники» к «учителя и ученики взаимно обучаются» (новые формы взаимодействия);

- свобода выбора элементов образовательной деятельности - целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов;

- наличие возможности создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин;

- изменение пространственно-временных закономерных связей (хронотропа) образовательного процесса

3. ИЗМЕНЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ


ГЛАВНОЕ: 1. Анализ отечественных исследований, посвященных теории организации. 2. Организационная структура образовательного процесса. 3. Тенденции изменения архитектуры образовательного процесса на уровне учебных материалов,  организации процесса обучения, содержания школьного образования, образовательных результатов

 

Системные изменения, которые наблюдаются в современном школьном образовании (изменения в целях-результатах, содержании, технологиях, формах, характере взаимодействия между учителем и учеником) требуют новых подходов к организации школьного процесса обучения, разработки различных типов его организационных структур. А это, в свою очередь, вынуждает к анализу современных концепций и теорий организации.

Анализ соответствующей зарубежной литературы (американской - Ф.Гилберт, К.Барт, Г.Гант, Г.Форд, Х.Эмерсон, французской — А.Файоль) позволяет выделить две теории, одна из которых получила название «школа человеческих отношений», а другая – «ситуационная теория управления».

«Школа человеческих отношений» рассматривает вопросы потребностей, социальных установок, ценностных ориентаций личности, создание благоприятного социально-психологического климата, обеспечивающего результаты жизнедеятельности; изучает психологические мотивы поведения людей, «групповые отношения и нормы», проблемы «конфликта и сотрудничества», «коммуникационные барьеры»,«неформальная организация».

«Ситуационная теория управления» основывается на концепции «ситуационного подхода», в основе которого заложена идея о необходимости изучения действительных условий, конкретной ситуации, в которой осуществляется деятельность организации и разработки на этой основе такой организационной структуры, которая отвечала бы конкретным условиям, требованиям и потребностям. Для каждого уровня развития организации и характера взаимодействия со средой следует разрабатывать разные типы организационных структур, а не ограничиваться единым способом организации.

Анализ отечественных исследований, посвященных теории организации, позволил выделить исследования А.А.Богданова, основной идеей которых является признание необходимости подхода к изучению любого явления (в том числе процесса обучения) с точки зрения его организации.

Есть все основания полагать, что существующие за рубежом и в нашей стране, новые междисицплинарные научные направления, объединяющие идеи синергетики, системогенетики, тектологии, теории организации, могут быть использованы в педагогике для поиска новых подходов организации школьного процесса обучения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: