Компетентностно-ориентированное задание: «Эволюция становления понятия технологии в образовании»

 

В приведенном ниже тексте предлагается рассмотрение основных этапов развития понятия «технология» в образовании. В содержании данного текста выделите пять основных этапов развития педагогической технологии в образовании и полученные результаты представьте с помощью графов.

 

Предыстория технологии обучения начинается в первой половине XX века с появлением технического устройства для проверки знаний. Это получило развитие в исправлении разработок технических средств обучения (ТСО) в образовании в 40-е - середине 50-х гг. Термин «технология образования» введен С. Андерсеном, Ф. Уитвортом, М. Майером. Некоторое время технология обучения понималась как использование техники в обучении, что дало повод говорить о «промышленной революции» в образовании. Дей­ствительно, широкое использование ТСО, от простого диапроектоpa до современной компьютерной системы составляет процесс тех­низации образования. При этом ученые считают, что использование техники носит пока большей частью вспомогательный характер подачи информации. Но активно развивается включение техники в учебный процесс на отдельных этапах. В дальнейшем ученые прогнозируют (уже есть эксперименты) независимое использование ав­томатизированных обучающих систем без учителя и школы.

Дальнейшее рассмотрение понятия «педагогическая технология» относится к середине 50-60-х гг. XX в. В его основе лежит идея про­граммированного обучения - распространение средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото). В этот период сформировались два направления в исследовании педагогической технологии. Первое можно обозначить как «технические средства в обучении», сторонники которого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго главное видели в том, чтобы повысить эффективность орга­низации учебного процесса и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники.

В 70-е гг. понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совер­шенствования учебного процесса: разработку технологий на основе системного подхода, принципов оптимизации учебного про­цесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман). В этот период тематическое разнообразие методик обучения потребовало поис­ка обшей для них научной основы. Воздействие системного под­хода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учеб­ным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. К концу 70-х - началу 80-х гг. понятия «технология обучения» и «педаго­гическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

80-е гг. XX века характеризуются попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогическо­го процесса, появлением интерактивных средств обучения, многоаспектным подходом.

На сегодняшний день можно вести речь о новом этапе развития понятия «педагогическая технология». Этот период оз­наменован новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объеди­нение усилий разных специалистов приведет к возникновению со­вершенно новых направлений, дающих качественные результата обучения. К такому направлению можно отнести, например, тех­нологию дистанционного обучения.

Этапы развития  педагогической технологии в образовании (1-й этап)
 
Этапы развития  педагогической технологии в образовании (2-й этап)
 
 
 

 

 

 


Этапы развития

 педагогической технологии в образовании (3-й этап)

 
 
 

 

 

 

Этапы развития

 педагогической технологии в образовании (4-й этап)

 
 
 

 

 
Этапы развития  педагогической технологии в образовании (5-й этап)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: