В приведенном ниже тексте предлагается рассмотрение основных этапов развития понятия «технология» в образовании. В содержании данного текста выделите пять основных этапов развития педагогической технологии в образовании и полученные результаты представьте с помощью графов.
Предыстория технологии обучения начинается в первой половине XX века с появлением технического устройства для проверки знаний. Это получило развитие в исправлении разработок технических средств обучения (ТСО) в образовании в 40-е - середине 50-х гг. Термин «технология образования» введен С. Андерсеном, Ф. Уитвортом, М. Майером. Некоторое время технология обучения понималась как использование техники в обучении, что дало повод говорить о «промышленной революции» в образовании. Действительно, широкое использование ТСО, от простого диапроектоpa до современной компьютерной системы составляет процесс технизации образования. При этом ученые считают, что использование техники носит пока большей частью вспомогательный характер подачи информации. Но активно развивается включение техники в учебный процесс на отдельных этапах. В дальнейшем ученые прогнозируют (уже есть эксперименты) независимое использование автоматизированных обучающих систем без учителя и школы.
|
|
Дальнейшее рассмотрение понятия «педагогическая технология» относится к середине 50-60-х гг. XX в. В его основе лежит идея программированного обучения - распространение средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото). В этот период сформировались два направления в исследовании педагогической технологии. Первое можно обозначить как «технические средства в обучении», сторонники которого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники.
В 70-е гг. понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса: разработку технологий на основе системного подхода, принципов оптимизации учебного процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман). В этот период тематическое разнообразие методик обучения потребовало поиска обшей для них научной основы. Воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. К концу 70-х - началу 80-х гг. понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
|
|
80-е гг. XX века характеризуются попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, появлением интерактивных средств обучения, многоаспектным подходом.
На сегодняшний день можно вести речь о новом этапе развития понятия «педагогическая технология». Этот период ознаменован новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результата обучения. К такому направлению можно отнести, например, технологию дистанционного обучения.
Этапы развития педагогической технологии в образовании (1-й этап) | |||
Этапы развития
педагогической технологии в образовании (2-й этап)
|
Этапы развития педагогической технологии в образовании (3-й этап)
| |||
Этапы развития педагогической технологии в образовании (4-й этап)
| |||
Этапы развития педагогической технологии в образовании (5-й этап) |