Педагогические принципы | Управленческие принципы |
Е.Б. Майнагашева включает в совокупность принципов проектирования целостность, оптимизацию, научность, интегративность, объективность и ряд других. | принципы, определяющие направления развития организованной системы управления: принцип устойчивости; принцип прозрачности; принцип комфортности; принцип концентрации; принцип параллельности; принцип адаптивности. |
В.М. Жучков выделяет принцип системности и синергетичности проектирования педагогических технологий; принцип специализации в зависимости от степеней свободы, задаваемой внешними условиями; принцип объемного синтеза технологических знаний; принцип эволюции и модернизации технологий; принцип личностной ориентированности... на основе проблемного, проектного... методов обучения; принцип социальной ориентированности на развитие у обучаемых технологической, информационной, коммуникативной культуры | - принцип распределения ресурсов по стадиям технологии управления; - принцип рациональности информационного обеспечения технологической цепочки; - принцип масштабирования времени; - принцип соответствия выбираемых способов воздействия и средств достижения целей закономерностям, присущим объекту управления. Общее следствие этого принципа: любые качественные изменения в одной из подсистем должны сопровождаться соответствующими изменениями в другой подсистеме и неизбежно привести к изменению качества управления, корректировке функций и внутренней структуры технологии в целом; принцип интеграции технологических схем в рамках функционирования целостной системы педагогического управления. |
М.М. Левина выделяет принципы инвариантности ее структуры и принцип адаптивности к личностным особенностям | В.В. Афанасьев - соответствие организационной структуры системе взаимоотношений субъектов, содержанию проекта, требованиям образовательной среды |
Дидактические принципы: принцип перманентной интеграции «научного» и «учебного»; принцип профессионально-творческой направленности обучения; принцип активизации гетеростаза (личностный рост и саморазвитие) личности в обучении; принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (принцип дуальности получения учебной, научно-технической и другой информации, направленный на развитие опыта самообразовательной деятельности); принцип последовательных инноваций. | - |
Классический вариант проектного цикла проектирования педагогической технологии:
|
|
1. выявление задачи, которая предполагает определение источников, причин ее трансформации в проблему и степень разрешимости последней;
|
|
2. выявление субъективных и объективных представлений об организационной системе обучения, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнительный анализ реальной и «идеальной» ситуации;
3. реализация благоприятных возможностей, содержащихся в ситуации;
4. определение желаемых результатов, которых необходимо достичь;
5. нахождение подходов к решению задачи и наполнение их способами решения проблем;
6. разработка проекта, включающего в себя оргмеханизм решения;
7. выполнение процедур управления проектированием;
8. формирование программ выполнения проекта;
9. практическое выполнение программ по реализации проекта, включающих контроль, ситуационные уточнения, модернизацию, расширение.