Основные задачи фаз технологии развития критического мышления

Получение новой информации
Технология развития критического мышления
Стадия вызова
Систематиза-ция информации
Пробуждение интереса к теме
Актуализация имеющихся знаний (представлений)
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Получение новой информации
Целостное осмысление и обобщение полученной информации
Соотнесение новой информации с собственными знаниями
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Анализ всего процесса изучения материала

 


Фаза вызова. Многие известные ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность студенту самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбирать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Итак, если представить возможность студенту проанализировать то. что он уже знает об изучаемой теме, это создает дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Это первая задача, которая решается на стадии вызова.

Второй задачей, которая решается на стадии вызова, является задача активизации студентов. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, имеющей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы, например, предложить индивидуальное задание: вспомнить о том, что известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем сообщить их в паре или в группе, составить общий список ключевых слов и обсудить его вместе с преподавателем.

Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний студентов.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать студентов к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать безконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации. При этом важно не критиковать ответы студентов, даже если они не точны или неправильны. на данном этапе действует правило «Любое мнение ценно».

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома студентам, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – получения новой информации.

Фаза осмысления. Получение новой информации по теме. На занятиях, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее количество времени. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или на экране компьютера. быстрый темп изложения нового материала при работе студентов в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Основными задачами обучения на этой стадии является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом и поддержка активности и интереса студентов, созданных во время фазы вызова. в процессе работы на данном этапе студенты могут найти ответы на ранее поставленные вопросы, преодолеть возникшие на начальном этапе работы затруднения.

Фаза рефлексии. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется и превращается в новое знание, вопросы и сомнения разрешаются.

Таким образом, в фазе рефлексии студенты систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.

 


Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на повер-хность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесканфликтный обмен мнениями)  
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о но-вой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к даль-нейшему расширению информационного по-ля) Оценочная (соотнесение новой информации и имею-щихся знаний, выра-ботка собственной по-зиции, оценка процесс-са)  
Осмысление
Информационная (получение новой ин-формации по теме) Систематизационная (классификация полу-ченной информации по категориям знания)  

 


В рамках базовой модели «вызов – осмысление – рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения. Приведем некоторые примеры.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: