Прием «ИНСЁРТ» (чтение с разметкой)

Этот прием обычно используется при чтении текста. Процесс чтения всегда индивидуален. Тем не менее, мы привыкли читать текст «по диагонали». Это приводит к пропускам иногда очень важных деталей. Поэтому в нашем случае для стимулирования более внимательного чтения можно использовать прием «ИНСЁРТ»

ИНСЁРТ

I interactive самоактивизирующаяся
N nothing  
S system for системная разметка для
E effective эффективного
R reading and чтения
T thinking и размышления

 

Сформулируем некоторые правила работы с использованием приема ИНСЁРТ для студентов:

1. Делайте пометки. Мы предлагаем следующий вариант пометок:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав текст один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или считаете, что знали по данной теме раньше.

4. Прочитайте текст еще раз. Возможно, количество значков увеличится.

Вы можете предложить свои варианты пометок на полях. Часто студенты спрашивают о том, сколько значков должно быть поставлено. В этом случае, вы можете посоветовать ставить их всякий раз, как что-то в тексте приковывает их внимание по какой-либо причине. На чтение текста лучше отвести 10-15 минут. Чтение должно быть индивидуальным.

Таблица «ИНСЁРТ».

После прочтения текста важно, чтобы студенты поняли, что изменилось в их представлении в результате знакомства с новым материалом, на все ли вопросы были найдены ответы, все ли противоречия разрешены. Для этого необходимо систематизировать весь прочитанный материал. Систематизация может происходить в соответствии с теми значками, которые студенты ставили на полях по ходу чтения. Результаты работы можно оформить в таблице

 

 

ИНСЁРТ.

«V» «+» «-» «?»
       

 

Для более эффективного использования приема кластера в работе со студентами мы предлагаем помнить о следующих рекомендациях: 1. Оцените текст, с которым будут работать студенты. Обоснована ли в данном случае разбивка на «грозди» для обобщения результатов работы? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? 2. Помогите студенту, если у него возникли сомнения, выделите эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, поставленные в начале занятия. 3. Озвучьте подготовленные вами смысловые единицы студентам. Пусть они сделают презентацию своих записей. Дополняйте вместе с ним «грозди». 4. Попросите установить связи между «веточками» кластера и объяснить возникшие связи. 5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» более насыщенной информацией. 6. Не критикуйте студентов, даже если их суждения расходятся с вашими представлениями об изучаемой теме. 7. По окончании работы попросите студентов назвать источники, из которых они черпали информацию, их можно вписать в отдельную «веточку».
Все записи должны быть краткими, представлять собой список ключевых фраз, слов. Однако, если вы хотите, чтобы таблица была более развернутой, полной, то предложите студентам не просто выписать цитаты из прочитанного текста, но и пояснить их. Например, в графе «Уже знал» студенты, выписывая ту или иную цитату, могут написать тот источник информации, откуда он почерпнул раньше эти сведения. В графе «Думал иначе» желательно отметить, какая точка зрения была у студента до прочтения текста.

А графу «есть вопросы» студенты могут заполнять в парах или в группах. То есть на некоторые вопросы они могут получить ответ друг у друга, а не у преподавателя. Эти ответы также можно зафиксировать в таблице.

Преподаватель после заполнения студентами таблицы ИНСЁРТ обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом он сам может прояснять затруднения, возникшие у студентов. С другой стороны, на эти вопросы студенты могут сами дать ответ, если преподаватель порекомендует список литературы.

Прием «Кластеры». Вместо работы с таблицей ИНСЁРТ можно использовать прием «представление информации в кластерах».

Кластеры (блоки идей) или «гроздья» информации – это графический способ организации учебного материала. На доске кластеры могут выглядеть следующим образом (Рис. 2).

  Организационная  культура
Основные признаки понятия
Признаки «сильной» и «слабой» организационной культуры
Различия в организационной культуре организаций разных стран
Влияние организационной культуры организации на …


Кластеры для изучения темы «Организационная культура организации»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow