Прием «Денотантный граф»

Другим способом представления этой информации может стать денотантный граф. Денотантный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Принципы построения.

1. Выделение ключевого слова или словосочетания.

2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществлять; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).

4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».

5. Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Представим пример денотантного графа для понятия «организационная культура предприятия».

Организационная культура
Включает
Регулирует
Различается
Выражается через
Господст-вующие ценности
Межличностные отношения в коллективе
Назначение организации
Между предприя-тиями разных стран
Помогает понять
Находит отражение
Выражается через
Определяется
Назначение организации в целом
В стратегии и структуре предприятия, принципах управления
Национальным управленческим стереотипом
Быстроту обновления сторон деятельности
Разделяе-мые взгляды и ценности
Стиль управле-ния
Критерии достиже-ния целей
Средства внутренней интеграции в коллективе

 

 


 

 


Денотантный граф понятия «организационная культура предприятия».

 

Прием «Мышление под прямым углом». Еще одной стратегией работы с текстом на данном этапе может служить прием» мышление под прямым углом». Данную стратегию целесообразно использовать на семинарских занятиях для работы с понятиями, фактами. Новые понятия лучше всего усваиваются, если их перевести на «индивидуальный язык», то есть интерпретировать своми словами, найти ассоциации.

По ходу чтения студенты могут выделить существенные, на их взгляд, факты, чтобы ответить на вопрос преподавателя «Отличается ли западная организационная культура от восточной?» этот вопрос преподаватель задает перед чтением текста. Студенты знакомятся с фактами на этапе вызова, имея возможность высказать свои суждения на основе личного опыта и знаний, записывая их в список Б. В процессе чтения текста студенты ищут подтверждения высказанным суждениям, записывая их в список А. а затем делаются выводы и записываются в соответствующую часть схемы.

 

Тема: Организационная культура предприятия
Список А: Факты 1. В Японии визитки должны подаваться обеими руками. 2. Чаевые более приняты в США, чем в Японии и Китае. 3. В Германии деловыми подарками обмениваются в начале переговоров.
Список Б: Ассоциации и мнения 1. Для Восточной культуры характерна вертикальная иерархия, чинопочитание. 2. В США это знак признания хорошей работы, премия за успех. 3. Эта традиция означает открытость участников переговоров, доверительность к собеседнику, а не «умасливание» для достижения нужного результата  
Выводы: Западная культура менее иерархична, чем восточная. Восточная – более субъективная, эмоциональная. Восточная культура не терпит неопределенности в отличие от западной.

 


Схема «Прямой угол» для темы «Организационная культура предприятия»

 

Прием «Фишбоун».

Следующий прием графического представления информации называется «Фишбоун». В процессе чтения слушатели работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках слушатели отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых слушатели по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.

Представим на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте.

Проблема: Отличается ли западная организационная культура от восточной
Вывод: Западная культура менее иерархична, чем восточная. Восточная–более субъективная, эмоциональная. Восточная культура не терпит неопределенности в отличие от западной.  
Причина: В США это знак приз-нания хорошей работы, премия за успех
Причина: Эта традиция означает откры-тость участников переговоров, доверительность к собеседнику, а не «умасливание» для достижения нужного результата
Факты: Чаевые более приняты в США, чем в Японии и Китае
Факты: В Германии деловыми подарками обмениваются в начале переговоров
Причина: Для Восточной культуры характерна вертикальная иерар-хия, чинопочитание
Факты: В Японии визитки должны подаваться обеими руками



Схема «Фишбоун» по теме «Организационная культура предприятия»

 

Прием «Концептуальная таблица».

Концептуальная таблица представляет собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа или комплексной оценки. Обычно таблицы такого рода используются для систематизации информации, характеристики существенных признаков, изучаемых явлений, событий. В таблицах информация как бы «кристализуется», при этом «разводятся» существенные и несущественные части изучаемого материала.

В процессе чтения текста студентам предстоит вычленить те критерии, по которым они анализировали уровни организационной культуры, оперируя при этом данными из текста.

Концептуальная таблица для данного текста может выглядеть следующим образом:

Вариант концептуальной таблицы для темы «Организационная культура предприятия»

 

  «Сильная» (высокая) «Слабая» (низкая) «Зрелая»
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: