Приемы технологии развития критического мышления

Прием «Ключевые фразы темы».

Предложить вспомнить то, что уже известно об изучаемой теме индивидуально, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе, составив список ключевых слов всей группы, а затем обсудить это вместе с преподавателем.

Немаловажным аспектом при использовании этого приема является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, причем в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, структурирование высказываний позволит увидеть противоречия, нестыковку, не проясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от студентов или школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они не точны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Прием «Вопросы, очерчивающие содержательное поле проблемы».

Вполне возможно, что далеко не все студенты знакомы с предложенной темой занятия. В этом случае им можно предложить ряд вопросов, ответы на которые они также должны представить в виде ключевых фраз темы.

Рассмотрим примерный перечень вопросов, который можно предложить студентам перед изучением темы «Организационная культура предприятия».

1. Что понимается под понятием «культура» вообще?

2. Какие сочетания со словом «культура» Вам знакомы?

3. Почему возникло понятие «организационная культура предприятия»?

4. Можно ли привести примеры, отражающие существенные признаки понятия «организационная культура предприятия, фирмы»?

5. Есть ли различия между организационной культурой предприятий в различных странах?

6. Если такие различия существуют, то какими факторами они вызваны?

7. Что значит высокая организационная культура, слабая организационная культура, то есть через какие показатели мы можем судить об организационной культуре того или иного предприятия, фирмы?

8. Как влияет организационная культура предприятия на его развитие?

 

Конечно мы можем задавать не все из предложенных вопросов. Их количество может определяться степенью готовности аудитории к обсуждению темы. Но вместе с тем надо помнить, что задаваемые вами вопросы определяют стратегию дальнейшей работы студентов, «очерчивают содержательное поле». Лучше записать вопросы на доске, чтобы они были видны студентам в процессе их размышлений и воспоминаний.

На этом этапе работы студентам предлагается работать индивидуально. Отметим, что время, выделяемое на индивидуальную работу, не должно быть слишком большим. Осознание недостатка времени всегда активизирует сознание, дает импульс для концентрации мыслей. Все студенты могут вспомнить за незначительный промежуток времени (не более 5 минут) им лучше всего оформить в письменном виде.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема совсем незнакома студентам, когда они не могут даже ответить на предложенные вопросы. В этом случае преподаватель сам может предложить студентам готовый список ключевых фраз. Для предложенной темы этот список может, например, выглядеть следующим образом:

- господствующие в конкретном коллективе ценности, убеждения, установки, общий моральный климат:

- регулирование межличностных отношений в коллективе;

- творцами и выразителями ценностей выступают так называемые герои – прежде всего основатели фирм;

- в качестве критериев организационной культуры можно назвать, например, отношение к работе, принятие решений, отношения с подчиненными, метод найма на работу и т.д.;

- «сильная» культура облегчает мотивацию и координацию;

- необходима не слепо увековеченная культура, а такая, которая выдвигает все новые требования к менеджерам и коллективу и правильно ими воспринимается;

- национальный управленческий стереотип.

Эти ключевые фразы являются как бы «начальными точками мышления». С их помощью студенту будет легче ответить на предложенные вопросы.

Прием «Понятийно-терминологическая карта».

Суть стратегии: разделить студентов на группы по 5-6 человек. Затем в течение 10 минут предложить им поработать с понятийно-терминологической картой, содержащей 10 понятий и их определений. И предложить прочитать их. В течение 7-10 минут студентам необходимо усвоить эти понятия, выделив в них отличительные признаки. И попробовать сформулировать определения этих понятий своими словами, записав их в группе. Разбить студентов на пары. В парах опросить друг друга по определениям изучаемых понятий. Теперь, когда понятия усвоены, каждая группа должна составить, используя их, связный текс (по предложенному преподавателю жанру).

Прием «Создание личностно ориентированного текста», «Эссе», «Синквейн».

Суммировать мнения групп можно с помощью одного из распространенных видов письменных работ.

Эссе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Текст может оцениваться по следующим критериям:

- количество использованных понятий, вошедших в понятийно-терминологическую карту;

- точность в употреблении понятия;

Занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации.

Синквейн. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

- Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейн,

Стройный, лаконичный,

Мыслит, обобщает, собирает.

Помни: краткость – сестра таланта.

Резюме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: