Информационный вопрос – разновидность открытого вопроса, вызывающий получение не ответа «да» или «нет», а информации, способной заинтересовать. Пример информационного вопроса: «Какие инструменты оценки качества образования вы можете назвать?», «Перечислите группы требований к оценке качества школьного образования», «Раскройте элементы системы оценки качества образования» (дисциплина Управление качеством образования, тема: «Образование. Качество образования: понятие и возможность оценки»).
Зеркальный вопрос аккуратно уводит собеседника за рамки сказанного им, добавляя новые элементы.
Опережающий вопрос провоцирует магистранта раскрыть больше информации.
Прием «Баллинтова сессия»
Предполагает следующий порядок действий:
1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою проблему.
2. Выбирается проблема для обсуждения.
3. Поочередно задаются вопросы.
4. Вносятся предложения, рекомендации.
5. Делаются обобщения и выводы
Метод «635»
Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.
|
|
Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.
Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.
Дискуссионные группы – это проговаривание, обсуждение конкретного вопроса или темы, при этом результаты обсуждения не выносятся на общее представление.
Круговая презентация – каждый студент должен выступить по изучаемой теме.
Работа в «пирамидах»: студенты работают индивидуально с целью выявления собственной позиции по изучаемой проблеме; студенты работают в парах, обмениваются своими соображениями, делятся мнениями, идеями; студенты работают в группах по четыре человека, обсуждая проблемы применимости, обобщая идеи, выбирая варианты решений.
Метод модераций
Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).
Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).
Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.
|
|
Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.
“Вертушка общения” (американский вариант дискуссии). Группа участников делится на четыре команды. Роли в командах: новаторы, оптимисты, пессимисты, реалисты.
Ход дискуссии следующий:
– определение проблемы дискуссии;
– формулировка цели дискуссии;
– генерирование идей в командах;
– общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом “вертушки общения”.
Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, реалистов, пессимистов. После первого круга новаторы занимают место оптимистов, оптимисты – пессимистов, пессимисты – реалистов, реалисты – новаторов. Число перемещений зависит от числа ролей. Таким образом, каждая команда выполняет все роли. На столах можно поместить таблички с указанием ролей. Этот метод дает большой эффект, так как смена роли ставит всех участников дискуссии в равные условия, снимает конфликтные эмоциональные проявления.
Дискуссия с разделением интеллектуальных функций.
Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников.
Группа «генераторов» проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.
Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.
Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку «эрудитам» и «генераторам».
В задачу «рабочей группы» входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации.