Использование информационных, зеркальных и опережающих вопросов

Информационный вопрос – разновидность открытого вопроса, вызывающий получение не ответа «да» или «нет», а информации, способной заинтересовать. Пример информационного вопроса: «Какие инструменты оценки качества образования вы можете назвать?», «Перечислите группы требований к оценке качества школьного образования», «Раскройте элементы системы оценки качества образования» (дисциплина Управление качеством образования, тема: «Образование. Качество образования: понятие и возможность оценки»).

Зеркальный вопрос аккуратно уводит собеседника за рамки сказанного им, добавляя новые элементы.

Опережающий вопрос провоцирует магистранта раскрыть больше информации.

Прием «Баллинтова сессия»

Предполагает следующий порядок действий:

1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою проблему.

2. Выбирается проблема для обсуждения.

3. Поочередно задаются вопросы.

4. Вносятся предложения, рекомендации.

5. Делаются обобщения и выводы

Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.

Дискуссионные группы – это проговаривание, обсуждение конкретного вопроса или темы, при этом результаты обсуждения не выносятся на общее представление.

Круговая презентация – каждый студент должен выступить по изучаемой теме.

Работа в «пирамидах»: студенты работают индивидуально с целью выявления собственной позиции по изучаемой проблеме; студенты работают в парах, обмениваются своими соображениями, делятся мнениями, идеями; студенты работают в группах по четыре человека, обсуждая проблемы применимости, обобщая идеи, выбирая варианты решений.

Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.

“Вертушка общения” (американский вариант дискуссии). Группа участников делится на четыре команды. Роли в командах: новаторы, оптимисты, пессимисты, реалисты.

Ход дискуссии следующий:

– определение проблемы дискуссии;

– формулировка цели дискуссии;

– генерирование идей в командах;

– общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом “вертушки общения”.

Команды поочередно выполняют роли новаторов, оптимистов, реалистов, пессимистов. После первого круга новаторы занимают место оптимистов, оптимисты – пессимистов, пессимисты – реалистов, реалисты – новаторов. Число перемещений зависит от числа ролей. Таким образом, каждая команда выполняет все роли. На столах можно поместить таблички с указанием ролей. Этот метод дает большой эффект, так как смена роли ставит всех участников дискуссии в равные условия, снимает конфликтные эмоциональные проявления.

Дискуссия с разделением интеллектуальных функций.

Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников.

Группа «генераторов» проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.

Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.

Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку «эрудитам» и «генераторам».

В задачу «рабочей группы» входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: