Основные принципы Интернет-обучения сводятся к следующему:
– учение (познавательная деятельность) — активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысления нового знания;
– процесс познания включает как осмысление отдельного явления, так одновременно и явлений.
– основой создания нового знания являются интеллектуальные действия.
– учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс познания
– учение — социальная активность. Наша познавательная деятельность, развитие непосредственно связаны с нашим окружением: учителями, с одноклассниками, семьей, а также случайными знакомыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в процессе учения значительно более эффективно, чем попытки индивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного ученика с учебником, источником информации;
– деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что эту деятельность нельзя вырвать из контекста всей нашей жизни.
|
|
– познавательная деятельность требует времени. Это не одномоментный акт. Участникам образовательного процесса необходимо возвращаться к одним и тем же идеям, мыслям, понятиям, по-иному их рассматривать, размышлять над ними;
– мотивация — ключевое слово для деятельности познания. Имеется в виду не только тот факт, что мотивация помогает процессу познания, но она предполагает понимание цели познания (зачем мне это надо), способов достижения цели.
Первое, с чего должен начать урок сетевой преподаватель, это привлечь внимание учащихся, заинтересовать их темой изучения в широком контексте, сформулировать тему изучения как проблему. Урок в Интернет-обучении означает педагогический этап, необходимый для решения одной задачи (или небольшого числа взаимосвязанных задач), а не фиксированный период времени в учебном расписании. Сетевой учитель может активно использовать для этого возможности цифровых образовательных ресурсов, а также видеоклипы, слайды и пр. Вопросы и задания, ссылки на предыдущие материалы курса помогают понять, что им известно из предлагаемой темы и как они это понимают. После этого сетевой преподаватель предлагает информацию или какие-то конкретные данные, которые не соответствуют высказанным ими идеям. Учащиеся могут начинать поиск необходимой для разрешения информации в группах сотрудничества, для того чтобы на следующем этапе сформулировать свои гипотезы и доказательства. Роль сетевого преподавателя и педагога-куратора во время работы групп — помогать отдельным учащимся наводящими вопросами. По окончании обсуждения в группах учащиеся делятся своими выводами и приходят, наконец, к консенсусу. Каждая группа может оформить свою точку зрения письменно.
|
|
Новая информация, новый материал предлагается ученикам в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без детализации, без «разжевывания». Учащиеся в процессе активного диалога, стимулируемого учителем, пытаются уяснить некоторые положения (сократовские беседы), детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными жизненными ситуациями, знакомыми ученикам. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои размышления, находя новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Активная познавательная деятельность каждого отдельного ученика и всех вместе лежит в основе такого подхода. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других участников полилога, с мнением учителя или автором концепции. Он должен сформулировать свои аргументы.