Приемы и стратегии учебной рефлексии

Прием «Плюс-Минус-Интересно» (автор Эдвард де Боно)

Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать яв­ления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрица­тельных сторон. Между тем его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо - плохо», «опас­но - комфортно» и т.д. и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней:

 

Плюс  
Минус  
Интересно  

Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» пер­вичный аналитический материал, позволяющий расширить представления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.

Стратегия «Таблица-синтез» (составил И. О. Загашев)

Данная стратегия используется для развития рефлексивного вос­приятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья - при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впос­ледствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ)
     

 

Вывод ________________________________________________________

Бортовые журналы - обобщающее название различных при­емов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во вре­мя изучения какой-то темы записывают свои мысли.

Стратегия «Бортовой журнал 1»

Когда бортовой журнал применяется в своем простейшем вари­анте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащи­еся записывают ответы на следующие вопросы:

Что я уже знаю по этой теме?

Что мне надо об этом узнать?

Почему?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. Когда в чтении или иной исследовательской работе происходит остановка или пауза, учащиеся могут записать ответы на следующие вопросы:

Что я знаю об этом теперь?

Какие наиболее важные моменты я выяснил?

Что я хочу об этом узнать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: