Прием «Плюс-Минус-Интересно» (автор Эдвард де Боно)
Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон. Между тем его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо - плохо», «опасно - комфортно» и т.д. и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней:
Плюс | |
Минус | |
Интересно |
Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» первичный аналитический материал, позволяющий расширить представления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.
Стратегия «Таблица-синтез» (составил И. О. Загашев)
Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
|
|
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья - при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Ключевые моменты текста (сообщения) | На чем остановилось внимание? | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ) |
Вывод ________________________________________________________
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения какой-то темы записывают свои мысли.
Стратегия «Бортовой журнал 1»
Когда бортовой журнал применяется в своем простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что я уже знаю по этой теме?
Что мне надо об этом узнать?
Почему?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. Когда в чтении или иной исследовательской работе происходит остановка или пауза, учащиеся могут записать ответы на следующие вопросы:
Что я знаю об этом теперь?
Какие наиболее важные моменты я выяснил?
Что я хочу об этом узнать?