Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением.
По содержанию информация подразделяется на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую и т.д. Вообще же классификаций информации много, они строятся по различным основаниям. Как правило, из-за близости понятий точно так же строятся и классификации данных. Например, информация подразделяется на статическую (постоянную) и динамическую (переменную). Другое деление - первичная, производная, выходная информация. Третье деление - информация управляющая и осведомляющая. Четвертое - избыточная, полезная и ложная. Пятое - полная (сплошная) и выборочная. Наиболее важные для обработки информации характеристики:
|
|
Избыточность информации - характеристика, показывающая, что информация не нужна для принятия решения. Избыточная информация бывает двух видов: сведения, не имеющие отношения к содержанию принимаемых решений, и сведения, поступающие в объеме, недоступном для своевременной обработки.
Прагматический аспект информации - характеристика информации с точки зрения полезности для решения задачи. При этом оценка может быть субъективной, отражая точку зрения получателя информации (интерпретатора). Если получатель хотя и понял поступившую информацию, но не счел ее полезной, важной, то это означает наличие прагматического шума - такая информация отсеивается.
Репрезентативность информации - достаточность информации для принятия и обоснования решения, ради которого она собрана. Например, в выборочном методе статистики репрезентативность выборки - это соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности: если выборка репрезентативна, то по ее свойствам можно судить о генеральной совокупности; если выборка произведена неправильно, говорят об ошибке репрезентативности.
Достоверность информации - общая точность и полнота информации, которая нередко определяется как свойство информации быть правильно воспринятой. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе. В общем случае достоверность информации достигается:
- указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
- сопоставлением данных, полученных из различных источников;
|
|
- своевременным вскрытием дезинформации;
- исключением искаженной информации и др.
Неполнота информации - принципиальное свойство экономических, социальных и многих других управляемых систем, возникающее по двум причинам: в силу неопределенного, случайного характера 1) самой системы и 2) возможностей приобретения сведений об этой системе. Таким образом, большинство решений, принимаемых в экономических, социальных и т.п. системах, принимается в условиях неполноты информации.
Разнообразное использование понятия информации побудило некоторых ученых придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию информации были английский нейрофизиолог У.Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн.
Задачи практического занятия:
1. Выполнить практическое занятие;
2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
2. Ручка с чернилами черного цвета.
3. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию:
1. Что подразумевается под понятием «информация»?
2. Классификация информации по содержанию.
3. Дать характеристику видам информации.
4. Каковы основные рекомендации по поиску информации в Интернете?
Инструкция по выполнению практического занятия
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практического занятия:
Задание 1 Понятие об информации и её характеристики.
Задание 2 Перед вами карточки. Они такие же, как в каталогах в библиотеке. Рассмотрите их и запишите, какая информация содержится в карточках. (Приложение А)
Задание 3 Вам необходимо дать оценку финансовой доступности услуг доступа в Интернет в 2006 году. (Приложение В)
Задание 4 С помощью Интернета найдите, о ком написаны следующие строки. Заполните таблицу. (Приложение Г)
№ | Фамилия, Имя | Образец для поиска | Ссылка на ресурс, где нашли ответ |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Практическое занятие № 3
Тема: Тренинг постановки вопросов. Вопросно-ответная процедура
Учебная цель: Правильноформулировать вопросы, находить ответы в процессе устной коммуникации.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- анализировать ситуации,
- осуществлять текущий контроль деятельности,
- воспринимать содержание информации в процессе устной и письменной коммуникации
Знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии.