Инструкция по выполнению практического занятия

 

1. Прочитайте текст.

2. Запишите вопросы, нацеленные на получение недостающей информации в следующей ситуации.

3. Запишите источники информации.

4. Проведите оценку источников информации.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

 

1. Запись номера и темы практического занятия.

2. Запись вопросов, нацеленных на получение недостающей информации в рассмотренной ситуации.

3. Запись источников информации.

4. Запись оценки источников информации.

Образец отчёта по практическому занятию


Практическое занятие № 4

Тема: Определение недостатка в информации для решения задачи. Оценка источника информации

 

1. Директор лицея, обучение в котором осуществляется на платной основе, решает, следует ли расширять здание лицея на 250 мест, на 50 мест или не проводить строительных работ вообще. Если население небольшого города, в котором организован платный лицей, будет расти, то большая реконструкция могла бы принести прибыль 250 тыс. рублей в год, незначительное расширение учебных помещений могло бы приносить 90 тыс. рублей прибыли. Если население города увеличиваться не будет, то крупное расширение обойдется лицею в 120 тыс. рублей убытка, а малое – 45 тыс. рублей.

Необходима информация о том, как будет изменяться население города.

2. Проведите анализ двух источников и выясните, является ли достоверной информация. Сравните информацию о хлорорганическом пестициде ДДТ из двух разных источников.

3. Первым источником является энциклопедический словарь пятидесятого года, в котором указано, что хлорорганический пестицид ДДТ считается инсектицидом, вполне применимым для использования в быту.

4. Вторым источником информации является Википедия. В интернет - энциклопедии узнаём, что хлорорганический пестицид ДДТ практически не разлагается в окружающей среде, передается по пищевым цепям и, накапливаясь в организме человека и животных, может приводить к тяжелым заболеваниям. Исходя из критериев оценки информационных источников, Википедия является более правдоподобным источником т.к. располагает более современными сведениями об окружающей среде.




Практическое занятие № 5, №6

Тема: Извлечение информации по одному основанию.

Тема: Извлечение информации по нескольким основаниям

 

Учебная цель: Формировать умения извлекать информацию по одному, двум и более основаниям из одного или нескольких источников содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информации.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- анализировать ситуации,

- осуществлять текущий контроль деятельности,

- воспринимать содержание информации в процессе устной и письменной коммуникации.

Знать:

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, удар в вечевой колокол означал, что надо собираться на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, он не сообщал никакой информации. Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи. Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации. Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее: - понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов; - обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой. В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы, т.е. распределены по их значению для решения информационной задачи.

Существует множество классификаций (по разным основаниям) видов информации. Это, во-первых классификация по способу восприятия информации человеком: визуальная; аудиальная; тактильная; обонятельная; вкусовая. Тот факт, что большую часть информации (85%) человек воспринимает визуально, делает значимым классификацию информации по способу ее представления: текстовая; числовая; графическая; звуковая; комбинированная.

Информация необходима не только отдельному человеку, но и коллективу людей и обществу в целом, поэтому существует еще одна классификация информации – по общественному значению: личная; специальная; массовая.

Человек, независимо от рода его деятельности, использует информацию для принятия решений. Поэтому важно уметь оценить свойства используемой информации. В настоящее время большое значение имеют следующие свойства:

· объективность – как показатель независимости от субъективного суждения;

· достоверность – как отражение истинного положения дел;

· полнота – как достаточность для принятия решения;

· ценность – как показатель полезности для решаемой задачи;

· понятность – как показатель доступности для использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: