Ситуация -совокупность внешних условий и обстоятельств, воспринимаемых человеком.
Ситуация - это всегда результат восприятия конкретным человеком действительности вокруг себя в соответствии со своими устремлениями и состояниями. Без восприятия субъектом ситуации нет. Одну и ту же ситуацию разные люди могут воспринять (не только оценить!) по-разному.
Следует помнить, что ситуация - это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности, когда вы сидите на занятии, может одновременно происходить образовательный процесс и пищеварительный процесс. В зависимости от внешних условий (насколько интересно занятие, каково состояние вашего организма и т.п.) один процесс будет включен вами в описание ситуации, а другой вы просто проигнорируете.
Описание ситуации - перечисление всех значимых для человека характеристик ситуации.
Очень часто, чтобы определить эти характеристики, нам приходится анализировать непосредственно наблюдаемые признаки ситуации или какие-нибудь количественные данные и результаты измерений.
|
|
Эталон -идеальный или установленный тип чего-либо; точно рассчитанная мера чего-либо, принятая в качестве образца для сравнения.
Критерии (греч. kriterion - средство для суждения) - признаки, на основании которых производится оценка.
В качестве критерия для сопоставления реальной ситуации с эталонной может использоваться как один признак ситуации, так и несколько обобщенных признаков.
Анализ ситуации - а) сопоставление характеристик реальной ситуации с характеристиками ситуации должного (эталонной ситуацией),
б) выявление взаимосвязи тех характеристик ситуации, которые противоречат характеристикам ситуации должного, с другими ее характеристиками.
В процессе анализа все объекты и явления, включенные в рамки определенной ситуации, всегда рассматриваются во взаимосвязи.
Человек осознает как проблемную ситуацию ту, в которой:
- какие-то признаки или вся их совокупность противоречат его представлениям о должном;
- внешние условия и обстоятельства не определяют однозначного решения о том, как надо действовать;
- человек осознает нехватку, недостаток чего-то важного для него, противодействие или противостояние в ответ на свои действия;
- согласно представлениям человека о должном, с одними и теми же объектами в одно и то же время должны происходить разные события или эти объекты должны иметь разные свойства.
Текущий контроль - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ или во время выполнения операции.
|
|
Основные задачи текущего контроля состоят:
- в проверке факта и качества достижения промежуточных результатов для корректировки плана деятельности
и \ или
- в проверке соблюдения параметров деятельности для корректировки действия до завершения выполнения операции.
Текущий контроль следует планировать:
- после завершения действия (шага), завершающего решение одной из задач, предмет контроля - промежуточный результат или продукт;
- перед началом действия (шага), которому предшествовали действия (шаги), выполнявшиеся разными людьми (группами), или множество действий, выполнявшихся параллельно (одновременно),
предмет контроля - факт выполнения всех операций и наличия всех ресурсов для начала действия (шага);
- перед началом действия (шага), в котором используются ресурсы, получаемые извне (люди, информация, материалы и т.п.),
предмет контроля - наличие ресурсов и их соответствие технологическим требованиям;
- в процессе выполнения действия, запланированного к выполнению одновременно с другими действиями (шагами) и требующего несоизмеримо большего времени,
предмет контроля - соответствие сроков запланированным;
- в процессе выполнения субъективно сложной или ранее не выполнявшейся операции,
предмет контроля - соответствие деятельности заданным параметрам.
Для того чтобы спланировать текущий контроль, необходимо:
- определить предмет контроля (что я контролирую),
- отметить в плане деятельности точку(-и) текущего контроля (когда я контролирую),
- определить способ получения информации о предмете контроля (как я контролирую)
Задачи практического занятия:
1. Выполнить практическое занятие;
2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Лист писчей бумаги формат А4.
2. Ручка.
3. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию:
1. Анализ ситуации.
2. Определение проблемы и модельной ситуации.
3. Использование техники списка в процессе принятия решения.
4. Выделение критериев для анализа ситуации.
5. Анализ ситуации в соответствии с заданным эталоном
6. Определение способов текущего контроля.
Инструкция по выполнению практического занятия
1.Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
2.Изучить порядок выполнения задания.