Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Ситуация -совокупность внешних условий и обстоятельств, воспринимаемых человеком.

Ситуация - это всегда результат восприятия конкретным человеком действительности вокруг себя в соответствии со своими устремлениями и состояниями. Без восприятия субъектом ситуации нет. Одну и ту же ситуацию разные люди могут воспринять (не только оценить!) по-разному.

Следует помнить, что ситуация - это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности, когда вы сидите на занятии, может одновременно происходить образовательный процесс и пищеварительный процесс. В зависимости от внешних условий (насколько интересно занятие, каково состояние вашего организма и т.п.) один процесс будет включен вами в описание ситуации, а другой вы просто проигнорируете.

Описание ситуации - перечисление всех значимых для человека характеристик ситуации.

Очень часто, чтобы определить эти характеристики, нам приходится анализировать непосредственно наблюдаемые признаки ситуации или какие-нибудь количественные данные и результаты измерений.

Эталон -идеальный или установленный тип чего-либо; точно рассчитанная мера чего-либо, принятая в качестве образца для сравнения.

Критерии (греч. kriterion - средство для суждения) - признаки, на основании которых производится оценка.

В качестве критерия для сопоставления реальной ситуации с эталонной может использоваться как один признак ситуации, так и несколько обобщенных признаков.

Анализ ситуации - а) сопоставление характеристик реальной ситуации с характеристиками ситуации должного (эталонной ситуацией),

 б) выявление взаимосвязи тех характеристик ситуации, которые противоречат характеристикам ситуации должного, с другими ее характеристиками.

В процессе анализа все объекты и явления, включенные в рамки определенной ситуации, всегда рассматриваются во взаимосвязи.

Человек осознает как проблемную ситуацию ту, в которой:

- какие-то признаки или вся их совокупность противоречат его представлениям о должном;

- внешние условия и обстоятельства не определяют однозначного решения о том, как надо действовать;

- человек осознает нехватку, недостаток чего-то важного для него, противодействие или противостояние в ответ на свои действия;

- согласно представлениям человека о должном, с одними и теми же объектами в одно и то же время должны происходить разные события или эти объекты должны иметь разные свойства.

Текущий контроль - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ или во время выполнения операции.

Основные задачи текущего контроля состоят:

- в проверке факта и качества достижения промежуточных результатов для корректировки плана деятельности

и \ или

-  в проверке соблюдения параметров деятельности для корректировки действия до завершения выполнения операции.

Текущий контроль следует планировать:

-  после завершения действия (шага), завершающего решение одной из задач, предмет контроля - промежуточный результат или продукт;

- перед началом действия (шага), которому предшествовали действия (шаги), выполнявшиеся разными людьми (группами), или множество действий, выполнявшихся параллельно (одновременно),

предмет контроля - факт выполнения всех операций и наличия всех ресурсов для начала действия (шага);

-  перед началом действия (шага), в котором используются ресурсы, получаемые извне (люди, информация, материалы и т.п.),

предмет контроля - наличие ресурсов и их соответствие технологическим требованиям;

-  в процессе выполнения действия, запланированного к выполнению одновременно с другими действиями (шагами) и требующего несоизмеримо большего времени,

предмет контроля - соответствие сроков запланированным;

-  в процессе выполнения субъективно сложной или ранее не выполнявшейся операции,

предмет контроля - соответствие деятельности заданным параметрам.

Для того чтобы спланировать текущий контроль, необходимо:

- определить предмет контроля (что я контролирую),

- отметить в плане деятельности точку(-и) текущего контроля (когда я контролирую),

- определить способ получения информации о предмете контроля (как я контролирую)

 Задачи практического занятия:

1. Выполнить практическое занятие;

2.Оформить отчёт по практическому занятию (приложение С);

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Лист писчей бумаги формат А4.

2. Ручка.

3. Карандаш простой.

Вопросы для закрепления теоретического материала
 к практическому занятию:

1. Анализ ситуации.

2. Определение проблемы и модельной ситуации.

3. Использование техники списка в процессе принятия решения.

4.  Выделение критериев для анализа ситуации.

5.  Анализ ситуации в соответствии с заданным эталоном

6. Определение способов текущего контроля.


Инструкция по выполнению практического занятия

1.Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

2.Изучить порядок выполнения задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: