Вечер 3. Что проще: прощать или просить прощения?

Что проще: просить прощения или прощать? Вчера мы говорили об обмане. Вы знаете, кто является отцом лжи? А его дети, то есть обманщики, придумали такое понятие: «чуть-чуть, сильно обманывать нельзя, а чуть-чуть можно». Более того, люди, некоторые его последователи, так и назовём их – обманщики, придумали такое понятие, как белая ложь или святая ложь. И утверждают, что не то, что нельзя обманывать, но в жизни бывают случаи, когда нужно обманывать. Вы знаете, кто придумал белую или святую ложь? Люди, которые не умеют молчать. Действительно, есть случаи в жизни, когда не надо всю правду говорить, и в таких случаях нужно просто молчать.

Как большая, так и маленькая ложь убивает отношения, убивает семьи, убивает любовь, и в конце концов, убила Бога. Мы вчера говорили об Иакове. Если уже конфликт произошел, если уже обман произошёл, скажите, есть выход из этой ситуации? Или это уже обреченность на испорченные отношения? Скажите, могла бы это история быть другой? Два брата Иаков и Исав, Иаков обманул своего брата. Как только он понял, что поступил неправильно, он мог бы принять другое решение? Людям намного проще бежать от своих ошибок, чем с ними встречаться, людям намного проще идти на большие жертвы, чем просто назвать свою ошибку по имени, и попросить прощения. Ведь не просто покидать родительский дом, не просто проделать такой длинный путь пешком, возможно, большие опасности были бы на пути. И всё это проделано для того, чтобы годы спустя встретиться опять со своим братом, и попросить у него прощения. А сколько можно было бы проблем избежать, если бы он это сделал бы сразу.

Вообще, кто должен учить детей просить прощения? Чья задача учить людей просить прощения? Похоже, мама Иакова многому его учила, а признавать свои ошибки и просить прощения, наверное, она его не научила. Жизнь его этому научила. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была проще и легче, если мы хотели бы, чтобы жизнь наших детей была проще и легче, учитесь признавать свои ошибки и учите своих детей делать это. А как детей мы обычно воспитываем? Вы знаете, можно ребенку говорить каждый раз когда он провинился: «проси у меня прощения», или если ребенок провинился перед учителем, учить ребенка, что он должен у учителя попросить прощения. И вы знаете, многие родители учат своих детей этому, но при этом дети не слышали никогда, чтобы их родители когда-нибудь признавались в своих ошибках или просили прощения. Есть родители, которые считают, что просить у своего ребёнка прощения – это значит признаться в своей слабости, значит у меня не будет авторитета перед ребенком. Вы знаете, дети воспитываются не словом, дети воспитываются подражанием, они всегда будут подражать то, что вы будете делать. Мы как родители, тоже часто допускаем ошибки, и мы часто виноваты перед своими детьми, и очень правильно просить прощения у своих детей. Только таким образом наши дети научатся просить у других прощения, и таким образом, мы сможем избавить их от очень многих проблем.

 Давайте мы откроем наши Библии, и посмотрим, чему учит нас Библия. Все вопросы, которые возникают перед нами, мы будем искать ответы на них в Священном Писании.

Добрый вечер. Сегодня ещё одна библейская история. Она записана в 50 главе Книги Бытие, 15, 16 и 17 стихи.

«И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали?

И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря»

Я хочу, чтоб вы не просто читали эту историю, а чтоб вы увидели, что там происходило, чтобы вы увидели братьев, Иосифа, представили ту обстановку, в которой они находились. Братья Иосифа, когда похоронили своего отца, собрались вместе и вспомнили, что они сделали Иосифу. Много лет прошло с тех пор, но то, что они сделали Иосифу, брату своему, преследовало их всю жизнь. Они не могли спать хорошо, Иосиф спал хорошо, они не могли. Иосиф – ему нелегко было всё это перенести, он долгое время переживал, когда оказался вдали от отчего дома. Но однажды у него сын родился, и он сказал:

слава Богу, Он помог мне забыть все беды мои, Он помог мне в чужой земле чувствовать себя как дома.

Нелегко ему было. Тем более, что он не по доброй воле попал в чужую землю. Но когда братья уже пришли в Египет, много времени они жили там, их отец был в Египте, казалось всё так хорошо, их брат их хорошо принял, лучшие земли в Египте дал. У них были преимущества перед теми, кто жил там долго, коренные жители Египта не имели таких преимуществ как те, кто приехали туда, потому что Иосиф был вторым после фараона, и у них жизнь была о которой они могли только мечтать. Но одно их преследовало всю жизнь. И это знаете, это не то, что им кто-то сделал, а то, что они кому-то сделали. Помните, что если вы попытаетесь убежать от ваших ошибок, не получится, если вам придется убегать от чьих-то ошибок будет тяжело, но окончится это время, и наступят хорошие времена, но от своих ошибок, от своего характера, от своих грехов убежать невозможно. Братья не могли понять, что происходит. Они видели, что им хорошо живется в Египте. Они думали, что всё это связано с их отцом, они думали, что это отец, и пока жив отец, всё будет хорошо, но умер отец, и тогда они начали совещаться.

– Что, если наш брат вспомнит всё? Вся власть в его руках. Отец – отца уже нет. Что если Иосиф хоть что-то сделает? Вы понимаете, что это значит? Мы бессильны. Тогда мы были сильные, нас было много, когда шёл этот сновидец, он нас боялся. Теперь всё поменялось, мы его боимся. Отец умер, надо что-то делать.

Я хочу, чтобы вы увидели, как это было.

«И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:

так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это».

(Быт.50:15-17)

Кого они послали? Кто пошёл? Симеон? Иуда? Вениамина, может. Кого послали? А может, никого? Да, Вениамин – это вариант, потому что Вениамина там не было, но скорее всего никто из братьев. С Вениамином, видите, тоже сложно. Вениамин прекрасно всё понимает, потому что он родной брат Иосифа, и по матери, и по отцу. Удобный вариант, с одной стороны, но не до конца. Но они привыкли так. Я думаю, что есть вещи, которые по наследству передаются. Многие думают, что это в генах. Может быть мы, мы многого о себе не знаем, как мы устроены. Давид пел в песне:

  славлю тебя, Господи, потому что я дивно устроен. Пс.138:14

 Кто может всё рассказать, как устроен наш организм? Люди пытаются изучить себя. Что-то удаётся, что-то знаем. Говорят, может гены, что-то передаётся. Но есть здесь опасность одна. Потому что если я решил, что это что-то с генами передается, я ничего не могу сделать, я не могу менять ничего, очень неудобная ситуация, кто-то виноват, не я. Я думаю, что-то гены передают. Есть что-то более сильное. То, что я вижу и воспроизвожу, вижу и точно, как фотография передаю. Вот есть в чертах лица что-то моего отца, моей матери, так и в моём характере есть что-то от моего отца и моей матери. И я что-то передаю, то, что я видел в его жизни, то будет в моей жизни. Это неизбежно? Не всегда. Иногда я так вижу это в моих родителях. Есть такие случаи, когда дети очень нехороших родителей, становятся очень хорошими людьми. Вы знаете, иногда бывает наоборот: дети очень хороших родителей становятся очень плохими людьми, становятся преступниками, и люди удивляются, как мог этот ребёнок, который в такой хорошей семье воспитывался стать таким плохим человеком. Бывает такое, что дети просто копируют. Если у матери неудачная семья, люди, которые наблюдают за жизнью и что-то знают, говорят, скорее всего дочь повторит историю матери. Так люди, наблюдая за другими, уже что-то могут предсказать. А иногда бывает, что пророчество не сбывается, потому что дочь или сын, им так это надоело, что они клятву себе дают – «никогда никакого своим детям!» Знаете это.

 Я понимаю, что есть намного сильнее нечто, чем даже гены, чем даже греховная наша природа. То, что Библия называет благодатью, оно необычно это. Но это из области богословия. Если из области семейных отношений, если из области воспитания детей – это намного проще, но тоже самое. Пример личный. Воспитание. Хорошее воспитание способно склонного к греху человека сделать другим. Только люди думают, что воспитание – это взять книгу по психологии, посадить ребёнка и начинать с ним занятия: что делать можно, что делать нельзя. Некоторые родители собирают много книг и начинают по рецепту воспитывать своих детей, а потом удивляются, говорят: ничего не получается, эти книги, говорят, не помогают. Эта книга – это тоже хорошие рецепты, но тут рассказы. А вы послушайте и посмотрите, что бывает.

 Но вернемся туда к Иосифу, который слышит и не может поверить, видит и пытается ущипнуть себя, «это правда или это сон?» Он слышит:

 Ты знаешь, отец оставил завещание. Завещание, чтобы ты нас простил.

 Вы слышали – завещание о прощении? Люди составляют завещание о каких-то материальных ценностях, и это очень беспокоит детей, это очень беспокоит детей, когда умрут наши родители, но он не оставит своё наследство. Ничего нового нет. Это беспокоило Иакова, когда-то и Исава. Там это проблема и появилась, так они стали врагами на всю жизнь. Завещание отец составит и кому же он отдаст предпочтение? Но то, что услышал Иосиф, это было необычное завещание. Отец, умирая оставил завещание, «чтоб ты простил твоих братьев». Как бы вы себя чувствовали на месте Иосифа? Думаю, также. Слушайте, вот этот 17 стих, вообще, вся глава, вы помните, всю мы главу уже слышали, это 50 глава Книги Бытие. Помните, что вы слышали в начале, кто был в первый наш вечер, что вы слышали в конце? До греха и после греха? Плачет Иосиф в начале главы, плачут все в конце главы, вся глава плача, и тут тоже. Только этот плач по по-другому случаю. Вся глава плачут, потому что умер. Но 17 стих – необычный плач:

«Так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего».

И дальше:

«Иосиф плакал, когда ему говорили это».

(Быт.50:17)

Я хочу, чтоб вы видели это. Он стоял, он не знал, как реагировать. Они начали говорить, он уже плакал, они ещё не закончили говорить, а он уже плакал. А он не знал, как быть. Что им сказать? Вы думаете, что он не понял, что происходит? Вы думаете, что он не понял? Этот Иосиф, вы помните, как он проверял своих братьев. Как они себя ведут? Изменились они или нет? Вы знаете, в Евросоюз трудно попасть туда от нас. Мы это почувствовали. И знаете, что проверяют в посольстве? Обманывает или нет? Правду говорит или нет? Если почувствуют, что неправду, не приедешь сюда.

В Египет собираются братья. Это как Германия, по сравнению, как в те времена. Братья собираются в посольство, визу. Иосиф проверяет: поменялись они или нет? Спрашивает:

– Как отец? Как отец ваш?

– Хорошо, отец.

– Кто у вас ещё там есть?

– Есть у нас еще один брат.

– Правда? Хочу, чтобы вы его привезли сюда.

 Привезли. Сестра Неля, помните, как вы посылали в наше посольство ещё какие-то бумаги… который нам сделал вызов. Получили документ. Иосиф смотрит: поменялось что-то или нет? Что произошло? Что-то поменялось, мне кажется, можно этим людям доверять. Приехали, живут. И теперь умер отец. Приходит кто-то от братьев. Иосиф был очень мудрым человеком. Он увидел глаза, он услышал первые слова и плакал. Он знал, что они именно по этой причине страдают как семья, а я думал, поменялось. Неужели они не поняли, что…Это парализовало его, он говорить не мог. Что легче: попросить прощения или простить? А что легче: простить или поверить, что тебе простили?

Вы знаете, какая проблема сегодня, духовная проблема всего мира? Люди не верят, что Господь их простил. И это проблема. Это проблема, даже христиан – они не верят, что Господь их простил, даже после того, как Иисус умер на кресте и воскрес, они не верят, что Господь их простил. Вообще, сегодня тема, знаете какая? Праведность по вере. Мы будем говорить на эту тему чуть позже, потому что наша программа делится на 2 части: это то, что в ваших программках не указано, я вам скажу: первая часть 6 вечеров – это называется «Берегите отношения», вторая часть – четыре последних вечера, это называется «Берегите веру». Первые 6 вечеров – отношения между людьми, последние 4 вечера, мы будем говорить о наших отношениях с Богом. Это как 10 заповедей. Только наоборот, мы начали со второй скрижали. Мы будем об этом говорить, потому что многие сегодня много говорят о праведности по вере и не понимают, что это такое.

 Но вернемся сюда к Иосифу. В жизни Иосифа, он на своём опыте понял, что такое прощать. Вся его жизнь, вся его история долгая – это очень интересная история о том, что такое прощение. Если вы будете знать его историю, намного легче будет решать многие вопросы. Эта проблема в его семье уходила далеко в прошлое. Эта история мы уже о ней говорили, это проблема его семьи, где он вырос, эта проблема была ещё в семье его отца, и она ещё не решилась. Иосиф столько страдал от этого. Эта проблема тесно связана с обманом, обман и прощение, прощение и обман. Что делать, когда это уже случилось? Как правильно поступить? Как выйти из этого тупика? Очень простой ответ: если что-то случилось – прощение, проси прощения, прощай. Но это легко сказать, а очень трудно сделать. И Иосиф это видел и знал. Это сложная такая проблема, потому, Библия называет её общим словом – грех. Но чтобы объяснить, что такое грех, Господь дал 10 заповедей, а люди взяли эти 10 заповедей и разделили их и говорят: «а, это одно, это другое». Не понимают, что это одно, если нарушаешь этот закон. Нельзя делить. Людям очень хочется разделить. Что происходит? Что произошло в семье Иакова? Ну, обманул, обманул, главное, чтоб я был хорошим человеком, я буду дальше хорошим человеком. Он не понимал, что один грех связан с другим грехом.

Скажите, какую заповедь нарушил Ева? Какую? Обманула? Украла? Убила? Первую заповедь? 10 заповедь? Да любую заповедь назовите, почти все. Знаете, даже 7 заповедь. Потому что если вы думаете, что седьмая заповедь начинается, когда уже измена произошла, то очень легко такого человека привести к нарушению этой заповеди. А если нарушение 7 заповеди начинается с нарушения совета, в Новом Завете он есть:

  не разлучайтесь друг с другом, разве что для поста и молитвы.

 То вы поймёте, что Ева сделала уже один шаг от Адама. И там целый букет. Это грех, и всё связано. Иаков обманул своего отца, Иаков обманул своего брата, Иаков украл. Что украл? Спросите Исава, что украл. Послушайте, что Исав скажет, что сделал Иаков. Иаков идёт к Лавану. Помните? Уходит и оттуда. Почему уходит? Догоняет его Лаван. Послушайте, что скажет Лаван, что сделал Иаков.

Похитил сердце Лавана.

 Если вы почитаете, дома почитайте эту историю. Почитайте, думая о том, какую заповедь нарушил, и как исправить всё… В жизни Иосифа вот это проблема греха, обмана, прощения. Много он страдал из-за этого. Почему так произошло, что делал Иаков в своей семье? Он выделил Иосифа и давал ему лучшее, по сравнении с братьями. Понимаете, как это повлияло на отношения детей? У Иосифа даже был конфликт на эту тему, когда Иаков благословлял его детей, конечно, этот конфликт был интеллигентный. Иосиф был очень воспитанный сын, и он очень скоро отступил, и сказал: хорошо, но ему, если вы прочитаете ту главу, там написано, что Иосифу было очень больно, что Иаков сделал так, благословил старшего, поменял местами. Это что-то напоминало Иосифу, его отец от этого страдал что поменялось благословение. Он от этого страдал, что он как младший сын был выделен отцом. Ему было очень больно. Он смотрел на своего отца, и он понимал: ничего не поменялось, и ему было очень больно, но он был хорошим сыном, он ничего отцу не сказал. Он не допустил греха, он знал 5 заповедь, хотя она тогда ещё не звучала, потому что 5 заповедь говорит: почитай отца твоего и мать твою. Какого отца: хорошего или плохого? Там написано: отца твоего. А если отец плохой? А если он преступник, если он пьяница, а если… Какого отца почитай? А если он обманщик? Иосиф знал, что всё это грех будет, потому, он сказал: хорошо, отец.

Вся жизнь Иосифа было последствием обмана, последствием воровства, последствием пожелания чего-то, последствием греха. Что теперь нужно? Как решить эту проблему? Иосиф не знал, и принял единственно правильное решение. Плакал. Что бы вы сделали? Что бы вы сказали братьям? Он сказал потом:

«Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.

 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога»

(Быт.50:18,19)

Что легче: прощать? Просить прощения? Некоторым людям одно. Они так легко прощают. Некоторым другое – они так легко просят прощения. Что-то сделал: прости, пожалуйста, что-то сделал, прости, пожалуйста, ещё что-то сделал: прости, пожалуйста. Пётр однажды спрашивает Иисуса, говорит:

– Сколько можно это терпеть? Скажи: три раза? Семь раз, может?

–Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Матф.18:22

– Сколько можно этому верить? Просит прощения и делает то же самое.

 Помните, Авраама? Говорит: это моя сестра. Что дальше? Опять: моя сестра. Что его дети? Опять: это моя сестра.

– Сколько это можно терпеть?  

Иисус говорит: давай ещё.

Это проблема лечится только одним средством. Знаете каким? Только вера, только верить. Благодаря тому, что Иосиф верил своим братьев, тем, кому нельзя было верить, они остались живы. Этой веры не хватало братьям. Очень трудно делать, когда сам так поступаешь. Понимаете, почему братья просили Иосифа простить их? Понимаете, почему братья придумали всю эту историю с завещанием? Они никак не могли поверить, что такое может быть. Они не могли поверить. А знаете, почему? Они знали, что бы они сделали на месте Иосифа. Они каждый раз спрашивали себя: что бы я сделал на месте Иосифа.

– Я знаю, что я бы сделал. Надо что-то предпринимать. Что бы я сделал на месте Иосифа? Симеон, что думал? Иуда, что думал? Иуда – тот, который деньги считал?

Прошло много лет. Другой Иуда считает деньги. Там надо сказать, что два человека были на равных – Петр и Иуда, они сделали то же самое, отказались от Иисуса, и один, и другой предал. Но Петр выжил, а Иуда умер. Знаете, почему? Пётр стоял с Иисусом, Иисус спрашивал его:

– Симон Ионин, любишь ли ты Меня?

– И он стоял, говорит: я не знаю, что, как это со мной что происходит. Ты лучше знаешь, Ты так меня хорошо знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– А Иисус говорит: Петр, любишь ли ты Меня?

– Петр говорит: Ты знаешь, Господи. Я даже не знаю, как сказать.

– Иисус говорит: Петр, любишь ли ты Меня?

 Пётр плакал. Он знал то, что знал Иосиф, единственное, что можно делать на этой земле, нет средства против греха на этой земле. Иисус пришел на землю, Он смотрел на Иерусалим, ученики Его окружали, посмотрел на храм, ученики на Него смотрели, смотрели куда Он смотрит, и говорит:

– Правда, красиво? Смотри, какие камни. Правда, красиво?

А Иисус плакал. Почему Он плакал? Он знал, что против греха есть только одно – верить, до конца верить. 

– Так они же тебя убьют. Они уже раз это сделали. Иуда же тебя продаст, он уже деньги считал. Кому Ты доверяешь? За кого Ты собираешься страдать? Что ты делаешь?

А Иисус плакал. Потом плакали женщины, когда Иисус шел на Голгофу, Он уже принял решение, что Он будет делать на Голгофе. Женщины плакали, Иисус заметил их и говорит:

Не плачьте.

Потом уже на Голгофе. Всё. Свершилось. Стало темно, земля затряслась, завеса в храме разорвалась, агнец убежал, стоял сотник римский, Иисус что-то сказал:

  Отче, прости им. Они не знают, что делают.

 Они не знают, вообще, что делать. А вообще, делать ничего невозможно. С грехом, для греха нет дела. Вы не можете делами спастись. Только верою. И знаете, какой верой? Мы поговорим об этом попозже. А сейчас я хочу, чтобы мы помолились вместе.

Отче наш. Такую жертву Ты принёс, потому что веришь, что мы можем стать похожими на Тебя, не по нашим заслугам, в нас ничего хорошего не осталось, мы все заповеди нарушили, мы всё перепутали: и веру, и дела, и закон, и всё. И мы просто стоим перед Тобой, не знаем, что делать, а Ты знаешь, потому что Ты уже это сделал. Слава Тебе за это!

Когда Ты придёшь, Господи, мы так надеемся, что будем среди спасенных Твоих детей, и мы не умрем, потому что умер Твой Сын. И это наша надежда. Он знал, что надо делать, Он знал, что такое грех, Он знал, что такое послушание, Он знал, что такое отношения, и как их нужно беречь. Благодарим Тебя за Слово Твоё, что Ты донес до нас. Это Слово хотели на этой земле уничтожить, но Ты знал, что делать, чтобы у нас было самое главное: вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Господи, слава Тебе за это! Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: